21 января 2023

О, клад: удивительные находки Крыма

О, клад: удивительные находки Крыма

Фото: Гала Амарандо

При слове «клад» у романтиков загораются глаза. Воображение рисует злато-серебро, что вываливается из кувшина… Однако мало кто сознаёт: каждая находка когда-то спрятанных в земле или руинах денег и драгоценностей – это зримый след личной трагедии. В лихой год человек пытался сберечь самое ценное, надеясь вернуться к мирным временам, но участь его оказалась печальной. Расскажем о наиболее значимых сокровищах, найденных в Крыму, и попытаемся увидеть в тусклом сиянии презренного металла отблески исторических событий и людских судеб.

Крепкий орешек

Памятник археологии Мирмекий в Керчи – своеобразный рекордсмен. За два столетия исследований античного местечка и его ближайшей округи людям открылись восемь кладов! Видать, трудолюбивыми были здешние жители и откладывали деньги на чёрный день. Однако сколько раз разрушали городок набеги кочевников или междоусобицы местных правителей, столько же мирмекийцы отстраивали свои жилища заново.

А как известно, кто везёт, тому и везёт. Фортуна дважды улыбнулась простым работягам: в 1840 году землекопы, строившие шоссе, выкопали горшочек с золотыми монетами. Спустя почти 150 лет уже другие – советские – труженики подняли из котлована около трёх тысяч серебряных статеров. Керченские старожилы рассказывают: на радостях пролетарии отправились в пивную, где после третьего бокала пытались расплатиться боспорской валютой.

Учёным-археологам тоже повезло: они добыли четыре клада бронзовых монет. Один из них удивил не  только содержанием, но и формой. 25 веков назад человек укрыл в расщелине более 700 монет, упакованных в полотняный или кожаный мешок. От долгого лежания в земле деньги слиплись в ком, похожий на орех.

Под охраной Деметры

В начале 2000-х годов при расчистке святилища богини плодородия Деметры студент-волонтёр заметил в кладке алтарного помещения кувшинчик. Он содержал 99 статеров, отчеканенных из сплава золота и серебра в V веке до нашей эры в малоазийском городе Кизик. Пухленькие «кизикины» были на тот период основной денежной единицей Причерноморья.

Весьма значительная сумма, хорошая сохранность монет и место их свидетельствуют говорит о том, что казна могла принадлежать храму. Необходимость надёжно её спрятать диктовали военные действия, которые вёл Пантикапей за присоединение к своим землям Феодосии. Союзники «богом данной» в ответ высаживали морские десанты по всему побережью Боспора. Мирмекий уцелел, но фортуна была немилостива к тем, кто знал, где находится сокровище.

Зато опять проявила характер Клио: площадь, где обнаружились «кизикины», считалась наиболее изученной. А прямо по остаткам стены, где покоился кувшинчик, проходила дорожка в сторону пляжа, протоптанная нашими современниками.

Привет от Македонского

Хотите – верьте, хотите – нет, но спустя ровно 19 лет после открытия сосуда с «кизикинами» в Мирмекии опять нашли клад! На этот раз виновницей торжества стала девушка-волонтёр. Лёгким движением руки она открыла миру симпатичный глиняный горшок с 30 золотыми монетами периода царствования Александра Македонского.

Полновесные статеры создателя мировой державы ценились во всех краях ойкумены, в том числе в Мирмекии. Город пребывал в расцвете, когда внезапно на него обрушились несчастья. Основы экономики Боспорского государства – рыболовство, виноделие, производство зерна, выгодная торговля со странами Средиземноморья – подорвали сначала столкновения со скифами, а затем междоусобные войны за престолонаследие. Некий богатый мирмекиец успел спрятать свои сбережения, но сам, очевидно, погиб.

Деньги Македонского находили в Крыму и ранее, но единичные экземпляры. Клад представляет прекрасную коллекцию раннеэллинистических статеров, имевших хождение на Киммерийском Боспоре.

Хранители Таракташа

Экзотические древности можно найти не только в живописных руинах. Так, обычное с виду село Дачное (историческое название Таракташ) на подъезде к Судаку на протяжении минувшего столетия порадовало пятью кладами – в основном медными монетами Боспора. По всей видимости, в начале нашей эры тут располагалось селение, где обосновались люди, бежавшие из городов во время вторжения кочевых племён.

Наиболее значимым был первый «транш»: при строительстве дома из неглубокой ямки извлекли около двух тысяч монет. Их немедленно растащили селяне. Самые ушлые быстренько продали свои части коллекционерам и туристам. Казалось бы, ценное, с точки зрения науки, собрание навсегда потеряно. Но, по счастью, о находке узнал Александр Стевен – председатель Таврической учёной архивной комиссии, общественной организации, объединявшей знатоков истории и природы Крыма. Человек небедный, Стевен приобрёл 600 монет, описал их и безвозмездно передал в Симферопольский музей древностей.

От внимания истинного краеведа не ускользнула важная деталь: рядом с местом обнаружения клада росла старая шелковица, чей возраст насчитывал не менее тысячи лет.

«Затворились корсуняне»

Семь кладов за 70 лет исследований – таков результат планомерной работы в Херсонесе Таврическом в Севастополе. Все клады датируются одним временем. Это 988 год, когда у стен Корсуня (так назвался город в средние века) появилось войско русичей во главе с князем Владимиром. Он намеревался наказать вероломных императоров Византии за нежелание выполнять взятые на себя обязательства. Осада длилась более полугода. Корсуняне изнемогли, когда неприятелю удалось лишить крепость воды. Понимая, что воинственные русы не оставят камня на камне, граждане стали готовиться к худшему и прятать нажитое добро.

Один из горожан замешкался, и, когда дружинники пошли на штурм, владелец усадьбы уже не имел возможности искать подходящее место. В земляном полу он наскоро вырыл ямку, сложил в неё своё богатство и, натужившись, привалил его тяжёлым известняковым блоком. Однако судьба оказалась немилостива к обитателям дома. Он простоял ещё триста лет, меняя хозяев, но никто так и не догадался о сюрпризе.

Нет повести печальнее…

Грабёж могил в поисках сокровищ был во все времена рискованным, но выгодным занятием. Достаточно вспомнить, что в XIX столетии в Керчи, охваченной «золотой лихорадкой», сформировался клан профессиональных копателей древних захоронений. Они получили меткое прозвище «счастливчики».

О незавидной доле средневекового мародёра повествует клад, найденный на городище Мангуп в Бахчисарайском районе.

В XI столетии процветающий город постигла катастрофа. Случилось ли землетрясение либо военное нападение, неясно, но следы сильного пожара говорят: люди бросились спасать имущество. В их числе был человек, промышлявший неблаговидным делом: он втихаря раскапывал могилы пращуров. Как-то ему крупно подфартило: чьи-то бренные останки украшали золотые изделия тонкой работы византийских мастеров: крест с гранатовой вставкой, нашивки на одежду, застёжки, подвески, украшенные зернью серьги. Грабитель мертвецов схоронил добычу в стене дома, но к тайнику уже не вернулся.

Под небесным покровительством

В эпопее обнаружения кладов отличилась и столица Крыма. В 1967 году в окрестностях Симферополя рабочие-строители нашли более 2,5 кг золотых и серебряных предметов – имущество семьи богатого феодала. Происхождение многих вещей, характерных для Индии и Малой Азии, Венеции и Генуи, свидетельствует о контактах Золотой Орды, державшей под неусыпным контролем Великий шёлковый путь.

Высокий социальный статус хозяина дома подчёркивает пайцза – позолоченная пластина. Надпись на ней сообщает, что владелец «охранной грамоты» находится под покровительством неба и хана.

Однако в начале XV века геополитическая ситуация изменилась. После смерти Чингиз-хана начался распад некогда могущественной степной империи, за которым последовало создание отдельных государств, сопровождавшееся кровавыми столкновениями правителей улусов.

Судя по деталям, клад прятала супруга бывшего ханского ставленника. Мужчина, очевидно, уже погиб, и его жена понимала, что смерть угрожает ей и детям. Женщина сорвала украшения со своего роскошного головного убора, собрала драгоценности и деньги, согнула пополам пайцзу, которая могла стать уликой, и засунула всё в первый попавшийся горшок.

Лодочки судьбы

На вершине центрального холма Алушты турист может посетить музей под открытым небом – руины средневековой Лусты. Крепость играла важную роль в торговле Востока и Запада: она охраняла покой купцов – выходцев из итальянской Генуи. Добрых сто лет здесь располагалась фактория, где пересекались коммерческие магистрали: «из варяг в греки» и Великий шёлковый.

Археологические раскопки открыли миру множество страниц истории Алушты. В массивных фундаментах, сложенных из грубо отёсанных камней, угадываются оборонительная стена, жилые дома, церковь.

При расчистке очередной кладки учёные увидели глиняный сосуд, треснувший вследствие пожара. К счастью, не пострадало содержание кувшина – 17 серебряных слитков, формой напоминавших небольшие купеческие суда-ладьи. Общий вес находки составил почти 3,5 кг. Увесистые бруски широко использовались на территории Золотой Орды в качестве платёжного средства при крупных сделках. Сопутствующие кладу артефакты показывают, что трагедия произошла в 1475 году. Крымское побережье внезапно атаковала Турция. Луста и другие города обратились в развалины.

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: Гала Амарандо