В военную историю Отечества они вошли под названием «ночные ведьмы». Дали им его немцы, но оно настолько прижилось, что вскоре и свои стали называть так же. История «ночных ведьм» началась задолго до победного 1945-го.
По призыву комсомола
Женский авиационный полк – необычное явление в Военно-воздушных силах. Но когда война всенародная, защита Родины становится делом каждого. А так как большое количество девушек прошло через созданную в стране систему аэроклубов, их решили использовать по специальности.
В октябре 1941 г. после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве начали формировать женскую авиационную часть. Руководство возложили на известную всей стране лётчицу, Героя Советского Союза Марину Раскову. Недостатка в желающих сражаться в небе не было. Группами и в одиночку к зданию ЦК комсомола шли лётчицы аэроклубов, студентки, работницы московских фабрик и учреждений.
16 октября костяк будущей женской авиачасти выехал в город Энгельс на Волге. Здесь в начале 1942 г. после упорной учёбы сформировали три полка – истребительный, скоростных бомбардировщиков и лёгких ночных бомбардировщиков. В дальнейшем первые два стали смешанными. И только полк ночных бомбардировщиков, командиром которого назначили Евдокию Бершанскую, до конца войны оставался женским.
Боевое крещение
В мае 1942 г. полк вылетел на Южный фронт. Командование авиадивизии встретило необычное пополнение настороженно. Сомневались, сможет ли «девичий полк» вынести все тяготы фронтовой жизни. Но вскоре девушки доказали, что они умеют воевать не хуже мужчин.
Настоящее мастерство и боевую закалку полк приобрёл в предгорьях Кавказа осенью 1942 г. Горная местность, сложные метеоусловия создавали большие трудности в полётах, но, преодолевая их, лётчицы повышали своё мастерство. Уже здесь, на Северном Кавказе, враг познал силу и точность бомбовых ударов советских лётчиц, и здесь их стали называть «ночными ведьмами».
За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 г. полку было присвоено звание гвардейского, и отныне он стал именоваться 46-й гвардейский полк лёгких ночных бомбардировщиков. К началу октября 1943 г. за отличие в боях по освобождению Кубани и Тамани 46-му гвардейскому полку было присвоено наименование Таманский.
К несчастью, война – не только радость побед, но и горечь потерь. В сражениях над «Голубой линией» (система немецких укреплений на Кубани) погибли четырнадцать девушек-лётчиц. Среди них ветераны полка, первыми пришедшие в него, – Герой Советского Союза Дуся Носаль, Галина Докутович, Полина Белкина, Тамара Фролова, Ира Каширина.
Крымский путь
После Тамани полк начал боевую работу по освобождению Крыма, для чего его временно включили в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии. Маленькие По-2 участвовали во всех главных событиях, происходивших на крымской земле, пройдя путь от восточного побережья до Севастополя.
С середины октября 1943 г. полк летал через Керченский пролив в Крым, где поддерживал высадку десанта в Эльтигене. А кроме того – бомбовые удары по вражеским аэродромам, укреплённым пунктам, аэродромам, плавсредствам, на которых немцы пытались уйти из Крыма в Румынию.
Активно участвовал 46-й гвардейский Таманский полк и в боях за Севастополь. Одна из лётчиц полка вспоминала: «…Мы летали на Тамань, Керчь, Симферополь и Севастополь. Поскольку почти все девчата были новичками, полк понёс большие потери. В первый бой я шла вместе с командиром звена – лейтенантом по имени Светлана, которая служила в авиации ещё до войны. Груз – 400 килограммов мелкоосколочных и зажигательных бомб, которыми мы обрабатывали вражеские укрепления. Немцы хорошо подготовились: лётчиц встретили лучи прожекторов и плотный огонь зениток… Над Керчью был подбит и сгорел самолёт, который вела девушка по имени Полина – выпускница Московского университета. Всего над полуостровом погибло 10-12 девчат».
Насколько дорого обошлись полку Крым и Севастополь, можно понять по сухим цифрам. Всего за годы войны боевые потери полка составили 32 человека, треть из них – в боях за полуостров. Несмотря на то что лётчицы гибли и за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги, собранные полком, объездила все места, где упали самолёты, и разыскала могилы всех погибших.
Юные и отчаянные
В боях за Крым девчонки, большинству которых не было и 20 лет, совершили больше всего боевых вылетов – 6140. 24 апреля 1944 г. за участие в освобождении Феодосии 46-й полк был награжден орденом Красного Знамени.
В боях за Севастополь отличилась одна из самых отчаянных лётчиц – Евдокия (Дуся) Пасько. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, она была награждена за годы войны орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В 45-м ей было 25 лет…
Евдокия Борисовна умерла недавно – в 2017 г. После Победы она окончила механико-математический факультет МГУ, защитила учёную степень кандидата наук и работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища.
Над Севастополем девушки делали ту же работу, что и всю войну. Штурмовали немецкие позиции, не давая противнику спокойной жизни по ночам, иногда вывозили раненых, подбрасывали вырвавшимся вперёд наземным частям боеприпасы.
Нужно сказать, мужчины-лётчики берегли своих коллег-девушек. Если маленький женский экипаж попадал в тяжёлое положение, истребители мужских полков приходили на выручку.
Через несколько дней после победного салюта в честь освобождения Крыма полк перебросили на 2-й Белорусский фронт. На его гвардейском знамени сверкал боевой орден Красного Знамени, полученный за бои в Крыму, и орден Суворова 3-й степени за освобождение Белоруссии. За три года непрерывных боевых действий на фронтах Великой Отечественной полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, сбросил 3 миллиона килограммов бомб.
Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учебу.
Источник: https://gazetacrimea.ru/news/