Субтильная девушка в Копенгагене напоминает миру о том, что в Дании родился «русалочкин папа» – великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Фото: ferryscanner.com
Русалок, обитающих в Копенгагене и Мисхоре, разделяют 1967 км и два моря – Чёрное и Балтийское. Солёность или температура воды неважны для морских дев. Для них главное, чтобы люди продолжали верить в сказку.
Водяная дева – образ, широко распространённый у многих народов. Одним из литературных воплощений мифологического персонажа стала Русалочка – героиня одноимённой сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Замечательное произведение о юной дочери морского царя, решившей отказаться от жизни в пучине ради того, чтобы обрести человеческий облик и любовь принца, в дальнейшем было воплощено всеми видами искусства.
В начале ХХ столетия в Королевском театре Дании по мотивам сказки поставили балет. Предприниматель Карл Якобсен, восхищённый исполнительницей главной партии Эллен Прайс, решил воздвигнуть в честь Русалочки памятник. В 1913 году на набережной Копенгагена установили бронзовую скульптуру: очаровательная барышня с плавниками вместо ног и лицом Эллен Прайс сидит на прибрежных камнях и задумчиво глядит вдаль в надежде хотя бы мельком увидеть своего возлюбленного.
Судьба Русалочки оказалась печальной не только в сказке. Изваяние неоднократно становилось жертвой хулиганов. Они покушались то на голову бедной девушки, то на руку, то на постамент. Однако, несмотря на все сложности бытия, упрямая Русалочка не сходит с места в надежде на то, что принц обязательно вернётся за ней.
Не менее загадочна и романтична история крымской русалки. Она появилась у берегов Мисхора в 1905 году. В то время территорию занимало имение Феликса Юсупова, генерал-губернатора Москвы, одного из богатейших людей России. Поклонник муз украсил парк великолепными скульптурами. Не все пережили катаклизмы XX века, но, по счастью, и сегодня на набережной можно видеть прекрасную композицию «Арзы и Али-Баба». Напротив них возвышается в море бронзовая дородная дама с плавниками вместо ног и человеческим детёнышем на руках.

Как и положено сказочному существу, мисхорская русалка претерпела ряд чудесных превращений. Складывается впечатление, что ваятель, подобно Пигмалиону, вдохнул жизнь в своё творение. Изначально она была нимфой – персонажем древнегреческой мифологии. Душа моря была одинока и пуглива, пряталась, но потом осмелела, вышла к людям и… родила вполне нормального малыша-крепыша.
Если говорить серьёзно, то в процессе изучения старинных изображений выясняется, что за минувшие 120 лет Мисхор украшали три или четыре дивы. Две из них сохранились: одна вот уже 40 лет отдыхает на скале, а её предшественница, изрешечённая пулями во время Великой Отечественной войны, нашла приют в ялтинском музее «Поляна сказок».