22 января 2023

На природу: изучаем окрестности горы Парагильмен

На природу: изучаем окрестности горы Парагильмен

Фото: Кирилл Белозёров

Гора Парагильмен неожиданно открывается с дороги, ведущей из Алушты в Ялту. Трапециевидная форма массива, его отвесные скалы напоминают зиккурат Древней Месопотамии или бастион средневековой крепости. Давайте отправимся на изучение этой твердыни!

В тихом омуте

Фото: Кирилл Белозёров

На вершину Парагильмена ведут несколько троп, обходящих обрывы, доступные только альпинистам. Самый интересный путь для «нормальных героев» начинается от Горного озера. Безликое название абсолютно не соответствует статусу озера-загадки. А они тут на каждом шагу.

Берег украшают здоровенные диоритовые валуны. Их окатанная форма характерна для камней, которые переносят ледники. Существует версия, что перед нами – зримые следы Великого оледенения. Воображение уже рисует мамонта, промелькнувшего среди деревьев, но истина дороже: само озеро образовано не ледниками. Пруд выкопали здешние колхозники в 30-х годах минувшего столетия для полива сельхозугодий.

Историческое имя урочища – Мухаль – очень древнее, возможно, данное ещё таврами или скифами. Отголоску бесписьменной эпохи созвучны современные слова, имеющие в различных языках тюркской группы значения «согласие», «хороший», «плодородный». Прекрасная характеристика местности!

Тем, кто жаждет

Дорожка вступает в сумрачный буковый лес и приводит к роднику Талма. Название переводится с крымскотатарского как «утомляться». Здесь когда-то проходил путь на высокогорные пастбища. Надо полагать, в имени источника отразились пастушьи заботы. Да и нам можно немного отдохнуть.

Место для питья оборудовано не только функционально, но и с глубоким смыслом. В блоке прочного мраморовидного известняка мастер вырезал желобок. Его оконечность выполнена в виде сложенных в пригоршню ладоней. Вода изливается в руки путника, журча: «Хвала Всевышнему, дающему живительную влагу». Строительство фонтана считалось у крымцев высшей добродетелью и богоугодным делом.

Тропа тянется сквозь чащу, преодолевая завалы рухнувших деревьев. Но вот подъём становится более пологим, и через несколько минут вершина распахивается в синий простор неба и моря. Начинаем любоваться и размышлять!

Когда Земля была подростком

Геологическое прошлое Парагильмена – это готовый сценарий фильма-катастрофы, рассказывающего о ранней истории нашей планеты.

В отдалённые эпохи на месте нынешней главной горной гряды колыхалось море. Его дно устилали ил, глина, песок. Когда вода отступила, ил стал загустевать и со временем превратился в камень-известняк.

Затем в процесс созидания Южного берега включились вулканы. Они показали себя своеобразно: пытаясь выбраться наружу, магма приподнимала уже сформированные пласты осадочных пород. Силы, бьющие из недр молодой Земли, буквально разодрали монолитную скалу. По ней проползла трещина, и в следующее мгновение откололся громадный блок. «Отторженец» был настолько массивен, что не улетел в пропасть, разлетевшись на обломки, а начал сползать по склону, сложенному глинистыми отложениями. Но, похоже, застрял на полпути.

А вулканы-хулиганы понемногу утихомирились. Магма так и застыла в толще, а потом дожди и ветра сорвали с поверхности сравнительно тонкий покров, и миру явились куполообразные горы – Кастель, Чамны-бурун, Аю-Даг.

Восторгаясь и озирая

Виды с вершины Парагильмена захватывающи: с высоты 860 метров открывается круговой обзор Большой Алушты.

Фото: Гала Амарандо

Сначала полюбуемся прибрежными красотами. Прямо под нами – припорошенный снежком серый буковый лес с зелёными крапинками сосен и синими озёрами. В центре панорамы – купол горы Кастель (в переводе с итальянского «крепость»). Отлично просматривается Кровавая скала, вошедшая в легенду о защитниках городка. Влево от Кастели – просторная долина, где уютно расположились Алушта и охраняющая её покой гора Демерджи. Дальше сквозь морозную дымку проступают библейские холмы Восточного Крыма. Справа от Кастели из кипарисов выглядывает красная островерхая крыша замка, построенного княгиней Гагариной в 1907 году. Великолепен припавший к воде Аю-Даг – Медведь-гора.

Если стать к морю спиной, взору откроется склон главной гряды. Как будто готовясь взлететь, расправила отроги-крылья Куш-Кая (Скала-птица). Рядом с ней – одетый в пышную шубу Чамны-бурун (Сосновый мыс). За ними надёжно спрятались лунные пейзажи Бабуган-яйлы и дремучие леса природного заповедника.

Музей естественной истории

Необычное происхождение Парагильмена обеспечило ему славу музея естествознания под открытым небом. Причём не разложенных по полочкам артефактов, а полноценного исследовательского центра, где тайны открываются настойчивым и любознательным. Ведь не зря территория имеет сразу два охранных статуса: памятник природы и ботанический заказник.

В скальных трещинах на обрывах вполне уверенно себя чувствуют можжевельник и липа, ясень и рябина. В одной из расщелин спрятался подальше от житейских бурь реликтовый тис. Мощное красивое дерево приближается к тысячелетнему возрасту! Другая ботаническая диковинка – несколько 200-300-летних экземпляров дикой груши. Они обосновались на поляне, напоминая, что в прошлой жизни Парагильмен был частью относительно ровной Бабуган-яйлы.

Абсолютный уникум здешней природы – смолёвка яйлинская. Представьте себе: скромный полукустарничек выбрал для обитания на нашей планете одну-единственную локацию – крымские плоскогорья! Редчайшее растеньице нуждается в защите. По этой причине заповедник местного значения Парагильмен следует перевести в разряд территорий общегосударственной важности.

Заповедник слов

Фото: Гала Амарандо

Все народы, населявшие в разные периоды наш благословенный полуостров, называли значимые объекты на свой лад, пытаясь «сделать себе имя», как рассказывает Библия о строительстве Вавилонской башни.

Такая же история произошла с Парагильменом. В его названии так «смешались языки» и настолько переплелись европейские и тюркские корни, что растущие из них смыслы можно трактовать как заблагорассудится. Греческая версия, как и должно быть на родине философии, содержит мировоззренческий подтекст: «пара хиноме» означает «находиться за пределами», «выходить за рамки», что подчёркивает обособленность горы. Вольный перевод с турецкого звучит проще и, главное, жизнеутверждающе: «ко мне приходят деньги», «иди за деньгами». Скорее всего, это просто одинаковое звучание слов, непохожих по смыслу в разных языках. Однако, как говорят знающие люди, нет дыма без огня… Ох, не зря романтики называют Парагильмен гигантским сундуком, набитым сокровищами – фактами из геологии и ботаники, истории и этнографии, языкознания и фольклора. Золотые крупицы знаний ждут своих открывателей!

Текст: Кирилл Белозёров
Фото: Кирилл Белозёров