15 июня 2024

Маэстро крымской акварели: жизнь и творчество Якова Басова

Маэстро крымской акварели: жизнь и творчество Якова Басова

Фото: Михаил Семёнов, Михаил Гладчук

Такую формулу творчества вывел художник Яков Басов. В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения маэстро крымской акварели.

Перекрёсток всех путей

Басов сызмальства впитывал цвета и образы родного Симферополя. «Детство впаяло в меня дворики, улочки, яркость людей и жгуче-голубое небо. С тех пор, как я себя помню, притягивал красочностью симферопольский рынок – неповторимый мир, перекрёсток всех дорог Крыма. Горы дынь и арбузов, лошади у телег, загорелые люди в ярких одеждах – и всё это под ослепительным солнцем! Таково было моё первое художническое видение», – вспоминал рыцарь света.

«Симферополь. Солнечный день» (1928) – одна из самых ранних сохранившихся работ Басова

Вглядываясь в залитые солнцем улочки старого города, вспоминаешь слова Якова Александровича: «В детстве я был до отказа «набит» цветным миром».

Свои впечатления мальчишка пробовал отразить на бумаге. Отец, столяр-краснодеревщик, тоже натура творческая, не препятствовал увлечению сына. Более того, прознав, что известный в городе человек – академик живописи Николай Самокиш набирает учеников в студию, решился показать ему Яшкины рисунки.

Николай Семёнович поглядел внимательно, улыбнулся в густые казацкие усы и вынес вердикт: «Мал золотник, да дорог!». И правда, исполнилось юному дарованию всего-то восемь годков.

Пробудил художественное начало

Восемь лет ученичества у Самокиша пролетели незаметно. «Мир открылся мне. С какой охотой я с утра уходил в улицы, переулки, дворы – и писал до самого вечера. А потом обязательно к нему – единственному учителю! Моё появление радовало Николая Семёновича. При всей своей сдержанности он хвалил меня, и это побуждало во мне неистребимое желание воплощать увиденное сильнее, шире, ярче, искреннее. С рассветом – я снова с красками по городу. Не это ли счастье!» – пишет Басов в книге «Творчество – это судьба».

Как-то раз юноша забрёл в Цыганскую слободку на окраине Симферополя. Эмоциональная энергетика и внутренняя свобода древнего народа произвели сильнейшее впечатление на Якова. Разноцветные одежды в контрасте со смуглыми лицами так и просились на полотно. Так в 1932 году появилась «Цыганка» – знаковая работа молодого мастера. «Она такая, как я. И сколько бы я ни метался, гася в себе огонь жизни, я такой же, как она, моя далёкая «Цыганка», – признался художник спустя многие десятилетия.

«Цыганка» (1932)

«Крымские цыгане – моё любопытство и страсть, – пишет Басов в книге «Творчество – это судьба». – Ах, какое это было время! Никакого предугадывания результата, ничего, кроме безумия красок. Я уносил с собой мою влюблённость в солнце, выплеснутое на этих удивительных людей».

МНЕНИЕ

Борис Зелинский, руководитель галереи «Арт-Бульвар»

Мэтры крымской школы живописи, которых можно поставить в один ряд с Яковом Басовым:

  • Фёдор Захаров, заслуженно считающийся одним из основателей крымской импрессионистической школы. Основная тема его творчества – лирические крымские пейзажи и яркие натюрморты. Оценочная стоимость картин – от 80 тысяч до двух миллионов рублей.
  • Валентин Бернадский – один из основоположников современной крымской художественной школы. Его увлекали колористика, образная структура, мировоззренческие мотивы.
  • Валентина Цветкова, владевшая несколькими техниками живописи и графики: масло, пастель, акварель, акрилак, карандаш, фломастер. Главная тема произведений – красота земли, многообразие форм её проявления. Стоимость работ от 50 тысяч до трёх миллионов рублей.

Против течения

Лучшие качества обитателей Цыганской слободки – свободолюбие, независимость, жизнь по своим правилам – стали моральным кодексом Якова. Горячая натура крымчанина отказывалась принимать порядки, царившие в Ленинградской академии художеств. Возмутителя спокойствия несколько раз исключали за излишнее вольнодумство. «После очередного исключения я написал картину: цыган на базаре ведёт белую лошадь. Поставили 5 и снова приняли», – смеётся художник.

В Ленинграде произошло событие, круто изменившее жизнь. Незадолго до окончания учёбы, в 1937 году, Басов познакомился с Людмилой Борнштейн. Её мужа, поэта Бориса Корнилова, расстреляли по политическим обвинениям. Участь юной женщины и её грудного ребёнка была печальной, но «мальчишка-студент» решился на смелый, граничащий с безрассудством поступок: убедил Люсю немедленно оформить с ним брак и взять его фамилию. Супруги вместе с их теперь уже общей дочерью Ириной покинули северную столицу и уехали в провинциальный Симферополь – подальше от всевидящего ока карательной системы.

Портрет Людмилы Басовой навечно сохранил черты любимой супруги. Её жизнь оказалась короткой: подкосил туберкулёз, нажитый в полуголодной юности

Возвращение к цвету

Пожарище Великой Отечественной обратило творческие замыслы в пепел. «Кощунственно писать, когда идёт война. Я не мыслю жизнь серой, тусклой. Мои представления о солнце, о тёплой земле заставляли изображать светло-жёлто-оранжевую землю и синие от голубого неба тени. А во время войны всё посерело. С трудом я возвращался к солнцу», – делится художник пережитым. Но в конце концов «вышел на цвет». Подобно камертону, цвет определяет душевный настрой творца: на смену суровому стилю пришли светлые тона, всё затеплилось импрессионизмом в середине 1950-х годов, когда в стране наступила политическая оттепель.

Супруга, дети нуждались в целебном воздухе, напоенном горами и морем, и Алупка показалась поистине райским местом. Просторный дом на полвека стал «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». Причём труды отражались не только на холсте. Вспомнив отцовские наставления, Басов смастерил своими руками мебель, охотно занимался небольшим садиком. И каждый день в кругу родных и близких по духу людей приносил «неповторимость радости». Вот одна из многих: «Совершился кругооборот земного чуда: зацвёл миндаль».

МНЕНИЕ

Современные крымские художники, которые достойно продолжают творческие традиции:

  • Николай Дудченко, имеющий широкий круг творческих интересов: от философских религиозных циклов, пейзажа настроения до психологических портретов, инсталляций, метафизических абстракций и книжной графики.
  • Елена Молчанова рисует пейзажи родного полуострова и портреты, гармонично вписанные в природную среду.
  • Александр Смирнов – неизменным вниманием посетителей выставок пользуются его сезонные натюрморты, изображения виноградников и весеннего Крыма.
  • Игорь Шипилин, братья Сергей и Игорь Поздеевы, Александр Шабадей, Эдуард Кулиш, Рамазан Усеинов и другие.

Поэт акварели

Главным героем произведений певца Тавриды стала природа в её непрерывном движении. В поисках мыслей и чувств художник изъездил весь полуостров. Гора, которую венчает пещерный город Мангуп, открыла ему «пластическое решение всего Крыма». «Тополиные симфонии» зазвучали в синих далях предгорья. А вот Керчь в его сознании обрела колер «обожжённой глины: всё говорит о древности, о пережитом, о судьбе, уготованной этому месту». Совершенно неожиданно восприятие Севастополя: «Как будто крепость, но так не хочется суровости, драмы. Солнечная нежность обливает белые стены». Удивительные эмоции подарил Бахчисарай: полуденное марево делает призрачными очертания домиков, размыкает узкое пространство ущелья, где пытается спрятаться город.

Виды различных уголков волшебного края создают стойкое ощущение, что там, за листом акварели, существует иной – недоступный глазу мир. Недосказанность, присущая картинам Басова, предлагает зрителю войти в состояние пейзажа, вжиться в него, домыслить то, о чём умолчал автор.

«Я – крымский художник. Просто Крым во мне, и я сам – Крым», – признавался Яков Басов (1914, Симферополь – 2004, Алупка)

МНЕНИЕ

Екатерина Матвеева, консультант галереи «Арт-Юг»

В одном ряду по стоимости работ и популярности среди ценителей искусства стоят:

  • Петр Столяренко – блестящий колорист, использующий импрессионистические приёмы.
  • Фёдор Захаров – выдающийся импрессионист, в своих работах акцентировал внимание на бытовых отношениях.
  • Валентин Бернадский – силён в фигуративизме.
  • Виктор Толочко – известный ялтинский художник, которого можно отнести к последним представителям крымского романтического пейзажа.

Вернисаж длиною в жизнь

Диалог со зрителем был принципиально важен для художника. «Я бережно храню тот великолепный, яркий, пронзительный накал мыслей, царивший на выставке», – сообщает он в письме. Желая увековечить плодотворное общение, Яков Александрович на склоне лет совершил невиданный поступок, подарив сотни работ музеям и библиотекам. Подобно повзрослевшим детям, разлетелись по миру светоносные, мелодичные, одухотворённые поэзией пейзажи.

В частности, большую коллекцию классик крымского импрессионизма передал любимому музею академика архитектуры Алексея Бекетова в Алуште. Сейчас здесь проходит ретроспективный показ произведений мастера. «Его картины смотрят в душу, – отмечает завотделом Фёдор Щербина. – Это не первая и далеко не последняя выставка Басова в доме Бекетова. В следующем году планируем познакомить гостей с замечательной серией, посвящённой Санкт-Петербургу».

Фёдор Щербина, завотделом Дома-музея А.Н. Бекетова в Алуште
Текст: Михаил Семёнов
Фото: Михаил Семёнов, Михаил Гладчук