Прогнозы — дело неблагодарное, но некоторые процессы запущенные пандемией коронавируса в общих чертах уже понятны, а их последствия будут ощутимы на протяжении месяцев или даже нескольких лет.
Всё в цифру?
Главным последствием пандемии коронавируса станет усиление цифровизации экономики. Как отмечают эксперты роль IT-отрасли в сложившейся ситуации возросла. При этом экстренный перевод всей работы в онлайн-режим поставил новые задачи, прежде всего для тех сфер, которые оказались уязвимы после вынужденного перехода на удалённую работу. Помимо сложностей организационных моментов в создании кооперации работников на дому, КПД резко упал по техническим причинам — слабые домашние компьютеры, «прыгающий» интернет, плохо организованное пространство, недостаток цифровых платформ… Большинство аналитиков сходится во мнении, что четвёртая индустриальная революция всё-таки произойдёт, темпы цифровизации увеличились многократно, по некоторым оценкам в 10 раз.
С переходом на дистанционное обучение поменялась система образования, на онлайн площадки переходит торговля, импульс к развитию получила телемедицина, деловые переговоры также происходят в режиме телемостов. Например, в сложившейся обстановке специалисты корпорации развития РК для удобства инвесторов создают панорамы площадок, чтобы с ними можно было детально ознакомиться. Поэтому тренд заданный коронавирусом сводится к тому, что бизнесмены просчитывают необходимость офисных помещений, работники ищут преимущества в работе на дому, разработчики софтов продвигают новые продукты для ведения дел. Кстати, и количество электронных мошенников возрастёт многократно.
Маскарада не будет?
По ходу изменения ситуации с коронавирусом менялось и отношение к защитным маскам. Столько непривычный для нашего обывателя элемент за короткое время стал обязательным для всех. Многим пришлось взяться за рукоделие, чтобы сшить для себя столь популярный аксессуар. И даже скептикам приходится облачаться маску, следуя требованиям повышенных мер безопасности, чтобы скупиться в продуктовом магазине.
За короткое время требование к маске также преобразовались: она стала служить не просто мерой предосторожности, но и должна подчёркивать индивидуальность человека. На смену белым, пришли чёрные, а одноцветные уступили место средствам защиты с паттернами и безделушками. Между тем, модные бренды уже давно развивают тему защитных масок. Такие фирменные аксессуары предлагались для жительниц Японии, Китая, Кореи, как средство против смога. С увеличением спроса появилось и много новых коллекций для тех, кто хочет оставаться на стиле. Скорее всего, даже с отменой масочного режима этот элемент не скоро покинет гардеробы модников, потому что дизайнеры сделали всё возможное, чтобы превратить невзрачное средство защиты в украшение.
Меняем ориентацию?
Пандемия заставила многих перестраивать свой бизнес, принимать как креативные, так и непопулярные решения для его сохранения. Целый ряд предприятий начал выпускать актуальные товары: модные ателье — маски и халаты, производители косметики — антисептические средства, автомобильные заводы — аппараты ИВЛ и медицинские щитки. Некоторые крымские предприятия и учреждения также переключились на пошив масок, выпуск антибактериальных средств в соответствии с требованиями времени. Однако насколько временными станут эти переориентации деятельности зависит от того, насколько длительной окажется сама пандемия, что логично, если потребность в дезинфицирующих средствах будет больше, чем в брендовой одежде во время самоизоляции.
Не смешно?
Как бы не развивались события борьбы с коронавирусом, но режим самоизоляции привёл к расцвету интернет-юмора. На тему пандемии созданы сотни фотожаб, мемов, пародийных видео, рекламных роликов с актуальными и не очень товарами. Юмор отличается остросоциальным и циничным характером, причём материалом для него служит любая информация: от новостей про вводимые ограничения в городах до отрывков из выступлений мировых лидеров. Высмеиваются нарушители самоизоляции, любители собак, рухнувшие планы на 2020 год и апокалипсис. Особое место занимают лайфхаки: люди делятся секретами изготовления защитных масок из подручных средств и методами выживания в самоизоляции. Даже социальные сети отметились созданием открыток и стикеров, соответствующих сложившейся ситуации. Сам же коронавирус стал героем комиксов и «заразных»мемов, поэтому эффект от него на юмористическом фронте сохранится надолго.
Поднялся авторитет?
Как и любая другое особенное событие — ситуация с коронавирусом повлияла на общественное мнение. Победы в определённых видах спорта привлекают новых воспитанников, патриотические акции — повышают престиж военных профессий, строительство грандиозных объектов — укрепляют позиции архитекторов и инженеров. В случае с пандемией авторитет возрос у научного сообщества. В частности коронавирус заставил сосредоточить всё внимание на биологии и здоровье человека.
Неизвестная угроза породила не только диванных вирусологов, но и повлияла на серьёзный выбор профессии многих молодых людей, более того обрисовала круг фундаментальных научных проблем, в решение которых уже включились специалисты по всему миру.
Едим дома?
Предположительно, коронавирус нанёс серьёзный удар по системе общественного питания. Необходимость соблюдать дистанцию, недоверие к проведению мероприятий по дезинфекции помещений — уменьшит желание посещать подобные заведения. Многие предпочтут доставку еды или перейдут на домашнее питание, ведь многим пришлось заново возвращаться к готовке, благо кулинарных мастер-классов за время самоизоляции появилось множество.
Руки прочь?
Распространение коронавируса заставило людей отказаться от привычной модели поведения: отменить рукопожатия, объятия и поцелуи при встречах. Неоднократно отмечалось, что стрессовая ситуация замкнутое пространство неблагополучно отразилась на семейных отношениях и привела к увеличению разводов. По большому счёту из-за отсутствия альтернативы возросли объёмы виртуального общения. Однако социологи отмечают и противоположные тенденции, испытание одиночеством подталкивает к общению офлайн.
Риск представляют и отсутствие социальных контактов, люди находившиеся в долгой изоляции становятся раздражительнее, чаще страдают депрессиями и подвержены навязчивым страхам, например, избегают людных мест, боятся нажать кнопки в лифте или банкомате. По аналогии с вирусом SARS в 2003 году исследователи констатируют, что последствия карантина в наиболее острых случаях давало знать о себе ещё в течение года.
Станет зеленее?
Режим самоизоляции привёл к необычным явлениям: где-то вода стала чище, пустые набережные облюбовали дикие животные, воздух в мегаполисах стал чище. Повсеместно отмечается улучшение экологической обстановки — прямое доказательство справедливости идей экологических движений. Однако сложившаяся ситуация целый клубок взаимосвязанных вещей. Пандемия привела к экономическому спаду, и остановленные производства снизили благосостояние людей, которых отныне будут больше волновать социальные потребности, а не проблемы окружающей среды.
Более того развитие зелёной энергетики всегда требовало больших капиталовложений, но в настоящее время финансирование таких проектов затруднено. Упавшая в цене нефть приводит к удешевлению топлива, а это приведёт к увеличению поездок не на электромобилях, трамваях и троллейбусах. Спад экономики действительно приводит к уменьшению выбросов углекислого газа, но также замедляет развитие самих проектов альтернативных видов энергии и модели экологического поведения.
На один раз?
Пандемия коронавируса повлияла на кампанию противодействия пластиковым отходам и чрезмерному потреблению. Если ранее многие страны вводили ограничения на использование одноразовых приборов, в том числе это собирались сделать и в России, то сейчас маятник качнулся в другую сторону. Для предотвращения распространения вируса многие сети быстрого питания перешли на одноразовую посуду и стаканчики, причём эта стратегия далеко не всегда соответствовала экологическим трендам. Впрочем, сами посетители мест общественного питания, требовали одноразовые приборы. Не заставили себя ждать и результаты исследований, которые, например, указали, что многоразовые пакеты — рассадник бактерий, и поэтому представляют опасность для здоровья. Таким образом одноразовый пластик, взял уверенный реванш, перед новым витком обсуждения этой проблемы как только завершится пандемия.
Посидим дома?
Даже после того как все ограничения на передвижение людей будут сняты, любителям путешествий придётся повременить с поездками. В выигрыше останутся регионы, где ситуация прошла более-менее спокойно, но такие популярные направления как Испания, Италия, Турция из-за неблагополучной обстановки потеряли на этот год свою туристическую привлекательность. Коронавирус нанёс удар как по авиасообщению, так и по кошелькам граждан, поэтому выбор падёт на недорогие туры. Даже после возобновления работы театров, концертных залов и кинотеатров потребители будут взвешивать «за» и «против» таких вылазок.