Прогнозы — дело неблагодарное, но некоторые процессы запущенные пандемией коронавируса в общих чертах уже понятны, а их последствия будут ощутимы на протяжении месяцев или даже нескольких лет.
Всё в цифру?
Главным последствием пандемии коронавируса станет усиление цифровизации экономики. Как отмечают эксперты роль IT-отрасли в сложившейся ситуации возросла. При этом экстренный перевод всей работы в онлайн-режим поставил новые задачи, прежде всего для тех сфер, которые оказались уязвимы после вынужденного перехода на удалённую работу. Помимо сложностей организационных моментов в создании кооперации работников на дому, КПД резко упал по техническим причинам — слабые домашние компьютеры, «прыгающий» интернет, плохо организованное пространство, недостаток цифровых платформ… Большинство аналитиков сходится во мнении, что четвёртая индустриальная революция всё-таки произойдёт, темпы цифровизации увеличились многократно, по некоторым оценкам в 10 раз.
С переходом на дистанционное обучение поменялась система образования, на онлайн площадки переходит торговля, импульс к развитию получила телемедицина, деловые переговоры также происходят в режиме телемостов. Например, в сложившейся обстановке специалисты корпорации развития РК для удобства инвесторов создают панорамы площадок, чтобы с ними можно было детально ознакомиться. Поэтому тренд заданный коронавирусом сводится к тому, что бизнесмены просчитывают необходимость офисных помещений, работники ищут преимущества в работе на дому, разработчики софтов продвигают новые продукты для ведения дел. Кстати, и количество электронных мошенников возрастёт многократно.
Маскарада не будет?
По ходу изменения ситуации с коронавирусом менялось и отношение к защитным маскам. Столько непривычный для нашего обывателя элемент за короткое время стал обязательным для всех. Многим пришлось взяться за рукоделие, чтобы сшить для себя столь популярный аксессуар. И даже скептикам приходится облачаться маску, следуя требованиям повышенных мер безопасности, чтобы скупиться в продуктовом магазине.
За короткое время требование к маске также преобразовались: она стала служить не просто мерой предосторожности, но и должна подчёркивать индивидуальность человека. На смену белым, пришли чёрные, а одноцветные уступили место средствам защиты с паттернами и безделушками. Между тем, модные бренды уже давно развивают тему защитных масок. Такие фирменные аксессуары предлагались для жительниц Японии, Китая, Кореи, как средство против смога. С увеличением спроса появилось и много новых коллекций для тех, кто хочет оставаться на стиле. Скорее всего, даже с отменой масочного режима этот элемент не скоро покинет гардеробы модников, потому что дизайнеры сделали всё возможное, чтобы превратить невзрачное средство защиты в украшение.
Меняем ориентацию?
Пандемия заставила многих перестраивать свой бизнес, принимать как креативные, так и непопулярные решения для его сохранения. Целый ряд предприятий начал выпускать актуальные товары: модные ателье — маски и халаты, производители косметики — антисептические средства, автомобильные заводы — аппараты ИВЛ и медицинские щитки. Некоторые крымские предприятия и учреждения также переключились на пошив масок, выпуск антибактериальных средств в соответствии с требованиями времени. Однако насколько временными станут эти переориентации деятельности зависит от того, насколько длительной окажется сама пандемия, что логично, если потребность в дезинфицирующих средствах будет больше, чем в брендовой одежде во время самоизоляции.
Не смешно?
Как бы не развивались события борьбы с коронавирусом, но режим самоизоляции привёл к расцвету интернет-юмора. На тему пандемии созданы сотни фотожаб, мемов, пародийных видео, рекламных роликов с актуальными и не очень товарами. Юмор отличается остросоциальным и циничным характером, причём материалом для него служит любая информация: от новостей про вводимые ограничения в городах до отрывков из выступлений мировых лидеров. Высмеиваются нарушители самоизоляции, любители собак, рухнувшие планы на 2020 год и апокалипсис. Особое место занимают лайфхаки: люди делятся секретами изготовления защитных масок из подручных средств и методами выживания в самоизоляции. Даже социальные сети отметились созданием открыток и стикеров, соответствующих сложившейся ситуации. Сам же коронавирус стал героем комиксов и «заразных»мемов, поэтому эффект от него на юмористическом фронте сохранится надолго.
Поднялся авторитет?
Как и любая другое особенное событие — ситуация с коронавирусом повлияла на общественное мнение. Победы в определённых видах спорта привлекают новых воспитанников, патриотические акции — повышают престиж военных профессий, строительство грандиозных объектов — укрепляют позиции архитекторов и инженеров. В случае с пандемией авторитет возрос у научного сообщества. В частности коронавирус заставил сосредоточить всё внимание на биологии и здоровье человека.
Неизвестная угроза породила не только диванных вирусологов, но и повлияла на серьёзный выбор профессии многих молодых людей, более того обрисовала круг фундаментальных научных проблем, в решение которых уже включились специалисты по всему миру.
Едим дома?
Предположительно, коронавирус нанёс серьёзный удар по системе общественного питания. Необходимость соблюдать дистанцию, недоверие к проведению мероприятий по дезинфекции помещений — уменьшит желание посещать подобные заведения. Многие предпочтут доставку еды или перейдут на домашнее питание, ведь многим пришлось заново возвращаться к готовке, благо кулинарных мастер-классов за время самоизоляции появилось множество.
Руки прочь?
Распространение коронавируса заставило людей отказаться от привычной модели поведения: отменить рукопожатия, объятия и поцелуи при встречах. Неоднократно отмечалось, что стрессовая ситуация замкнутое пространство неблагополучно отразилась на семейных отношениях и привела к увеличению разводов. По большому счёту из-за отсутствия альтернативы возросли объёмы виртуального общения. Однако социологи отмечают и противоположные тенденции, испытание одиночеством подталкивает к общению офлайн.
Риск представляют и отсутствие социальных контактов, люди находившиеся в долгой изоляции становятся раздражительнее, чаще страдают депрессиями и подвержены навязчивым страхам, например, избегают людных мест, боятся нажать кнопки в лифте или банкомате. По аналогии с вирусом SARS в 2003 году исследователи констатируют, что последствия карантина в наиболее острых случаях давало знать о себе ещё в течение года.
Станет зеленее?
Режим самоизоляции привёл к необычным явлениям: где-то вода стала чище, пустые набережные облюбовали дикие животные, воздух в мегаполисах стал чище. Повсеместно отмечается улучшение экологической обстановки — прямое доказательство справедливости идей экологических движений. Однако сложившаяся ситуация целый клубок взаимосвязанных вещей. Пандемия привела к экономическому спаду, и остановленные производства снизили благосостояние людей, которых отныне будут больше волновать социальные потребности, а не проблемы окружающей среды.
Более того развитие зелёной энергетики всегда требовало больших капиталовложений, но в настоящее время финансирование таких проектов затруднено. Упавшая в цене нефть приводит к удешевлению топлива, а это приведёт к увеличению поездок не на электромобилях, трамваях и троллейбусах. Спад экономики действительно приводит к уменьшению выбросов углекислого газа, но также замедляет развитие самих проектов альтернативных видов энергии и модели экологического поведения.
На один раз?
Пандемия коронавируса повлияла на кампанию противодействия пластиковым отходам и чрезмерному потреблению. Если ранее многие страны вводили ограничения на использование одноразовых приборов, в том числе это собирались сделать и в России, то сейчас маятник качнулся в другую сторону. Для предотвращения распространения вируса многие сети быстрого питания перешли на одноразовую посуду и стаканчики, причём эта стратегия далеко не всегда соответствовала экологическим трендам.
Посидим дома?
Даже после того как все ограничения на передвижение людей будут сняты, любителям путешествий придётся повременить с поездками. В выигрыше останутся регионы, где ситуация прошла более-менее спокойно, но такие популярные направления как Испания, Италия, Турция из-за неблагополучной обстановки потеряли на этот год свою туристическую привлекательность. Коронавирус нанёс удар как по авиасообщению, так и по кошелькам граждан, поэтому выбор падёт на недорогие туры. Даже после возобновления работы театров, концертных залов и кинотеатров потребители будут взвешивать «за» и «против» таких вылазок.