24 сентября 2022

Крымские бизнесмены рассказали о винодельне в Ай-Савской долине

Крымские бизнесмены рассказали о винодельне в Ай-Савской долине

Фото: Евгений Летов

Тихая и уютная Ай-Савская Долина, она же долина Святого Саввы, расположена под Судаком, у подножия горы Перчем. Именно здесь около 800 лет назад находилось итальянское поселение Каза-Карагачи, славившееся далеко за пределами Крыма. Лучшие образцы местного виноделия купцы бережно грузили на торговые корабли и доставляли в Италию, к столам глав могущественных генуэзских кланов и венецианских дожей.

Эту легенду сегодня с удовольствием рассказывают крымские бизнесмены Андрей Мирошниченко и Юрий Шавардов, возродившие виноделие в судакской долине. И нет, это не просто маркетинговый ход, а доказанные исторические факты: каждое слово подкреплено документами об уплате налога на вино, найденными в архивах Венеции и Генуи, и нотариальными записями о продаже вина из Ай-Савской долины, датированными XIII веком.

История победила

Два друга и компаньона много лет занимались дистрибьюцией алкоголя и однажды решили: зачем раскручивать чужие бренды, если можно создать собственный и возродить многовековые традиции? Заключить инвестсоглашение с республикой и получить земли под горой Перчем, сегодня более известные туристам и самим жителям Судака как Долина Роз, удалось не сразу. Городские власти планировали отдать их под жилую застройку. В упорном противостоянии победила история. И сегодня, спустя восемь веков, в долине снова растёт виноград и в подвалах вызревает уникальное вино. Более того, бизнесмены старательно восстанавливают статус старейшей винодельни Восточной Европы и даже создали собственный музей, тем более что долина богата археологическими находками.

Кстати, именно за эти земли начинающие виноделы боролись не просто так. Здесь уникальные кораллово-метаморфические почвы, формирующие ни на что не похожий терруар. Выращенный в долине виноград обладает особыми органолептическими свойствами, поэтому и местное вино отличается от любого другого.

К новому делу Андрей Мирошниченко и Юрий Шавардов подошли серьёзно. Саженцы заказали в элитном французском питомнике, контролировать процесс пригласили итальянского агронома. На стыке французской и итальянской винодельческих школ, помноженных на крымские традиции и климатические особенности, и рождаются неповторимые вина.

Хороший год

Винный парк «Долины святого Саввы» – молодое предприятие, первый скромный урожай в 500 кг винограда здесь собрали только в 2020 году, в этом планируют получить около 60-70 тонн. Сегодня виноградники занимают в общей сложности около 38 га, большая их часть находится в Долине Роз. Здесь растут и знакомые большинству французские сорта «каберне-совиньон», «пино нуар», «мерло»; и менее известные россиянам итальянские «зинфандель», «темпранильо», «верментино»; и даже экзотические для нас португальские «турига националь» и «турига франка». Новые агротехнологии и современные научные разработки позволяют контролировать качество будущего вина ещё на этапе выращивания винограда. Виноделы больше не ждут удачного года, они создают его сами.

Особая гордость судакских виноделов – сорт «пти мансан», белый виноград позднего срока созревания. Он не только отличается высокой сахаристостью и одновременно высокой кислотностью, но и взаимодействует с благородной плесенью ботритис, что позволяет получать на выходе напиток с уникальным вкусом и ароматом.

Пока виноделы не спешат представлять широкой публике свои творения, хотя в «Долине святого Саввы» уже проходят экскурсии и дегустации. Много внимания уделяют презентации товара: бутылки, пробки, этикетки из дорогой итальянской бумаги с тиснением и отделкой – всё на высшем уровне. Бизнесмены даже разработали собственный герб, объединяющий Геную и Россию! В перспективе планируют собирать до 300 тонн винограда и производить около 150 тыс. бутылок вина в год.

Интересно, что при таком основательном подходе сами предприниматели относятся к вину довольно легко. «Если рука сама потянулась к бутылке, чтобы налить ещё, – значит, вино хорошее», – подвёл итоги дегустаций Андрей Мирошниченко. Потому что представления об идеальном напитке у каждого свои, а единственный по-настоящему значимый критерий для обычного потребителя «вкусно-невкусно». К тому же компаньоны признают: виноделие для них новое, хоть уже и ставшее любимым, дело, каждый день они открывают для себя какие-то нюансы, учатся и совершенствуются.

Вы помните, с чего всё началось? Как два дистрибьютора алкоголя стали виноделами?

Юрий Шавардов: Я узнал, что именно здесь 800 лет назад платился налог на вино. Причём есть документы, которые это подтверждают, они в архивах Генуи и Венеции. Ради этого мы специально ездили в Италию. Там познакомились с директором института археологии, профессором Паоло Стринга. Он всё подтвердил. Если бы не коронавирус, мы бы привезли официально заверенные копии документов. К сожалению, не получилось. Но фотографии документов есть в книге академика РАН Сергея Павловича Карпова.

Андрей Мирошниченко: Нам стало жалко, что такое место, такая земля пропадёт, будет застроена. Добились, чтобы из-под застройки её вернули сельскому хозяйству. Мы засадили долину виноградниками, провели много земляных работ. И чтобы не было стыдно за продукт, который вырастет на земле с такой богатой историей, привезли итальянского агронома и выбрали один из лучших, по мнению академии Бордо, французских питомников.

– Вдохновлялись чьим-то примером, когда запускали проект?

Юрий: В принципе, ничьим примером особо не вдохновлялись. У нас с самого начала была идея сделать хорошее вино. А когда начали исследовать почву, оказалось, что и она здесь уникальная. Нам очень помог севастопольский винодел Алексей Рафикович Акчурин. Мы с Андреем называем его учителем. Он давал советы, которым мы следовали и следуем сейчас.

Ваш проект не только винодельческий, он ещё и просветительский. Какие планы на будущее?

Юрий: Мы постоянно улучшаем наш музей. В следующем году экспозиция увеличится как минимум на 30%. Сейчас у нас три туристических маршрута. Планируем открыть при винодельне гостиницу и ресторан.

Гостиница или глемпинг в бочках?

Юрий: Нет (смеётся). Отдельно глемпинг в бочках, отдельно гостиница. Сначала будет в бочках, а-ля «побудь Диогеном». Приехал на винодельню, выпил вина, ночуешь в бочке среди сосен, можжевельника. А потом уже построим хорошую гостиницу.

Часто ли вас посещают туристы, которые хотят просто посмотреть, как делается вино?

Андрей: Постоянно. Тем более мы недавно установили указатель. Люди просто едут мимо и заезжают. А вообще, этот сезон немного сложнее, в прошлом году было больше туристов. И турфирмы привозили гостей, и местные подкидывали. Но ничего страшного. Переживём. Нас это не пугает.

В Крыму уже много лет хотят создать винную дорогу, которая свяжет Севастополь и весь Южный берег Крыма. Как думаете, возможно ли создание такого маршрута, на котором одни виноделы будут передавать другим туристов, чтобы те знакомились с разными видами вина?

Юрий: Это очень хорошая идея. Вино – продукт местности. Грубо говоря, вино, которое человек попробует в Судаке, он не отведает в Севастополе. И наоборот. К счастью, у нас формируется кластер винного туризма, как за границей. Когда люди хотят приехать, посмотреть, попробовать разные вина, найти что-то интересное именно для себя.

А как же конкуренция?

Юрий: Это не конкуренция. Мир виноделия очень открытый. Мы с Андреем были очень удивлены этому, когда впервые в него попали. Все готовы делиться друг с другом опытом. Допустим, рассказали мы другим виноделам, как создали то или иное вино. Но у них другая почва, климат, соответственно и вино будет иного вкуса.

Андрей: Кстати, такая атмосфера не только в Крыму. Когда мы поехали в Италию с нашим агрономом, он посоветовал нам напитаться духом итальянского виноделия. Когда заходили на разные винодельни и представлялись виноделами из Крыма, к нам относились не как к гостям, а как к коллегам. Открывали все двери, заводили в цеха, давали пробовать вино. Мы как раз попали в сезон сбора винограда. Говорили: «Много времени уделить вам не можем, только минут 30-40». Мы были приятно удивлены таким приёмом.

А к вам на сбор урожая можно попасть?

Юрий: Конечно. В прошлом году мы начали это практиковать. Групп пять собралось. Планируем и в этом сезоне. Пик сбора урожая у нас приходится на середину сентября.

Андрей: Приезжают в основном городские жители, для них это огромное впечатление. Каждый процесс фотографируется и выкладывается в соцсети.

Вы хорошо разбираетесь в дистрибьюции. Как планируете в будущем распространять своё вино: винные магазины, рестораны?

Юрий: Это будут винные бутики в Крыму и рестораны. Не думаем, что будем много где представлены в Крыму. Планируем выходить на Ростов, Краснодар, Сочи, Питер, Москву.

В винных магазинах Крыма огромный выбор местного вина. Сколько, по вашему, может стоить бутылка хорошего напитка?

Юрий: Меньше 450-500 рублей хорошее вино стоить точно не может. Гастрономическое вино не менее 1000 рублей.

Если сравнивать отечественное виноделие и заграничное, чего нам не хватает? В чём мы уступаем?

Андрей: Наверное, причина в том, что там семья может заниматься виноделием 600 лет, и за это время накопились свои секреты, особые знания.

Юрий: Я отвечу иначе. У нас, особенно в советское время, была одна цель – дать народу недорогое доступное вино. Эта цель была выполнена, и очень неплохо. А если говорить о тонкостях, гастрономии, то тут следует более детально подходить к нюансам. Например, в Италии не собирают и не перерабатывают виноград при температуре выше 24 градусов. Мы, собрав урожай, оставляем его на сутки в подвале при 13 градусах, чтобы виноград остыл и не было лишних окислительных процессов. Также важно, что именно сажаешь. У нас все сажают на распространённом подвое, он живучий, не болеет, но из такого винограда никогда не сделать хорошее вино. Мы рискнули и посадили на другом. Это как пример.

Сейчас есть модные вина, на которые ориентируются многие винзаводы и винодельни…

Юрий: Мы за трендами не следим и бежать сломя голову за модными петнатами (игристые вина, ферментация которых начинается в ёмкости на винодельне, а заканчивается в бутылке, – ред.), розе или оранжем, просто потому что о них пишут винные блогеры,  не собираемся. Наш терруар отличается тем, что здесь очень много солнца и специфическая почва, не получится следовать моде. Нужно сосредоточиться на том, что земля может дать, и сделать это максимально хорошо. Тогда родится качественный продукт, который найдёт свою нишу. А большим хозяйствам действительно необходимо следовать трендам. Сегодня это оранж, значит, они его производят. Им приходится подстраиваться под потребителя, чтобы продать весь свой большой объём вина. Наша цель скромная – создать великое российское вино.

Ваша винодельня очень молода, как она будет выглядеть, скажем, через 10 лет?

Юрий: Начнём с самого простого. Вырастут семь тысяч разных растений, которые мы высадили: лаванда, розы, сирень… Будет взрослый виноградник, пышный. Думаю, станет больше инфраструктуры. А если говорить о самом главном – о вине, надеюсь, за это время путём экспериментов и поисков мы станем лучше и вкуснее.

Текст: Маргарита Аванесова, Анастасия Заплотнева, Андрей Новохатько
Фото: Евгений Летов