23 октября 2020

Крым в геополитической перспективе

«Крымский журнал» публикует статью руководителя НПО «Народная дипломатия – Норвегия» Хендрика Вебера, напечатанную в апрельском номере норвежского журнала Friheten («Свобода»). Неофициальный перевод с норвежского

Крым в геополитической перспективе

Ассоциация «Народная дипломатия – Норвегия», способствующая укреплению конструктивного сотрудничества России и Норвегии , неоднократно указывала на то, что антироссийские и антикрымские санкции несправедливы , незаконны и ведут в тупик. Этот вопрос мы планировали поднять на конференции в Осло, которая была перенесена из-за эпидемии коронавируса в мире.  

Когда обсуждается такая щекотливая тема, как воссоединение Крыма с Россией, важно услышать, что говорят люди, живущие на полуострове. Поэтому на конференцию мы пригласили начальника управления международной деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Александра Мащенко. Несмотря на то, что у него были все необходимые документы и он лично посетил норвежское посольство в Москве, чтобы подать заявление об открытии визы, 27 февраля 2020 года Мащенко получил отказ по следующим основаниям: «Уважаемый Александр, ваш проездной документ не признаётся странами Шенгенского соглашения. Это соответствует приложению 10 к визовому справочнику, таблице признания проездных документов, а также статье 4 решения №1105/2011/ЕС. Мы не делаем исключений. Вы можете совершить поездку в Норвегию без визы с вашим украинским биометрическим паспортом».
 
Таким образом, Александру Мащенко разрешено въезжать в Норвегию с украинским паспортом, которого у него нет, так как он является гражданином России и проживает в Крыму. Александр интересуется, почему он должен подавать заявление о получении гражданства другой страны, чтобы присутствовать на конференции в Осло. Ответа из норвежского посольства Мащенко не дождался. И это лишь один из многих примеров того, как санкции Запада ущемляют свободу слова и права человека.
 
Депутаты Госдумы РФ Франц Клинцевич и Светлана Савченко, сенатор и член Комитета по внешней политике Совета Федерации Владимир Джабаров заявили, что российская сторона направит Норвегии официальную жалобу.
 
– Это высшая степень лицемерия. С одной стороны, европейцы рассказывают нам о демократических ценностях и о том, как бережно они относятся к правам каждого человека. С другой, нарушают права целой территории, – заявила Светлана Савченко.
 
Министерство иностранных дел Украины прокомментировало запланированную конференцию в Осло как событие, которое лежит в основе российской пропаганды и управляется Москвой. Более того, Киев утверждает, что Россия с помощью этого мероприятия использует своих так называемых апологетов. Украинские власти были настолько напуганы, что позвонили в марте послу Норвегии на Украине Оле Терье Хорпестаду, который подтвердил, что норвежское правительство не ставит под сомнение вопрос государственной принадлежности Крыма.
 
Санкции в отношении России Норвегия ввела наряду с другими странами в 2014 году из-за предполагаемой дестабилизации ситуации на Украине и так называемой аннексии Крыма. Эти меры изначально были направлены против 170 ключевых лиц, 44 компаний и организаций.

Частным лицам и иностранным фирмам запрещено вывозить товары из Крыма, инвестировать средства в его экономику, посещать полуостров, доставлять на его территорию продукцию, оказывать услуги региональным предприятиям, занимающимся энергетикой, нефтью, газом, телекоммуникациями, транспортом…
Некоторые многонациональные предприятия уже давно нашли способ обойти санкции. Продукция продаётся иностранным компаниям в Китай и Израиль (они ещё не ввели ограничительные меры), а затем поставляется крымским потребителям. По-настоящему от санкций пострадали частные лица. Заявления о получении визы в Норвегию или другие страны ЕС отклоняются, если человек живёт на полуострове. Почта из Крыма на Запад не поступает. Заказы с иностранных сайтов в регион не доставляются…
 
Санкции затрагивают не только Россию, но также норвежскую и европейскую промышленность, сельское хозяйство и рыболовство. Всё больше экономистов, банков и корпораций в Европе заявляют, что ограничения ударили по ним сильнее, чем по России. Санкции побудили Россию выстроить совершенно новое сельское хозяйство, и теперь производство сельскохозяйственной продукции в стране стало самодостаточным.
 
Проводя санкционную политику, мы добились того, что Россия обращается к странам Азии, Африки и Латинской Америки, которые не вводили ограничения. Санкции – это инструмент, с помощью которого Запад хочет заставить население Крыма отказаться от выбора, который они сделали, став субъектом Российской Федерации. Этого никогда не случится.
 
Известна цитата американского внешнеполитического деятеля Генри Киссинджера, который сказал: «Санкции — это не стратегия, а выражение отсутствия стратегии». Так или иначе, мы должны принять реальность и вести диалог с Россией. Норвежскому правительству необходимо решиться на проведение независимой внешней политики, отвечающей интересам национальной экономики и государственной безопасности. И чем раньше мы начнём, тем меньше это будет смущать нас и наши власти. То, что делает Запад по отношению к России, несправедливо и является, с точки зрения населения Крыма, нарушением прав человека и свободы слова.