21 января 2020

Крепость, перерезающая пролив

Крепость, перерезающая пролив
Еникале
Крепость, перерезающая пролив

Так называли Еникале современники. Волею истории эта крепость, построенная турками «на границе Европы и Азии» по французскому проекту, оказывалась в эпицентре величайших геополитических потрясений и стала символом доблести русской армии – причём на три века подряд. 

«Ногою твёрдой стать при море…» 

Необходимость строительства укрепления на берегу Керченского пролива была продиктована изменениями в мировой политике XVII столетия. Молодой царь всея Руси Пётр I, решивший превратить отсталую страну в великую державу, начинает борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю. Взятие крепости Азов явилось первым успехом. В то же время стало понятно, что только овладение Крымским полуостровом позволит решить стратегическую задачу – установить мир на южных рубежах России. 

Дозорные башни по-прежнему глядят на пролив.

В 1696 году Боярская дума принимает решение: «Морским судам быть». Государство начинает строить военный флот. Спустя три года, 18 августа 1699 года, в Керченский пролив неожиданно для турок вошла российская эскадра. Она сопровождала корабль, который доставлял послов в Константинополь. Турция, обеспокоенная возрастающей мощью России, срочно принялась усиливать своё военное присутствие в Крыму.  

Французский проект за турецкий счёт 

Крепость Еникале (в переводе «новая крепость»), расположенная напротив самой узкой части Керченского пролива, вооружённая мощной артиллерией, была призвана контролировать прохождение кораблей между Азовским и Чёрным морями и в случае необходимости могла закрыть вход в пролив российскому флоту. 

Точные сроки строительства крепости неизвестны. Большинство исследователей относят возведение укреплений на период с 1699-го по 1709 год. В основу проекта легли передовые идеи, заимствованные из французской системы фортификации, разработанной выдающимся военным инженером Себастьяном Вобаном. Геометрия стен Еникале идеально вписана в крутые склоны и в полной мере отвечает задачам обороны. 

Как и 300 лет назад, корабли отлично просматриваются с бастионов.

На углах возведены грозные бастионы – выдвинутые за периметр стен мини-крепости. Установленные на них пушки не давали противнику приблизиться ко рву и стенам. Истинно французское изящество придают приморскому бастиону дозорные башенки – бартизаны. Особой тщательностью отделки отличаются арочные конструкции – проёмы для ворот, руины казематов, где хранились боеприпасы. 

Кошелёк с акче 

Обороноспособность крепости поддерживал многочисленный гарнизон, состоящий из турецких янычар и солдат, которых набирали в окрестных селениях. Скорее всего, кто-то из них спрятал в кладке стены кожаный мешок с серебряными монетами – акче. Несколько лет назад клад обнаружили мальчишки. На почерневшей от времени тоненькой монетке ещё просматривался рисунок. В XVII веке, когда чеканились эти монеты, на 200-300 акче семья среднего достатка могла жить месяцы. 

Когда природа взбунтовалась 

Постройки Еникале возведены на скальном основании из местного камня-известняка. Крупные блоки облицовки стен хорошо подогнаны друг к другу. Крепостные стены по сей день производят сильное впечатление своей высотой и массивностью. Но при внимательном осмотре бросаются в глаза огромные трещины, буквально прорвавшие мощную кладку. Создаётся впечатление, что в некоторых местах стены просто разорваны какой-то неведомой силой. Специалисты-сейсмологи утверждают, что подобные разрушения могли возникнуть в результате сильного землетрясения.  

 «Вечное и непрекословное владение» 

В 1771 году развернулись главные баталии «покоренья Крыма». Выполняя замысел «исторгнуть крепости из рук турецких», русская армия под командованием Василия Долгорукова ворвалась в Крым и заняла все важнейшие пункты, в том числе Еникале. Гарнизон сдал крепость без боя: очевидно, её хозяева просто не успели восстановить разрушенные стены. 

Победы Долгорукова подготовили почву для решения Екатериной II внешнеполитической задачи, поставленной Петром I. Согласно Кучук-Кайнарджийскому мирному договору между Российской и Османской империями, подписанному в 1774 году, крепость Еникале и город Керчь переходили «в полное, вечное и непрекословное владение» России, а Крымское ханство становилось независимым от Турции. Эти события спустя 9 лет предопределили присоединение к России всего Крымского полуострова. 

О большой значимости крепости для величайших государств мира красноречиво свидетельствует такой факт. В период османского владычества в Еникале находилась резиденция паши – представителя турецкого султана. Император Александр I подписал указ об учреждении Керчь-Еникальского градоначальства. По современным меркам это статус города федерального значения. 

Высадка вражеского десанта в 1855 году.

Горечь поражения, радость победы 

Достойно показала себя Еникале во время Крымской войны 1853-1856 гг. Поскольку через Керчь шёл основной поток провианта и боеприпасов для русской армии, неприятель решил перерезать эту коммуникацию. 12 мая 1855 года англичане, французы и турки вошли в пролив. Керчь была оставлена без боя. Сопротивление оказал лишь гарнизон Еникале. Весь день артиллеристы успешно отражали попытки союзников прорваться в Азовское море. С наступлением темноты, убедившись, что вражеские корабли оставили свои старания, пушкари уничтожили орудия, боеприпасы и покинули крепость. Бастион заняли турецкие подразделения. Они хозяйничали тут больше года, опустошая и разоряя окрестные селения.  

Дважды прокатывалась через крепость Великая Отечественная война. В мае 1942 года здесь завершилась трагедия Крымского фронта: Еникале стала последним островком обороны Керчи. Осенью 1943 года в восточном Крыму развернулась Керченско-Эльтигенская наступательная операция. Основные силы десанта высадились в районе Еникале. Они нанесли первый удар по группировке противника и положили начало освобождению всего полуострова.  

Так крепость, построенная турками по французскому проекту, стала символом доблести русской армии – причём на три века подряд. Однако время продолжает разрушения, когда-то нанесённые людьми. Крепость давно нуждается в реставрации. Остатки былого величия зарастают травой забвения. Романтические руины Еникале заслуживают лучшей участи. 

 

Текст: Вячеслав Нефёдов