Громкие премьеры, звёзды кинематографа на красной дорожке, амбициозные планы… Международный телекинофорум «Вместе», детский кинофестиваль «Солнечный остров», фестиваль короткометражного кино «Крым — территория мира» и ещё ряд не менее масштабных проектов — всё это Год российского кино в Крыму. И конечно, пожалуй, один из крупнейших и точно самый долгожданный Первый международный кинофестиваль «Евразийский мост», который прошёл в осенней Ялте. «Крымский журнал» собрал цитаты наших гостей, которых объединяет любовь к Крыму.
Ольга Кабо
актриса театра и кино, певица, заслуженная артистка РФ, член Ассоциации каскадёров России
— Этот фестиваль (кинофестиваль «Евразийский мост». — Ред.) может объединить и семьи, и народности, и даже страны. Идея необыкновенная! Ялта — место намоленное, творческое. Поэтому здесь должно быть что-то, что ещё больше привлечёт внимание наших людей. Ялта неразрывно связана с кинематографом. В первый раз я приехала сюда в 84-м году, снималась в детской картине. С тех пор город очень изменился. Но тем не менее атмосфера неизменна. Атмосфера прошлого, смешанная с современным ритмом. Это смешение времён отличает Ялту от всех других городов. Когда выходишь из машины, сразу хочется «наесться» этого потрясающего крымского воздуха!
Алексей Гуськов
советский и российский актёр, продюсер, народный артист РФ
— Для чего нужен фестиваль в Ялте? Любой праздник кино для меня как для человека, который посвятил этому делу всю жизнь, любая площадка по продвижению нашего российского продукта — это радость. В Крыму море, замечательный воздух. Это место пропитано огромной историей, начинающейся ещё с древних греков.
Екатерина Шпица
российская актриса театра и кино, телеведущая
— Я очень люблю Ялту, Крым. Снималась в марте здесь. Масса позитивных впечатлений — начиная от рельефа гор из иллюминатора самолёта. Я романтик, я люблю море и горы, тут это всё рядом, очень здорово! Я думаю, что любой город, в котором проходит какой-то кинофестиваль, счастлив. Потому что это гости, это события, культурный обмен. Это общение огромного количества людей, которые изначально расположены к взаимоуважению, обмену опытом, погружению в искусство.
Игорь Петренко
актёр театр и кино, член Союза кинематографистов России
— Замечательное настроение, семья со мной. Нечасто есть возможность отдохнуть. В последнее время в Крым в основном по работе езжу. Снимаем в Севастополе фильм с рабочим названием «Игры с огнём».
Никита Михалков
советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов России
— Ялта — жемчужина Крыма. Кино возвращается сюда после долгого перерыва. Первая студия в России была в Ялте. Очень надеюсь, что Крым в итоге станет нашей главной площадкой. То, что сюда приезжают зарубежные гости и не боятся, — это прекрасно. Палитра ялтинского фестиваля должна расширяться. Важно, чтобы это не была разовая акция.
Для нас общее понятие евразийского пространства имеет принципиальное стратегическое значение. Это совершенно очевидно. Мы понимаем, что наше движение на Восток связано с интересами не только экономическими, но и политическими. Евразийское пространство — огромная часть мира, которая, в принципе, совершенно спокойно может претендовать на большее внимание.
Сейчас у нас есть фестиваль «Евразийский мост» и идея создания фестиваля «Брикс», то есть аналога «Оскара», но «Оскара» евразийского. Это не попытка вести борьбу с Голливудом, упаси бог! Это пространство, которое не охвачено. А если мы будем смотреть на призы, которые получают на мировых фестивалях, то есть тот же «Оскар», то на сегодняшний день всё большее значение имеют картины, пришедшие с Востока. Это картины из Кореи, Индии и так далее. Это кино стран, где есть проблемы. Настоящее кино существует в странах, где есть проблемы!
Мы видим, как проблемы, которые волнуют Запад, начинают деградировать вместе с кинематографом. Раньше каждая картина была сгустком чувства, рождённого проблемой. Послевоенная Италия с гениальными режиссёрами — Пазолини, Феллини. Это кино, которое было нужно людям. Зрители «висели» на деревьях, чтобы посмотреть картины на открытых площадках, потому что из-за забора не было видно. Этот интерес был связан с тем, что кино снимали про себя самих, про свои проблемы. Именно поэтому кино стран, где есть проблемы, становится не только национальным, но и интернациональным!
Для нас фестиваль в Ялте — это не просто галочка «ещё один фестиваль». Фестивалей много, а наша задача — вместе с руководством республики вернуть Крыму статус кинематографической Мекки России! Здесь была первая киностудия, здесь был снят первый фильм, здесь был Ханжонков, здесь снималось огромное количество картин. Моя картина «Раба любви» очень во многом связана с тем временем, и я ценю это время.
Воссоздание и реанимация Ялтинской киностудии в другом формате, нежели она была раньше, — это дело чести, дело принципиальное… Ялтинская киностудия не будет той киностудией, которой она была. Там должна быть мощнейшая база, на которой можно снимать одновременно не менее 70 картин, в идеале 100.
Когда я снимал «12» в Геленджике, то привёз с собой 60 фур всего того, с чем необходимо снимать. Это втридорога! Если бы работала Ялтинская киностудия, эти деньги остались бы в Крыму. Но здесь должны быть аппаратура, свет, транспорт, звукозаписывающие павильоны, бассейны для подводных съёмок и так далее. В этом случае режиссёр берёт с собой одежду, сценарий, портфель и приезжает сюда. Всё остальное он находит здесь.
«Крымский журнал» также пообщался с любимой многими актрисой Натальей Варлей и талантливой крымской художницей Ксенией Симоновой. Они рассказали «КЖ», какое кино любят, что, по их мнению, стоит смотреть и снимать, а также о своих творческих планах.
Наталья Варлей
Есть любимый фильм, снятый в Крыму?
— У меня было здесь много съёмок: фильмы «Море улыбнулось», «Большой аттракцион» и другие. Но в Крыму снимали «Кавказскую пленницу», и этим всё сказано!
А если бы пригласили сняться здесь ещё раз?
— Смотря в чём и смотря какая роль. Если мне не нравится сценарий, я не снимаюсь.
Любимое место на полуострове?
— Севастополь. Раньше я бы сказала — Алушта, но сейчас она очень перестроилась.
Как встретил Крым?
— Я прилетела со спектаклем «Блюз одинокой бабочки» — это трагикомедия, где у меня очень сложная, тяжёлая, кровавая, можно сказать, роль. Моя героиня не замолкает ни на секунду: с первого появления на сцене до последнего. Пока она не умирает… А Крым я очень люблю! Езжу и каждый раз вспоминаю съёмки «Кавказской пленницы». Вижу, как тут всё изменилось и даже природу не везде узнаю.
Прилетаете по работе, со спектаклями? Или отдыхать тоже?
— В Крыму бываю часто, но отдыхать давно не приезжала. Вообще, после того как появились дети, очень редко отдыхаю. Когда родился старший сын, на отдых уже ездила с ним, но чаще всего я снималась в отпуске. Потому что работала в театре. А из театра меня не отпускали сниматься в кино. Мой старший ребёнок был всегда со мной, а потом появился и второй — Саша.
Есть чем порадовать крымских поклонников в ближайшее время?
— Надеюсь приехать в Крым с творческим вечером — поэтическим. Меня давно просят его провести. Думаю, обязательно это осуществлю. Тем более что публика здесь замечательная! Вот мы сейчас приехали, и я вижу людей, которые ходят на спектакли постоянно.
Известная советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1989). Героиня всеми любимых фильмов: «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (Нина), «Вий» (Панночка), «12 стульев» (Лиза), «Гостья из будущего» (Марта Эрастовна Скрыль, тренер), «Волшебник Изумрудного города» (Бастинда, Гингема и др.). В юности Наталья была цирковой артисткой — выступала в жанре эквилибристики. Однако славу она обрела после выхода фильма «Кавказская пленница», где роль Нины 19-летняя Наталья Варлей получила благодаря таланту, необычайному обаянию, непосредственности и смелости.
Ксения Симонова
Какое кино нужно снимать в Крыму?
— Крым многогранен! А в плане кинематографа — это Мекка. Документалистика, природа… Безграничный материал для съёмки документалистики в духе National Geographic. Лично мне интересен Крым православный. Такой вот, непопулярно православный. Будем снимать о монастыре Кизилташ. Особенно привлекают древние места, которые были основаны в первых веках. У нас такие места есть! Например, ущелья вдалеке от цивилизации.
Без чего не может быть хорошего семейного кино?
— Без искренности и веры в то, чем ты занимаешься. У нас, к сожалению, кино и медиапродукция стали грешить какой-то деланностью, ненатуральностью. Люди продают товар и не верят в то, что сами же делают. Я лично для себя составила список фильмов с кинофестиваля «Святой Владимир» в Севастополе, которые с удовольствием пересмотрела бы и показала своему сыну. Потому что в таком кино есть русская душа, как мне кажется. Например, мультик про Серафиму. Очень искренний. «Иерей-сан», хотя и сделан местами под Голливуд, тоже понравился. Но я люблю больше домашнее кино. А если уж иностранное — то европейское, но никак не американское.
Ближайшие творческие планы?
— Надеюсь сделать зимой концерт для детей и родителей в Евпатории. Но, знаете, у нас бывает сложно с организацией подобных мероприятий. Не жалуюсь, просто констатирую. А наработок очень много: два варианта спектаклей, вариант концерта с симфоническим оркестром, просто мои выступления. Надеюсь, всё получится!