30 сентября 2023

«Фонтан слез»: жизнь и творчество Владимира Яновского в Крыму

«Фонтан слез»: жизнь и творчество Владимира Яновского в Крыму

Фото: shutterstock.com, автор: Olga Strel

Владимир Яновский, 1956 г., бумага, акварель

В акварели «Фонтан слёз» Владимир Константинович Яновский изобразил знаменитый памятник Ханского дворца в Бахчисарае, возведённый в 1764 году ханом Кырым-Гераем, который «тонкостью ума нашёл воду и устроил прекрасный фонтан». Первоначально фонтан находился у мавзолея Диляры Бикеч, с чьим именем связывают печальную легенду о любви крымского правителя. В 1787 году – к приезду императрицы Екатерины II, – фонтан был перенесён в Фонтанный дворик Хан-Сарая.

После посещения Бахчисарая в сентябре 1820 года Александр Сергеевич Пушкин написал «о странном памятнике влюблённого хана» два прославивших его произведения: стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» и поэму «Бахчисарайский фонтан», где есть такие строки:

Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали
И мрачный памятник оне
Фонтаном слёз именовали.

Поэме великого поэта В. К. Яновский посвятил свою картину, на обороте которой написал: «Этот триптих картина первая «Фонтан слёз» посвящаю поэме А.С. Пушкина Бахчисарайский фонтан». Остальные части триптиха — «Мавзолей» и «Гарем» находятся в собрании Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

В картине мастер, детально передав облик фонтана, написал его не в Фонтанном дворике, где он сейчас находится. Вокруг фонтана художник разместил Соколиную башню, крышу Малой дворцовой мечети и Золотой кабинет. Постройки на картине сильно смещены. В реальности с такого ракурса крыша мечети практически не видна, а Соколиная башня находится значительно левее. При столь вольном размещении памятников в акварели орнамент фонтана и Золотого кабинета Яновский написал достаточно точно и подробно. Дополнительных красок работе добавляет сочная зелень растений, солнечный свет и ажурная тень. Таким образом, автор создал наиболее яркий, концентрированный образ знаменитого памятника при ощущении документальности изображения.

Об авторе

Крымский художник Владимир Константинович Яновский (1876-1966) родился в деревне Топлы (сейчас Тополёвка Белогорского района). Работал фоторетушёром в Ялте. В 1895 году поступил в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств на вечерние курсы. Был вынужден вернуться в Крым в 1900 году. Спустя несколько лет мастер начал участвовать в художественных выставках. В 1925 году переехал в Бахчисарай, где преподавал в техникуме и школах, был сотрудником Бахчисарайского дворца-музея. Получил известность как автор акварельных пейзажей Крыма. Его называли «мастером солнечных акварелей», «художником поэзии, мгновения и вечности», «певцом крымских долин и гор», «виртуозом акварели». Провёл 25 персональных выставок. В 1966 году стал почётным гражданином Бахчисарая.

  1. Соколиная башня расположена в Персидском саду. Её верхняя часть с деревянными решётками служит смотровой площадкой, с которой открывается красивый вид на дворцовые постройки и окрестности.
  2. Малая дворцовая мечеть, построенная в XVI веке, была местом для молитвы хана, его ближайших родственников и окружения. Оригинальные настенные росписи и витражи в мечети сохранились с ханских времён. Крышу покрывает зелёная поливная черепица. Такая черепица в прошлом была на всех постройках Хан-Сарая.
  3. Золотой кабинет расположен над летней беседкой. Из-за ваз с фруктами из алебастра иногда его называют «фруктовым кабинетом».
Текст: Анна Полканова
Фото: shutterstock.com, автор: Olga Strel