09 мая 2023

Эльтиген: мужество обречённых

Эльтиген: мужество обречённых

Фото: Михаил Семёнов, Анатолий Щербак

В нынешнем году мы отмечаем знаменательную дату – 80-летие Керченско-Эльтигенской десантной операции, ставшей преддверием великого Дня Победы. Каждый день на огненной земле являл миру образцы былинного героизма.

Все судьбы в единую слиты

Недалеко от Керчи привольно раскинулся курортный посёлок Героевское: уютные коттеджи, ласковое море, просторный пляж. А на постаменте – ощетинившийся пулемётами десантный мотобот, на возвышенности – громада памятника Героям Эльтигена. Подобно скале, выступают из земли отлитые в бетоне барельефы воинов, а их осеняет монумент. Любуясь его необычной формой, видишь и взлетающую ракету – сигнал к штурму, и поднятую руку командира, указывающего направление броска, и осколок смертоносного металла, разрывающего огненную землю, и горькую чашу страданий, которую пришлось испить защитникам плацдарма, и дикий тюльпан, что каждую весну расцвечивает степь алыми огоньками. Но более всего он похож на наполненный ветром парус надежды.

Название Эльтиген очень древнее. В этом слове тесно сплелись индоевропейский и тюркский корни. Дословно они переводятся как «дружина отважных», «отряд непобедимых». Таков перст судьбы: в 1943 году советские солдаты сделали здесь первый шаг к освобождению Крыма от фашистов. И каждый из 40 дней был освящён воинской славой.

Гладко было на бумаге…

Командование намечало одновременно высадить две большие группы: основные силы северо-восточнее Керчи и вспомогательные – южнее, в районе села Эльтиген. Предполагалось, что после захвата плацдармов войска нанесут удары по сходящимся направлениям и овладеют портами Керчь и Камыш-Бурун.

Однако всё спутали стихия и просчёты в планировании. Пролив был нашпигован минами, акватория простреливалась насквозь. К тому же разыгрался шторм, разметавший все плавсредства. Когда волны начали захлёстывать утлые судёнышки, десантники встали, обнявшись, вдоль бортов, буквально нарастив их своими телами.

Не учли разработчики операции важнейшую особенность прибрежной полосы. Песчаная коса в сотне метров от берега создаёт иллюзию мелководья, и солдаты с полной выкладкой прыгали в воду, не подозревая, что через несколько шагов их ждёт глубина. Преграда оказалась коварной. Статистика первого дня неумолима: убиты 700 человек, утонули 1300…

Один против семи

Удивительная история произошла со сторожевым катером МО-81, которым командовал старший лейтенант Соломон Флейшер. Возвращаясь под покровом ночи на базу из очередного рейса к Эльтигену, «мошка» оказалась перед колонной из семи вражеских кораблей. Командир принял дерзкое решение – пойти наперерез и первым открыть огонь. Уничтожив два катера, наш получил повреждения, но остался на плаву и успел скрыться в темноте.

Однако этим дело не кончилось. Внезапно появились другие фашистские корабли: три слева, три справа. На «морском охотнике» приготовились к последнему бою. Начали приближаться к левой группе, когда оттуда подали сигнал фонарём «тире-точка-тире»: немцы полагали, что подходит кто-то из своих, но на всякий случай запрашивали пароль. «Быстро передавай то же самое тем, что справа», – приказал Флейшер сигнальщику. Справа тотчас отозвались: «точка-тире-тире». Левая группа приняла ответ. Находчивость командира спасла израненный корабль от неминуемой гибели. Везучий МО-81 отошёл подальше и растворился в предутреннем тумане.

Мы – штрафники…

На подъезде к Героевскому промелькнёт невысокий холм – древний курган, каких в окрестностях Керчи множество. 1 ноября 1943 года могиле скифского воина было суждено продлить свою историю. На возвышенности закрепились 18 морских пехотинцев во главе с лейтенантом Алексеем Шумским. В течение суток десантники удерживали позицию, отразив несколько атак. Гитлеровцы смогли захватить высоту только тогда, когда погибли все её защитники. Уже в наше время у подножия кургана высадили 18 тополей и установили стелу с надписью: «Их было 18. Их имена неизвестны».

Особую значимость памятнику придаёт тот факт, что подразделение Шумского состояло из штрафников. По этой причине скромный мемориал уникален, поскольку увековечивает память о тысячах безымянных солдат штрафных частей, кровью искупивших вину перед Отчизной.

Военные юристы разводили руками: три эльтигенца, воевавшие в штрафных ротах, получили звание Героя Советского Союза ранее официальной реабилитации. Невиданные случаи, единственные за всю войну!

Ради жизни на земле

Эта строка из стихотворения рассказывает о подвиге, который совершила Галина Петрова. В мирное время она успела многое: поступила в институт, вышла замуж, родила сына. С началом войны муж Галины ушёл на фронт и погиб под Ленинградом. Галя окончила курсы медсестёр. Оставив ребёнка на попечении своих родителей, попросилась добровольцем. 1 ноября 1943 года главстаршина батальона морпехов Петрова была на Эльтигене.

Вот что говорит участник событий, военный корреспондент Сергей Борзенко: «Бойцы падали на песок перед колючей проволокой. В заграждении сделали проход. Теперь надо кому-то подняться первым, увлечь всех за собой. Это трудно, ибо, лёжа перед проволокой, можно на пять минут прожить дольше. Вдруг я увидел девушку. Она встала во весь рост и, закружившись в каком-то дивном танце, рванулась вперёд. Какой моряк мог допустить, чтобы девушка была впереди него в атаке? Будто ветер поднял людей!»

В первые же сутки Галя вынесла с поля боя свыше 20 раненых. И в числе первых получила звание Героя.

Через несколько дней настиг осколок и отважную сестричку. Её отправили в медсанбат, но туда попала бомба. Могила Галины находится на Воинском кладбище Керчи.

Штыком и гранатой

Положение десанта на Эльтигене становилось всё более тяжёлым. Против горстки измождённых бойцов фашисты бросили пехотную дивизию, танки, артиллерию и авиацию. 6 декабря командование приказало пробиваться к Керчи.

На плацдарме оставалось много раненых. Все, способные держать в руках оружие, вместе с группой прикрытия встретили врага в траншеях и окопах. Большинство воинов погибли, обеспечив побратимам отход.

Некоторые, не желая сдаваться в плен, бросились в студёную воду пролива. По законам природы их ждала смерть от переохлаждения, но воля к жизни оказалась сильнее: наши катера спасли 125 человек.

А в это время люди, изнурённые жестокими боями, бессонными ночами, голодом и холодом, со считанными патронами и гранатами совершили 25-километровый переход и, прорвав окружение, заняли оборону на горе Митридат в центре Керчи. Продержались ещё три дня, отбивая атаки штыками и сапёрными лопатками, пока не были эвакуированы 11 декабря 1943 года.

В Керчи укоренилась замечательная традиция: молодёжь ежегодно повторяет легендарный марш-бросок Эльтиген – Митридат, напоминающий о подвиге ныне живущим.

Служили два товарища

Оптимистической трагедии Эльтигена исполнилось 80 лет. За это время написаны тома исследований, созданы прекрасные памятники, но далеко не все тайны раскрыты.

Несколько лет назад со дна Керченского пролива подняли остатки советского истребителя. Вместе с ним «выплыла» удивительная история.

Лейтенант Николай Крайний служил в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота. 15 ноября 1943 года его самолёт был подбит. Пилоту удалось не только выпрыгнуть с парашютом, но и вытолкнуть из кабины специальную надувную лодку. С её помощью Николай держался на воде. Выручил Крайнего его друг – однополчанин Александр Карпов. Барражируя над проливом, он увидел лодку Николая и вывел к нему спасателей.
Но судьба решила повторить манёвр. В апреле 1944 года Крайнего опять сбили, теперь уже в районе мыса Тарханкут. Лётчик снова сумел приводниться, и его снова обнаружил Александр Карпов. А в ходе поиска уничтожил немецкий гидроплан, посланный для того, чтобы взять в плен советского офицера.

Фронтовые друзья прошли войну до Победы и прожили долгие жизни.

Факты:

  • Около 10 тысяч человек высадились в Эльтигене
  • Примерно 4 квадратных километра – площадь крохотного плацдарма
  • 36 суток удерживали солдаты огненную землю, в то время как по плану через 5 суток десант должен был соединиться с основными силами
  • 1140 человек эвакуировали по окончании операции
  • 61 эльтигенец был удостоен звания Героя Советского Союза. Нигде больше на участников одной локальной операции не проливался такой «золотой дождь»!
Текст: Михаил Семёнов
Фото: Михаил Семёнов, Анатолий Щербак