«У корабельных орудий моряки-артиллеристы, на позициях батареи несколько рот Минского и Суздальского пехотных полков, черноморские пластуны», — диктор представляет защитников Малахова кургана, как олимпийских чемпионов или мировых звезд.
И это не случайно. 165 лет назад благодаря этим людям и многим другим – солдатам, офицерам, адмиралам, врачам, сестрам милосердия и простым горожанам — о силе и стойкости великого русского города узнал весь мир.
349 дней борьбы и надежды в противостоянии с войсками крупнейших европейских государств — Британской, Французской, Османской империй и Королевства Сардиния. «Русской Троей» назовет Севастополь Виктор Гюго, отдавая должное его защитникам.
Помнят их и в самом городе. Поэтому в четвертый раз на батареи Малахова кургана поднимаются участники исторических клубов с разных уголков России, чтобы оживить события тех драматичных дней. Фестиваль «Русская Троя», организованный Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником, Российским военно-историческим обществом, региональной общественной организацией сохранения исторического наследия «Гренадёр», вновь прошел в Севастополе.
— Наша цель познакомить гостей с историей Крымской войны, с историей Севастополя в те дни, — говорит начальник информационно-издательского отдела Музея обороны Оксана Черненко.
На два дня Малахов курган возвращается более чем на полтора столетия назад. Полевые лагеря противоборствующих сторон, госпиталь, оружие, одежда, еда, алфавит и письма, написанные пером и чернилами, и даже музыка на оригинальных инструментах того времени.
По данным организаторов, в фестивальные дни его площадки посетило более 6 тысяч 600 человек, что стало рекордом за все годы проведения «Русской Трои».
Сергей Плотников из Воронежа, создатель «Музея забытой музыки» показывает необычную овальную балалайку:
— Василий Васильевич Андреев еще не создал тот, всем известный, вариант. Треугольная форма появилась только в 1880 году. А до этого балалайки были именно такие – длинный гриф, маленький резонаторный корпус и две струны. При этом мелодию играли только на одной, — объясняет Плотников и тут же наигрывает типичную для тех лет.
А в лагере 7-го линейного полка французской армии звучат другие напевы, включая «музыку» запахов. Оливье Буланже, он же Илья Стрельцов из Севастополя, готовит вафли, которыми в то время «питалось пол-Европы». Вкус по достоинству был оценен и в XXI веке.
— Вафли, сливочное масло, сахар, пивные дрожжи в качестве разрыхлителя, лимонный сок, мука, — таков незатейливый рецепт одного из любимых кушаний французских солдат.
Возможно, секрет в вафельнице образца 1896-го года, сковороде – ее ровеснице и приготовлении на открытом огне в компании с мидиями, тушенными в белом вине, и «Марсельезе» в живом исполнении.
А неподалеку от русского лагеря предлагали продегустировать травяной чай из самовара с медом и сыграть в «солдатский боулинг», где в качестве шаров – настоящие картечь и пушечные ядра с пушек, снятых с затопленных кораблей.
Но самое главное событие фестиваля – реконструкция одного из сражений на батарее Емельянова.
— Это больше собирательный образ боя, в который включены реальные случаи. К примеру, в этот раз решили вспомнить о героическом поступке Захара Осипова. Этот один из пластунов (пеший казак -ред.), проявивший себя в годы Крымской войны. Как-то он пленил француза. Французы начали стрелять по пленнику и нашему пластуну. Иностранец растерялся и вместо того, чтобы бежать к своим, побежал к русским позициям, с которых раздался громкий смех. Такой случай будет разыгран, — рассказал президент региональной общественной организации сохранения исторического наследия «Гренадёр» Илья Давыдов.
Перед «боем» его участники осматривают форму на предмет наличия «нехарактерных элементов», оружие — макеты гладкоствольных капсульных ружей образца 1822 года. Современные гаджеты и даже влажные салфетки запрещены. А на «поле сражения» уже ждут пушки – три корабельных с «русской стороны» и 2 полевых — с «французской». Их в буквальном смысле несколько лет «собирали» по деталям, реконструируя по старинным образцам.
— Реконструкторы тем и отличаются от простых статистов или актеров кино, что их интересует достоверность. Мы реконструируем не мирную жизнь, а войну. А это страдания, кровь, смерть. Оборона Севастополя была сопряжена с большими потерями с двух сторон. Кто-то из нас обязательно «умрет» сегодня. Но хорошо, что в конце реконструкции всегда звучат слова диктора: «Мертвые, встаньте!», — говорит севастополец Евгений Батманов, он же рядовой 32-го Суздальского пехотного полка, прошедшего через все сражения Крымской войны.
Но в это раз победа осталась за русскими солдатами и моряками. Малахов курган отстояли. Хотя в эти дни 165 лет назад события разыгрывались по противоположному сценарию.
— Это был последний штурм Севастополя. Но всех бастионах города он был отбит. Однако на Малаховом кургане не удалось сдержать противостоящие силы противника и его оставили. Из-за того, что ключ к обороне города был потерян, через два дня наши войска покинули и южную сторону Севастополя, перейдя на северную, — напомнил Давыдов.
Крымская война на территории Крыма, по официальным данным, унесла 150 тысяч жизней русских солдат, турки потеряли до 400 тысяч, французы — 95 тысяч, англичане — 22 тысячи человек. Все они на равных упокоились в севастопольской земле. Английское, турецкое, французское кладбища в легендарном городе сохранились и по сей день, еще больше подчеркивая его величие, великодушие и истинный гуманизм.