14 августа 2022

«Бахчисарайский полдень»: жизнь и творчество Александра Куприна в столице крымского ханства

«Бахчисарайский полдень»: жизнь и творчество Александра Куприна в столице крымского ханства

Александр Куприн «Бахчисарайский полдень», 1935 год, холст, масло

Александр Куприн – выдающийся представитель русского искусства первой половины XX века. Ученик Дмитриева-Кавказского, Юона и Коровина, в 1910 году он стал одним из организаторов творческого объединения «Бубновый валет» наряду с Фальком, Машковым, Кончаловским и другими.

Художник разделяет общее увлечение творчеством Сезанна, но его работы отличаются от творений других сезаннистов контрастностью и напряжённостью цвета, геометрией форм. Это можно отметить в таких полотнах, как «Натюрморт с синим подносом» (1914 г.) или «Натюрморт со статуэткой» (1919 г.). Со временем его композиции становятся более обобщёнными, острые углы сглаживаются, появляется цветовая нюансировка.

Испытав почти все художественные увлечения своего времени, Куприн вышел из объединения «Бубновый валет». В конце 1920-х годов он обратился к пленэрной объёмно-пространственной живописи, вернулся к реалистическим традициям.

Александр Куприн широко известен своими пейзажами. Среди его ландшафтов преобладают виды Крыма, куда в 1920-х годах художник был вынужден уехать в связи с тяжёлой болезнью. В первой половине 1930-х годов он также работал над индустриальным пейзажем, писал заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку.

Крымская природа, горы и море стали важнейшей темой творчества Александра Васильевича. В произведениях этого периода нашли воплощение те принципы пейзажа-картины, за которые боролся художник, «овеществлено» само понятие пространства и времени. В бахчисарайских пейзажах Куприна изменчивая южная природа соединена с архитектурными видами старого города. Среди лучших произведений бахчисарайского цикла «Тополя. Бахчисарай» (1927 г.), «Беасальская долина» (1937 г.). Художник создаёт богатый и величественный образ природы, наделённый внутренней жизнью и убедительностью.

На полотне из этой же серии «Бахчисарайский полдень» (1935 г.) живописец одухотворяет городской пейзаж, наполненный ярким солнечным светом, красками полуденной природы, движением жизни. Александр Куприн увлечён старинной мусульманской архитектурой, в образах которой запечатлена история одного из интереснейших уголков Крыма.

 

Александр Васильевич Куприн (1880-1960) – художник и живописец.

В 1906 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Присоединился к группе авангардных художников, в 1910 г. принял участие в выставке «Бубновый валет».

После Октябрьской революции преподавал в ВХУТЕМАСе, руководил художественными мастерскими в Нижнем Новгороде.

С 1928 г. преподавал в Московском текстильном институте. Профессор живописи (1929 г.). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956 г.).

 

  1. Белый минарет перекликается с устремлённой ввысь кроной тополя на дальнем плане и привносит в образ бахчисарайской улочки ориентальный мотив.
  2. Пейзаж насыщен по цвету: полуденное солнце заливает улицу ярким светом, от одноэтажных домиков падают густые фиолетовые тени.
  3. Александр Куприн о новом искусстве: «Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии».

 

Текст: Анастасия Кугушева