Солнце и ветер — круглогодичное богатство Крымского полуострова, которое пока не используют в полную силу. Альтернативная энергетика начала развиваться здесь ещё до воссоединения Крыма с Россией. Огромные поля из тысяч солнечных модулей на солнечных электростанциях и ветрогенераторы полуострова хорошо видны из космоса. По объёму вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) Республика Крым уверенно занимает первое место в России. И ценность альтернативной энергетики крымчане в очередной раз оценили во время блэкаута.
Есть ли жизнь без солнца?
Солнце и ветер — круглогодичное богатство Крымского полуострова, которое пока не используют в полную силу. Альтернативная энергетика начала развиваться здесь ещё до воссоединения Крыма с Россией. Огромные поля из тысяч солнечных модулей на солнечных электростанциях и ветрогенераторы полуострова хорошо видны из космоса. По объёму вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) Республика Крым уверенно занимает первое место в России. И ценность альтернативной энергетики крымчане в очередной раз оценили во время блэкаута.
Страховочный вариант
Использовать солнечные электростанции для выработки альтернативной энергии Крым пробовал ещё при СССР, в 1986 году. Проект первой Крымской СЭС создали в Рижском отделении института «Атомтеплоэлектропроект». Она должна была стать страховкой — резервным источником для строившейся Щёлкинской атомной электростанции. Масштаб можно оценить, если вспомнить, что мощность первой СЭС должна была составить 5 МВт, в то время как суммарная мощность всех солнечных электростанций в мире на тот момент была всего 21 МВт. Экспериментальная станция стоила бюджету почти 29 миллионов рублей. Но выявились сложности, в том числе слишком большой расход энергии. В итоге станция прекратила своё существование и была разворована, как и недостроенная Щёлкинская АЭС. Однако история «альтернативки» в Крыму на этом не закончилась. Уже в 2016 году, когда потребность курорта в электроэнергии составила 1200 МВт, мощность всех крымских СЭС достигла 297,7 МВт. Важно, что такие станции позволяют сократить выбросы СО2 в атмосферу курорта на тысячи тонн в год и экономить газ при выработке энергии традиционными способами. Юрий Кашич, консультант по техническому обслуживанию СЭС «Перово»: — Германия практически полностью перешла на этот (альтернативный. — Ред.) вид энергетики. У них днём работают солнечные электростанции, а ночью — ветряные. Сегодня Германия использует 70% возобновляемых энергоисточников. Мы ездили в Республику Саха, чтобы поделиться опытом с соотечественниками, и поняли, что наш опыт работы превосходит общероссийский: мы не привлекаем зарубежные фирмы к работе, у нас опыта больше. Плюс мы единственные, к кому применены санкции, — у нас полное импортозамещение. Я считаю, у Крыма есть все шансы пойти по пути Германии, тем более что полуостров — курортный регион, для нас важен любой проект, который сохраняет экологию. Но для этого нужны время и деньги…
Ветер, ты могуч
Развитием ветроэнергетики в Крыму интересовались ещё до Великой Отечественной войны. Первой промышленной ветроустановкой стал экспериментальный ветроагрегат мощностью 100 кВт, разработанный под руководством изобретателя Юрия Кондратюка. Установили его в Балаклаве в 1931 году. Мини-ветростанция питала электроэнергией трамвайную линию Балаклава — Севастополь. Во время войны ветроагрегат был разрушен. В 1930-е годы Кондратюк проектировал строительство Крымской ВЭС на плато Бедене-Кир, в четырёх километрах к северу от вершины горы Ай-Петри. Железобетонную 165-метровую мачту ветряка планировали установить на высоте 1324 метра над уровнем моря, где среднегодовая скорость ветра достигает 89 метров в секунду. На мачте должны были размещаться два трёхлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 метров! Проектная мощность станции составляла 24 МВт. По тем временам это был беспрецедентный проект. (Для сравнения: в США первая ВЭС появилась в 1941 году, её мощность составляла всего 1,25 МВт.) Теперь же энергию ветра преобразуют семь государственных ветроэлектростанций и одна частная.
Китайский интерес
До перехода Крыма в РФ практически вся альтернативная энергетика полуострова была связана с двумя частными компаниями. Солнечный сегмент развивала международная структура Activ Solar со штаб-квартирой в Вене (позже ООО Power Services), а ветровой энергетикой занималась компания «Ветровые парки Украины». При этом до апреля 2014 года альтернативная энергетика Крыма субсидировалась за счёт «зелёного тарифа». То есть электроэнергию государство покупало у производителя на порядок дороже, чем за неё платил потребитель. «Зелёный тариф» в пять раз превышал среднюю отпускную цену для населения и в десятки раз — себестоимость электроэнергии, вырабатываемой АЭС. В России «зелёного тарифа» нет, что увеличивает срок окупаемости проектов и усложняет рентабельность, тем более в условиях санкционной войны. Сергей Аксёнов, глава Республики Крым, о «зелёном тарифе»: — Это был мошеннический проект, который позволял государственной верхушке Украины зарабатывать около миллиарда долларов в год. После отказа Крыма от завышенных тарифов солнечные станции были остановлены до момента, когда производители электроэнергии всё же согласились снизить цену с 14,5 до 3,42 рубля за 1 кВт . ч. Этого достаточно для покрытия операционных расходов и выплаты зарплат. Однако, по словам производителей, такой тариф не позволяет заёмщикам платить по кредитным договорам. А кредиторами выступали Сбербанк России на Украине, Проминвестбанк, ВТБ Капитал и другие. В результате солнечные электростанции в Крыму из-за долгов перед ВТБ, Сбербанком и Внешэкономбанком почти в 45 миллиардов рублей перешли в собственность российских госбанков. Речь идёт о проектах, которыми управляла австрийская Activ Solar. Станции находятся в управлении Фонда защиты вкладчиков. В Минтопэнерго Крыма уточняют, что на сегодняшний день в конкурсное управление банков перешли четыре объекта солнечной энергетики (ООО «Омао Солар», АО «Оул Солар», ООО «Осприй Солар», АО «Дельта Солар»), ведущие свою деятельность в Крыму. А также подтверждают, что все солнечные и ветровые электростанции находятся в рабочем режиме. Несмотря на отсутствие «зелёного тарифа», на 2017 год запланирован ввод в эксплуатацию крупнейшей в Крыму новой СЭС «Владиславовка» мощностью 110 МВт, которая строится в Кировском районе на частные инвестиции. А вместо европейских инвесторов интерес к развитию альтернативной энергетики на полуострове активно проявляют китайцы.