Бизнесмен и меценат, владелец британских газет и сети отелей, защитник слонов и носорогов, продюсер и друг Кевина Спейси, банкир и агент 007… А ещё он намерен к 2024 году сделать Россию первой по здоровому питанию в мире, создать в Алуште арт-резиденцию, снять сериал о Януковиче и Мубараке с голливудскими звёздами.
Об Александре Лебедеве пишут многие и говорят разное. Его супруге Елене Перминовой поют оды, и не только в фешн-тусовке. Обо всём этом «КЖ» поговорил с Александром в Алуште, где он отдыхал с семьёй в одном из своих любимых отелей. К слову, цикады пели так оглушительно, будто хотели подтвердить когда-то растиражированные СМИ слова Лебедева: «Крым круче Монако!»
«КЖ»: Вы как основатель арт-парка La Collection Air в швейцарском Люцерне говорили о планах создать сеть парков современного искусства по всему миру, включая Россию. Крым в эти планы входит? В последнее время всё чаще звучит мнение, что полуостров как локация для арт-резиденции – это круто…
Лебедев: Я, в принципе, объездил весь мир. От Галапагосских островов до Шантар в Охотском море и от Папуа до Гренландии. Хорошо знаю Новый Орлеан, Сиену. Уникальные города… И в каждом есть какая-то событийная фишка. В Сиене, например, Палио – знаменитые лошадиные скачки, на которые приезжает больше 100 тысяч человек. В Новом Орлеане Бурбон-стрит, и 365 дней в году эта улица не засыпает… А в российской глубинке, в Калужской области есть арт-парк Никола-Ленивец. Все объекты для него создал художник Николай Полисский, который работает по дереву. Так вот, они начинали с 500 человек, а в этом году парк посетили уже 250 тысяч. Люди, которые любят искусство, едут.
И в Крыму нужно организовать какую-то масштабную фишку… Например, арт-парк в Алуште на африканскую тему. Почему нет? Кстати, Полисский создал крутого слона из настоящих стволов деревьев, он сейчас экспонируется у нас в Алуште. Еще один деревянный слон установлен на первом в стране арт-каре на базе ЗИЛ-130! Я 20 лет защищаю в Африке слонов, носорогов и в шутку говорю продвинутым людям в Кремле, что мы не только амурских тигров спасать должны. Широта кругозора русских людей должна тянуться до Африки. Поэтому я придумал такого слона и поставил на территории отеля эту шестиметровую машину. Там есть площадка наверху танцевальная для диджея, музыкальное оборудование. Арт-кар медленно едет, а за ним идут люди и танцуют. Иллюминация включается, это круто.
«КЖ»: То есть событийный туризм развивать будете?
Лебедев: Буду. К примеру, римляне устраивали праздники в честь богини плодородия Цереры — Цереалии. Можно в Алуште объявить октябрь месяцем Цереалии. Сначала четыре дня спортивных состязаний, потом фестиваль стрит-арта и граффити, открытие арт-парка, карнавал, музыкальный фест и так далее. Но вы видите какая в Алуште набережная? Я уже много лет призываю городские власти убрать как попало припаркованные машины, тут всего четыре километра, есть же место под парковку. Зарабатывайте там деньги. Такой красивый город… Считаю, что властям надо делать набережную пешеходной, со всякими электромашинками … Здесь же в субботу от автомобилей не протолкнуться! Мне давно обещали убрать все эти ларьки, шалманы на набережной, которые вид на море закрывают. Шанс у Крыма есть, но нужно продуманно действовать. Если хочешь посвятить арт-территорию защите дикой природы, следует собрать всех светил, художников. Плюс городу месседж надо объяснить. Вот Люцерн, где находится арт-парк, о котором мы говорили, ежегодно посещает шесть миллионов туристов. Надо, чтобы в Алуште было не меньше.
Крым нереально красив. Поэтому я начал строить в Профессорском уголке, и мы продолжаем свои проекты
«КЖ»: По арт-проекту в Алуште только планы или есть тайминг?
Лебедев: Планы уже реализуются. Этой осенью хотим попробовать провести карнавал и через него передать месседж. Вот Аниш Капур (британско-индийский скульптор, лауреат премии Тернера – ред.), например, создал в Японии после Фукусимы надувной зал, и они сейчас собираются его уничтожить, дорого им этот арт-объект обходится. Я предложил подарить его Крыму.
Думаю, арт-парк на набережной Алушты открою обязательно! Город, надеюсь, согласует. А пока я поставил только металлического Эйнштейна, видели, наверное. (здесь обязательно фото объекта). Кстати, у меня есть потрясающие бумажные инсталляции: Аси Козиной «Фея» и «Спящая красавица» — двухметровые фигуры из бумаги в стеклянных капсулах. Я заказывал их для Люцерна, а потом пожадничал и не отдал Швейцарии.
«КЖ»: И сколько таких инсталляций нужно для создания арт-территории?
Лебедев: Несколько десятков. А помимо арт-площадки, существует ещё один проект. У меня в Алуште есть какое-то количество земли, я оплачиваю аренду. И ведь не просто так этот участок держу. Хотя на него глаз кладут… Я уже оплатил проект, хочу обустроить на этом участке площадки для йоги, высадить фруктовые сады, а наверху поселю двух жирафов, предварительно договорился с московским зоопарком. И можно сделать, как в Найроби: там есть такая штука, называется giraffe manor (поместье жирафов – ред.). Это большой старый английский дом, и французские окна открываются на всё это. Ты завтракаешь с детьми, а жирафы в окно голову засовывают, дети их кормят… Чтобы туда попасть, в Африке в очереди люди год стоят! Я же для города это сделать хочу. Для Крыма.
«КЖ»: Крымских творцов к своим проектам привлекать будете?
Лебедев: Знаю кое-кого. Есть отличная коллекция фотографий и открыток, виды Алушты XVII-XVIII веков. Недавно мне предлагали организовать выставку живописи, посвящённую Крымской войне. Сейчас её в Питер отвезли. У нас в Профессорском уголке есть здание площадью полторы тысячи метров, и как раз там хочу проводить разноплановые выставки. Из Эрмитажа недавно были специалисты. Фонд Лихачева предлагает подтянуть объекты ЮБК под эгиду ЮНЕСКО (ранее была озвучена идея включить культурное наследие Южного берега Крыма в список всемирного наследия ЮНЕСКО – ред.). Наверное, американцы не дадут, но работа уже идёт. Это правильная история, готов помогать.
«КЖ»: Так почему всё-таки Алушта? Весь мир объездили… Не Ялта даже, а именно Алушта?
Лебедев: Душой прикипел. Люблю просто. Чехова люблю, вообще Крым. Даже если бы кто-то предложил мне всё это продать – не хочу. Мне нравится здесь всё! Парк крутой. И я горжусь своей медицинской спа-клиникой в Алуште, в сентябре открыли. Просто взял лучшую немецкую клинику за образец, полностью её переделал… И сделал лучше. Всё время докупаю оборудование, криокамеры, барокамеры… Клиника – это отдельная тема. И это, что важно, позволяет решить проблему межсезонья. Есть, к примеру, 100 тысяч человек в России, которые ездят по мировым клиникам. Например, в «Мерано» (отель и спа-центр в Италии, — ред.). Я люблю «Лансерхоф» (международный оздоровительный спа-центр – ред.), кто-то едет в Chiva-Som (оздоровительный курорт в Таиланде – ред.). Или вот Собчак рекламировала клинику в Испании… Таких клиник не так много. И наша в Алуште на самом деле одна из самых больших в мире. Есть выдающаяся история: такая штука, когда маску надеваешь, и тебе постепенно снижают количество кислорода. И ты поднимаешься с нуля до Эвереста! Вот это правильные вещи. Я всё это изучаю Но клиентуру надо «прибивать», приучать. У меня есть друзья из списка Forbes, так вот они и не знали, что такое в Алуште есть. Один рассказывает: у него папа – ученый, интеллигент, он его везде возит, в Лондон, в Италию. А папе не нравится! Если в Крым, то он расцелует!
В Крыму нужно организовать какую-то масштабную фишку… Например, арт-парк в Алуште на африканскую тему. Почему нет?
«КЖ»: Как специалистов для клиники находите? В Крыму нередко жалуются, что в индустрии гостеприимства, здравоохранении нет кадров…
Лебедев: Если нет кадров здесь, приглашаем из других регионов. Даём жилье, детей устраиваем в «Артек». У нас главврач, к примеру, 15 лет проработала в НИИ Склифосовского терапевтом-реаниматологом. Собирала людей, которых машина переехала или ножом пырнули. Она в Алушту с двумя детьми переехала, очень выдающаяся, гречанка наполовину… Медсёстры в Крыму есть, а ещё мы нашли здесь отличного гинеколога.
«КЖ»: С клиникой всё понятно, а персонал в отеле?
Лебедев: В отеле работают 1200 человек. У нас достаточно много крымчан. Причем работают круглый год. В межсезонье никого не увольняем, как в других объектах нередко бывает. За кадры борюсь. Мы увеличиваем номерной фонд, построили корты, теплицы, выращиваем там правильные овощи…
«КЖ»: Как с турпотоком, что-то поменялось за последние пять лет?
Лебедев: У нас всё неплохо. Больше 72% загрузка. А насчёт поменялось? Конечно! У меня с Януковичем и его семьёй была самая настоящая война. Главное, что рейдерских «наездов» как при Украине теперь нет.
«КЖ»: Что с сетью кафе здорового питания? В Алуште такое работает. И как? Сеть пекарен с безглютеновым хлебом у вас есть. А в Крыму будет хоть одна?
Лебедев: Будет. Сейчас в алуштинской «Петрушке» компромиссное меню. Вот в другом городе – в Нелидово Тверской области – там всё жестко. Меню правильное, которое я взял у Франца Майера (австрийский врач – ред.), который за очищение организма. У меня в этом кафе мэр питается регулярно, губернатор приезжает, министры… Им нравится эта история. А линейку безглютенового хлеба из зелёной гречки и льна мы с женой сделали куда круче, чем у немцев.
«КЖ»: Как тему здорового питания воспринимают в Крыму? Туристы ведь отдыхать едут, расслабиться хотят… О ЗОЖе забыть на время отпуска.
Лебедев: Эту тему пропагандировать надо! И это должно быть очень вкусно. Второе – это должно быть модно. И дёшево. То есть дешевле, чем ты пойдешь в магазин, купишь свинины и дома её с лактозой наешься, с хлебом каким-то глютеновым.
Есть проект здорового питания, который согласован с рядом губернаторов. Что-то подобное Москва уже реализует, но только в плане помощи малоимущим для покупки продуктов в сетях. На днях предложил его Аксёнову (глава Республики Крым Сергей Аксёнов – ред.), и он поддержал. В правительстве Российской Федерации по инициативе Минпромторга была разработана программа, которая должна была стартовать в этом году. 330 миллиардов рублей должны были выделять на карточки малоимущим, то есть дать им возможность покупать в торговых сетях продукты отечественного производства. Это блестящая идея, отличный драйвер для экономики. Но это надо внедрять не только в ритейле, но и в общепите со здоровым питанием. При этом средний чек должен быть до 100 рублей. Так еда будет здоровая, полноценная! Людям нужно прививать культурную привычку к здоровому питанию. А эти карточки – система поддержки малообеспеченных, которые получат возможность поесть бесплатно. Пусть мне дадут список семей, многодетных, правильных, которые в силу каких-то обстоятельств не зарабатывают.
Душой прикипел к Крыму. Люблю просто. Чехова люблю, вообще Крым. Даже если бы кто-то предложил мне всё это продать – не хочу. Мне нравится здесь всё!
Мы такой эксперимент проводим в Нелидово: раздали самым нуждающимся карты, на которые перечисляем по тысяче рублей в месяц. Это не государственные деньги, а мои благотворительные вносы. И их люди могут потратить в наших кафе здорового питания. Я готов такой эксперимент провести в Алуште, если местные власти поддержат. Можно открыть еще несколько «Петрушек» в других городах Крыма, плюс фуд-корнеры в супермаркетах.
«КЖ»: На материке говорили о «Пятерочке», какие сети в Крыму рассматриваете?
Лебедев: Мне главное, чтобы меня не рассматривали как жирного кота, который будет платить огромную арендную ставку. Я ведь эту сеть только улучшу, усилю. Мне два на два метра нужно и электрическая розетка. Всё! Остальное беру на себя. У меня же мечта к 2024 году сделать Россию номером один по здоровому питанию. Во-вторых, все эти «Макдональдсы», «Бургер-Кинги» и «Пепси» мы хотим изгнать с подмостков. Им мои намерения известны. Сколько американцы зарабатывают на российском рынке фастфуда, знаете? Но это же нельзя есть! Мы сделали бургеры из гречневой булки со льном. Приедут мои пекари в Крым – обучат. У нас же сухари даже печь не умеют. Я сначала развлекался: съездил в Мюнхен, поел там гречневый хлеб… Дома с поваром мы долго экспериментировали. Сделали. Потом я начал таскать в правительство. Приходил к Шувалову (глава государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Игорь Шувалов – ред.), Громову (первый замруководителя Администрации президента РФ Алексей Громов – ред.), приносил эти сухарики. Что касается колы – здесь посложнее.
«КЖ»: В Крыму великолепные травяные чаи.
Лебедев: У меня здесь в клинике как раз прекрасные монастырские чаи, крымские. 29 видов. Только их и пью. Моя идея состоит в том, что мы не отучим людей есть вредную пищу вообще. Но если они хотя бы раз в неделю будут питаться правильно – это даже не диета, ты же сыт. Но при этом у тебя достаточно энергии, здоровья… Мне кажется, на самом деле тренд здорового питания быстро набирает обороты. Среди молодёжи особенно. И не только в Москве.
«КЖ»: Вы так влюблены в Крым, а нам, крымчанам, это всегда приятно слышать. Сколько нужно таких меценатов, бизнесменов в России, влюблённых в полуостров, чтобы он расцвёл?
Лебедев: Я считаю, что Греф (президент Сбербанка России Герман Греф – ред.) правильные вещи делает. Японский сад, к примеру… Он приезжал, смотрел пекарню – хочет и в «Мрии» организовать такую. Нашел во Франции какого-то дядьку, который восстанавливает пекарни Х века. Я говорю: ты же с глютеном будешь хлеб производить. Для 40% населения это очень вредно. Ну хочешь, говорит, твою пекарню тоже там откроем. Ротенберг (российский бизнесмен Аркадий Ротенберг – ред.) купил несколько объектов в Крыму, видимо, будет реконструировать. Вообще, потихонечку у всех меняется психология. Я приехал, привёз с собой в Крым кучу людей … Кураторы рот открыли, говорят, мы в августе ещё приедем. Они там ездят на Мальдивы. А я здесь, в Алуште, с Мальдивами, которые знаю как свои пять пальцев, конкурирую конкретно.
«КЖ»: Вас называют шпионом, агентом 007. Почему?
Лебедев: Я служил в разведке 12 лет, что тут такого. Уволился в тот же год, что и Путин. Это открытая информация, она и в книге у меня есть «Охота на банкира»
«КЖ»: Вы как-то сказали: «Крым круче, чем Монако!» Повторите, нам приятно…
Лебедев: Ну так это правда! Я как-то, когда приехал 12 лет назад в Крым, вышел на лодке в море (как раз только из Монако вернулся). Стояли какие-то пустые коробки бетонные, это вот всё… Но долина, горные массивы… Крым нереально красив. Поэтому я начал строить в Профессорском уголке, и мы продолжаем свои проекты. Сейчас это выглядит всё вообще атас. В этом сезоне на пляже мы сделали, как в Марокко, на Бали и в Мексике… Но мне нужна поддержка города. Хотя бы эти четыре километра набережной довести до ума. Тогда я привезу Шнурова, выкатим слона на ЗИЛе, привезу в Алушту лучших диджеев, всю тусовку от Лободы до Киркорова. Мы со всеми дружим. Музыкальную тусовку устроим на 20 тысяч человек. Там, где аквапарк выходит на набережную, – ну это же сумасшедшая история! И наверху, в аквапарке, ещё пять тысяч человек. Такие вещи в Алуште надо делать. А в ноябре притащу в город водный трамвай. Это будет русская Tesla! Его сейчас в Питере строят: 90-кресельный, на электрической батарее, с ходом в девять миль. Он бесшумный и полностью произведён в России. Такого же нигде в мире нет. От чиновников потребуется расторопность в плане регистрации и возможность подзаряжать его на пристани. Я думаю, всё получится.