Между словами «Крым» и «искусство» можно смело ставить знак равенства. Наш полуостров во все времена был, есть и будет точкой притяжения для творцов всех мастей. Здесь вдохновлялись и творили Исаак Левитан, Василий Верещагин, Архип Куинджи, Константин Коровин, Фридрих Гросс, Фёдор Васильев, Никанор Чернецов, Валентин Серов, Илья Машков, Нина Жаба, Александр Куприн… Известные всему миру имена перечислять можно бесконечно, как и музеи, в которых экспонируются крымские пейзажи, созданные здесь, на нашем родном полуострове!
В №22 впервые появилась рубрика «Крымский музей», ставшая, согласно результатам регулярных опросов, одной из любимых у наших читателей. Без неё не выходит в свет ни один номер журнала.
К юбилею «КЖ» редакция с сотрудниками Симферопольского художественного музея собрали пять широко известных живописных работ, для знакомства с которыми не нужно лететь в Москву, Санкт-Петербург или Барселону, а достаточно посетить постоянную экспозицию музея, где готовы предстать вашему взору…
1. «Судакский вид»
Иван Айвазовский
Судак занимает особое место в творчестве Ивана Константиновича. В 1867 году, сопровождая императрицу Марию Александровну с детьми на пути из Константинополя в Россию, живописец принимал их в своём доме в Феодосии и на судакской даче, после чего написал картину «Приём императорской семьи в Судаке» (полотно сейчас находится в частной коллекции).
«Судакский вид» был создан Айвазовским во второй половине XIX столетия. Вдали виднеются силуэты скал Нового Света и выходящей к заливу горы Сокол. Изображённый на переднем плане виноградник служит отсылкой к традиции виноградарства и виноделия в Судаке, сложившейся в глубокой древности.
2. «Сосна»
Архип Куинджи
Художник обладал особым восприятием цвета, от насыщенных контрастных оттенков до мягких исчезающих полутонов. Его работам присущи романтическая приподнятость и утончённая игра света. Во время путешествий по Европе, Кавказу и Крыму художник написал множество произведений, камерных по формату, но вполне самостоятельных по исполнению.
В работе «Сосна» Куинджи изображает узловатый ствол дерева, выделяет его освещением, прописывает раскидистые ветви с блестящей хвоей. Сосна на опушке леса, вынесенная на первый план, становится воплощением силы природы.
3. «Сирень»
Фёдор Захаров
Крымский живописец Фёдор Захаров – признанный мастер пейзажа и натюрморта. Художника называют основателем импрессионистической школы живописи в Крыму. Он поселился на полуострове по окончании Суриковского училища в 1950 году. В своём творчестве Захаров соединил русскую реалистическую традицию ХIХ века с французским импрессионизмом и чертами советского искусства первой половины ХХ столетия.
В наследии художника большое место заняли натюрморты, в первую очередь цветы, в которых недолговечное, но яркое цветочное великолепие передано широкой щедрой кистью.
4. «Мадонна с младенцем»
Гвидо Рени
Итальянский художник эпохи барокко. Работал в Риме, изучал творчество Рафаэля и Караваджо, под их влиянием выполнил росписи плафона палаццо Роспильози. С 1609 г. Рени стал главой живописной школы Рима и возглавил круг болонских художников, работавших в Вечном городе.
Полотно «Мадонна с младенцем», ранее входившее в собрание Эрмитажа, отличается тонким рисунком и колоритом, основанном на оливково-синих тонах. Сюжет, избранный Рени, был распространён в искусстве барокко. Дева Мария играет с младенцем, отдаляя от него медальон с крестиком и изображением царя, восседающего на троне, – прообраз крестных страданий Христа.
5. «Дорога в лесу»
Иван Шишкин
«Верстовой столб в развитии русского пейзажа» – так Иван Крамской назвал Шишкина, ставшего центральной фигурой этого жанра живописи. Основой искусства Ивана Ивановича были внимательное изучение действительности, точность в передаче всех деталей. Он был истинным певцом русского леса, величественных дубовых рощ и хвойных лесов.
Пейзажи Шишкина наполнены спокойствием нетронутой природы и редко сопровождаются стаффажем. В работе «Дорога в лесу» фигура крестьянки в синем сарафане и красном повойнике и едва намеченный образ косаря в белоснежной рубахе служат лишь дополнением к искусно прописанному пейзажу с тонкоствольной рощей.