01 февраля 2018

Точки устойчивого роста

Точки устойчивого роста
Точки устойчивого роста

В 2017 году окончательно обозначились направления, которые должны обеспечить устойчивое развитие Крыма. «Крымский журнал» расскажет о наиболее важных из них.

Вектор безопасности

Когда твой дом граничит с, мягко скажем, недобрым соседом, обеспечение безопасности становится задачей №1. Особенно если учесть, что этот сосед готов на всё, чтобы сделать жизнь в вашем доме невыносимой.

Взять, к примеру, одиозного украинского политика Дмитрия Корчинского, который откровенно заявил, что крымчане как-то уж слишком вольготно себя чувствуют, слишком хорошо живут!

«Мы сегодня можем констатировать, что бюджетники, военные пенсионеры и ряд чиновников в Крыму живут лучше, чем при Украине, потому что Москва всё-таки подбрасывает им денег. <…> Это недопустимое легкомыслие с нашей стороны. Они должны жить хуже, и мы можем это сделать», – заявил украинский националист.

На первый взгляд, горячечный бред. Но давайте проанализируем факты. Буквально пара примеров. 12 августа в Крыму задержали Геннадия Лимешко – уроженца Харьковской области, агента Службы безопасности Украины. Задержали с поличным, при подготовке серии диверсий. По данным силовиков, он должен был уничтожить линию электропередачи Судак – Новый Свет, поджечь лес близ Судака, Алушты и села Рыбачьего, устроить обвал и тем самым заблокировать автодорогу из Судака в Новый Свет. Изъятые у диверсанта вещественные доказательства: тротиловые шашки, гранаты, ёмкости с горючей смесью, ручная пила и прочее – свидетельствуют о серьёзности его намерений.

Или очередной эпизод: 31 октября 2017-го был повреждён газопровод высокого давления возле села Виноградного, под Алуштой. Взрыв был хорошо слышен даже в самом городе. Чуть позднее происходит ещё один взрыв газопровода – близ села Запрудного, неподалёку от Партенита. На короткое время остался без газа Международный детский центр «Артек». Параллельно с газопроводами из строя выходят из-за обрушения электроопоры высоковольтные линии Перевальное – Алушта и Алушта – Лучистое. После изучения повреждений эксперты пришли к выводу: все они нанесены умышленно. По этому факту ФСБ возбудила три уголовных дела с формулировкой «совершение диверсии».

Вот они – реальные факты методичной подрывной работы против Крыма и его жителей. И пока нет никаких предпосылок для её прекращения. Ведь и руководство Украины, и те, кто им манипулирует извне, не намерены снижать давление на Крым.

Поэтому и принимаются все необходимые меры по обеспечению безопасности. В том числе речь идет о строительстве 50-километрового заграждения на российско-украинской границе в Северном Крыму. Работы планируется завершить к июлю 2018 года.

«Крым является динамично развивающимся регионом, огромное число путешественников и туристов приезжает сюда на отдых в течение всего года, и обеспечение их безопасности, а также безопасности жителей полуострова является для нас приоритетной задачей, для решения которой государственная граница и в дальнейшем будет оснащаться самыми передовыми инженерными сооружениями и техникой», – прокомментировала строительные работы пресс-служба регионального пограничного управления ФСБ.

 

Межэтнические отношения

Не меньше усилий прилагается и к тому, чтобы свести на нет напряжение в межэтнических отношениях. Ведь, пожалуй, все понимают, что и в украинский период, да и сейчас именно эта область является одной из самых уязвимых. И если не уделять ей внимание, устойчивое развитие полуострова может оказаться под угрозой.

Именно поэтому одним из первых распоряжений президента России, касающихся Крыма, был указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В документе перечислялись основные проблемы, связанные с обустройством людей, которые при СССР были выселены из Крыма. Вернувшись обратно, они столкнулись с большими трудностями, нерешённость которых способствовала накоплению негатива. А если добавить к этому тот факт, что неустроенность людей пытались использовать как политическую технологию, то проблема становилась и вовсе взрывоопасной.

Собственно говоря, в период «Крымской весны» именно межэтнический фактор вызывал наибольшее беспокойство. На представителей националистических организаций Киев делал главную ставку. Им отводилась роль авангарда дестабилизации обстановки на полуострове. Пусть уж Крым будет в огне, чем станет российским – так рассуждали киевские политики и западные «эксперты по хаосу». Впрочем, и сейчас ещё нередки рецидивы украинской политики планомерного науськивания разных народов полуострова друг на друга.

Противовесом этому стала системная работа по развитию инфраструктуры в местах компактного проживания репатриантов, обеспечению возможности изучения родного языка, а также решение земельного вопроса. Сейчас нет смысла перечислять всё то, что уже сделано. Один, но символический пример: 1 сентября 2017 года в Симферополе открылась средняя школа с крымскотатарским языком обучения. По уровню оснащения – одна из лучших в Крыму. При Украине её назвали «школой четырёх президентов»: каждый вновь избираемый глава государства обещал достроить многострадальный объект. В итоге его довели до ума уже в России – чуть больше чем за год и при одном президенте.

 

Зарубежное переформатирование

Очевидно, что любой регион только тогда может рассчитывать на развитие, когда он открыт для зарубежных контактов: политических, экономических, гуманитарных. В случае с Крымом это является проблемой. Ведь украинское руководство при мощной поддержке евроатлантистов прикладывает сверхусилия к срыву процессов международного сотрудничества.

Для этого задействуется весь арсенал средств: от принятия санкций в отношении всего, что связано с Крымом, до физического блокирования полуострова. Достаточно вспомнить энергетическую, продовольственную, транспортную и прочие блокады Крыма. И всё это – на фоне диких интерпретаций крымских событий в западноевропейских и американских масс-медиа. Понятно, что в таких условиях говорить о каком-либо конструктивном диалоге с официальными международными структурами не приходится.

Но такое положение дел – дополнительный вызов для российского и крымского руководства. Чтобы в очередной раз показать: давление на Крым лишено всякого смысла, работа в этом направлении ведётся немалая.

Прежде всего речь идёт о создании благоприятных условий для иностранных инвесторов. Огромные государственные расходы на инфраструктурные проекты. Если вдруг кто-то ещё сомневается в том, что Крым навсегда российский. Инвесторы – люди хоть и осторожные, но не настолько, чтобы пройти мимо прибыли. А Крымский полуостров с его потенциалом и новыми возможностями более чем привлекательный регион. Именно поэтому ключевое бизнес-событие – Ялтинский международный экономический форум – с каждым годом привлекает всё больше участников, причём в последнее время из экономически развитых стран.

То же самое происходит и в сфере культуры: Крым не только не утратил статус организатора авторитетных международных фестивалей, но и стал площадкой для новых культурных событий. Например, выступления в Балаклаве патриархов танцевальной музыки Scooter. Каждое такое событие – позитивный информационный повод. Поэтому нет никаких сомнений в том, что и в 2018 году звёзды мировой величины посетят Крым и расскажут о самом теплом приеме их творчества.

Также не следует забывать о феномене под названием «народная дипломатия», когда общественные деятели разных стран берут налаживание контактов с Крымом в свои руки. Игнорируя барьеры и запреты своего истеблишмента. Причём в 2017 году такая работа вышла на новый уровень. В частности, осенью 2017-го была учреждена Международная ассоциация друзей Крыма. Она призвана заниматься созданием и развитием клубов друзей полуострова по всему миру. В этих структурах можно будет получать объективную информацию о Крыме и его возможностях.

В перспективе, и отнюдь не отдалённой, успешная работа во всех этих направлениях должна сформировать критическую массу недовольных антикрымской политикой. Правительства прежде всего европейских стран должны постоянно слышать от бизнесменов, политиков, деятелей культуры и лидеров общественного мнения, что «крымчане нам не враги». А количество таких заявлений неизбежно перерастёт в качество. Ведь мы действительно не желаем ни с кем воевать – и в мирной жизни хочется ещё очень многое сделать.

Текст: Сергей САПЕЛЬНИК