Загубленный Украиной промышленный комплекс Крыма возрождается. Сегодня на 433 предприятиях во всех отраслях промышленности полуострова трудятся более 72 тысяч человек. На долю республиканской промышленности приходится 17,5% валового регионального продукта
«Море» не волнуется
До 2014 года вокруг основных промышленных предприятий Крыма не утихали скандалы: зарплату задерживали, работников сокращали, материальные ценности разбазаривали. Модернизация носила декоративный характер. Спасти предприятия от развала в 2014-м могли заказы с материковой части России. Но без масштабной модернизации это было невозможно. В том числе обновления требовали судостроительные предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для страны.
Наглядный пример – феодосийский судостроительный завод «Море», некогда флагман отечественного кораблестроения, пришедший в упадок при Украине. При Союзе здесь строили уникальные суда, прежде всего знаменитый катер на подводных крыльях «Ракета», а позже «Комету» и «Восход». Причём до 40% судов подобного типа из всех построенных в мире изготовил именно крымский завод. С середины 1980-х годов «Море» строило десантные корабли на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр», для которых доступно 70% береговых линий морей и океанов планеты.
Для сравнения: при Украине «прорывным» для завода считался проект небольшого пограничного катера «Орлан» для борьбы с контрабандой и браконьерством. Скромный кораблик длиной 25 и шириной 5 метров с экипажем в 9 человек должен был существенно обновить «боевой состав» Госпогранслужбы Украины. При этом из восьми плавсредств удалось построить и передать заказчику один.
После возвращения Крыма в Россию завод «Море» потратил на модернизацию производственных мощностей более 800 миллионов рублей. Как заявил глава Крыма Сергей Аксёнов, теперь в его обновлённых цехах строятся 3 малых ракетных корабля, а также рейдовый водолазный катер. Один из прорывов – подписание меморандума с Черноморской рыбодобывающей компанией, который предусматривает строительство 10 рыболовецких судов водоизмещением до тысячи тонн в период с 2018-го по 2023 год. Помимо этого, в рамках поручения президента России в 2018 году запланирована организация строительства двух судов на подводных крыльях в кооперации с концерном «Калашников». Предполагается, что на «Море», помимо военных, в перспективе будут размещаться также заказы для гражданской сферы. Например, для туристической отрасли.
Поучаствуем в развитии Арктики
Не менее показательный пример – керченский судостроительный завод «Залив». В его техническое перевооружение за последние четыре года уже вложено более 2 млрд рублей. В апреле 2016 года здесь ввели в эксплуатацию блок корпусных цехов №1, который не работал с 2011 года. С открытием блока завод получил дополнительную площадь производственных мощностей в 21 тысячу квадратных метров со всем необходимым станочным и подъёмным оборудованием грузоподъёмной мощностью до 100 тонн. Уже через месяц на заводе построили кислородный цех, на тот момент единственный в Крыму. Летом 2017 года на «Заливе» было заложено малое гидрографическое судно.
В итоговом докладе за минувший год глава республики Сергей Аксёнов уточнил: «Ведётся строительство 9 судов, срок сдачи которых запланирован в текущем и следующем годах. Кроме того, на мощностях предприятия отремонтировано около 20 судов. В настоящее время прорабатывается вопрос строительства на «Заливе» серии рыбопромысловых траулеров…»
И хотя привлечение коммерческих гражданских заказов в связи с санкциями существенно затруднено, уже прорабатывается вопрос размещения на судостроительных предприятиях республики заказов в интересах развития Арктики.
Под крылом самолёта-2
Возьмём предприятия другой сферы – авиационной, а именно: Евпаторийский авиаремонтный завод. До возвращения Крыма в Россию этот режимный объект, созданный при Союзе для ремонта авиационной техники, много лет не вёл основную деятельность. В результате 90% оборудования стратегического предприятия устарело.
Как рассказывали на заводе, в украинский период предприятие в основном занималось продажей товарно-материальных ценностей. Находило по Союзу что где плохо лежит, скупало, «чистило, гладило», переписывало бирочки и продавало через Укрспецэкспорт в Африку, Южную Америку. Второй статьёй доходов были эпизодические заказы на ремонт воздушных винтов. И всё…
После 2014 года завод начал восстанавливать профессиональную специализацию и теперь ремонтирует авиационную военную технику. Предприятие закупило новое оборудование на миллионы рублей. Уже в прошлом году ЕАРЗ выполнил два госзаказа и дополнительно получил ещё семь. Объёмы ремонта на предприятии достигли почти полумиллиарда рублей.
Новый масштаб
В целом предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма выполняют государственные контракты на сумму 22 млрд рублей. В рамках Госпрограммой развития промышленного комплекса республики предоставлена субсидия промышленным предприятиям, которые модернизируют свои производственные мощности и внедряют инновационные технологии. На это выделено более 51 миллиона рублей. Средства перечислены 11 предприятиям.
Стратегия социально-экономического развития Крыма до 2030 года и Госпрограмма развития промышленного комплекса республики до 2020 года предусматривают формирование шести промышленных кластеров, в том числе судостроительного.