SOM 2008 chb scaled e1627902534180 1

Текст: Борис Седенко
Фото: Наталья Сомова

Юрий Башмет: «Я заточен на молодость!»

КЖ №3 (32) 2021

Знаменитый альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель, художественный руководитель оркестра «Новая Россия», народный артист Российской Федерации, лауреат четырёх государственных премий и «Грэмми» Юрий Башмет снова посетил арт-кластер «Таврида» в Судаке, где делился опытом с молодым поколением музыкантов, исполняющих классическую музыку. Оркестр под его руководством дал благотворительный концерт в поддержку жителей Ялты и Керчи, пострадавших от наводнения. Прямую трансляцию мероприятия посмотрели более 390 тысяч человек.     

«Крымскому журналу» удалось побеседовать с выдающимся деятелем культуры до концерта, и мы приводим выдержки из этого краткого, к сожалению, общения. Прославленный музыкант поделился своими мыслями об искусстве, воспитании и уважении.   

Об арт-кластере в бухте Капсель 

– Мне очень нравится это место не только по красоте, а прежде всего по творческой атмосфере. Я здесь не первый год. В этом сезоне оркестр оказался классом выше, на две головы выше! Я очень доволен тем, как много они работают. Мне нравится, как выстроилась система подготовки. Постепенно мы приходим к каким-то достижениям. 

О работе с юными музыкантами 

– С одной стороны, я пытаюсь призвать их к максимализму, чтобы образная сфера в музыке была ясной, понятной и выразительной. С другой, если подскажешь какой-то определённый образ, то они тебя так выжмут, что волной этой энергии может снести. Поэтому, во-первых, нужно быть своим и коллегой, а во-вторых, давать им новые импульсы. В этом весь смысл мероприятия – чтобы они думали, развивались и росли. Собственно говоря, это и происходит.  

О молодости 

 На «Тавриде-АРТ» прошел благотворительный концерт в помощь Ялте и Керчи >>

– Я понимаю, возраст, от него никуда не уйдёшь. Это коснётся каждого. Но именно уход в музыке от свежести, юношества — это конец творческого пути. Поэтому я всегда заточен на молодость. На чистоту жанра, следование указаниям автора, на очищение от всяких, иногда даже гениальных, находок великих мастеров.  

Об ответственности 

– Назовите мне музыкальное произведение, которое не лечит людей, а, наоборот, стимулирует заболевание. Могу дать ответ – это плохая музыка. Музыка, которую человек не понимает, из-за которой возникают непонятные образы или вообще ничего. Поэтому на всех исполнителях лежит очень серьёзная ответственность. Ведь в зале могут находиться маленькие дети, которые поставят крест на классической музыке на всю жизнь. Надо делать всё, чтобы человек увлёкся, чтобы ему запомнилось, чтобы он задумался, чтобы захотел повторить…  

Об уважении 

– В далёкие советские времена детей учили думать (и меня тоже), что каждый из них следующий Коган, Спиваков или Кремер. «Я буду потрясающим концертмейстером группы вторых скрипок в оркестре» – такого не было, этому и не учили. Здесь, на «Тавриде», у нас происходит замечательный поворот в сторону значимости каждого человека в оркестре, каждого музыканта. Как дальше сложится судьба ребят — вопрос не ко мне, но могу ответить за уважительное отношение ко всем исполнителям оркестра.