В любимой всеми книге Григория Остера есть непослушные дети, которые всё делают наоборот: им советуют умываться по утрам, но они не слушаются, учат здороваться со знакомыми, а они игнорируют. Таким упрямым детям стали давать «вредные советы», чтобы они поступали верно.
А все ли бизнесмены следуют полезным правилам? Вот и мы в «КЖ» решили пойти по стопам детского писателя и составить свои «вредные советы» для предпринимателей. Помог нам в этом председатель Крымского республиканского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Лапенко
Вам не нужен бизнес-план
Планировать важно всегда, даже если вам кажется, что ваша бизнес-идея настолько проста, что не требует детальной проработки. В одном из рассказов Джека Лондона главный герой, узнав, как дорого стоят на Аляске обычные куриные яйца, решает привезти туда огромную партию, чтобы разбогатеть. Он увольняется с работы, закладывает свой дом и отправляется в путь. Но в дороге яйца портятся, и предприятие завершается полным крахом. Это хороший пример необходимости планирования в бизнесе, учёта возможных рисков и просчитывания шагов по их минимизации.
Кроме того, вас обязательно попросят представить детально проработанный план, если вы намерены привлечь к своему проекту инвестора или взять целевой льготный займ на пополнение оборота или развитие вашего предприятия. Если вы не специалист по разработке бизнес-планов, можете обратиться в специализированные организации. Причём в ряде случаев государство компенсирует ваши расходы на их услуги. Например, такие субсидии для крымского бизнеса предоставляет «Центр кластерного развития Республики Крым».
Установите цены ниже, чем у конкурентов, они быстро разорятся, а вы заработаете
Этот принцип работает, но только для крупного бизнеса. Так, когда большая торговая сеть заходит в новый регион, она всегда стремится привлечь покупателей самыми низкими ценами. Зачастую крупные компании прибегают к демпингу, ведь у них есть ресурс, чтобы в течение длительного времени продавать товары ниже их реальной стоимости, переманивая потребителя и выдавливая с рынка конкурентов. У малого бизнеса такого ресурса нет, поэтому пытаться продавать дешевле – не лучшая стратегия. Преимущества малого бизнеса в гибкости, возможности быстрого реагирования на новые тренды и потребительские предпочтения, клиентоориентированности. У малого предприятия есть возможность индивидуального подхода к клиенту и создания уникального авторского продукта. Использование этих преимуществ и возможностей позволяет малому бизнесу занимать свою нишу, не прибегая к занижению цен.
Реклама — для слабаков
Даже в советский период, когда покупатели не были избалованы изобилием разнообразных товаров и услуг, существовала реклама. А в современных условиях высокой конкуренции без рекламы не может обойтись ни одно предприятие, даже если это микробизнес. Вы можете не тратить на рекламу деньги, но вам всё равно придётся тратить своё время на продвижение продукта, делая публикации в соцсетях, чатах, запуская «сарафанное радио» – всё это тоже реклама. Но по мере роста и развития своего бизнеса каждый предприниматель сталкивается с необходимостью расширения аудитории и неизбежно обращается за услугами к специалистам, которые знают, как обеспечить максимальную конверсию при любом рекламном бюджете.
Работайте «по-серому», никто не заметит
Именно так рассуждало значительное количество предпринимателей и в Крыму, и в других регионах России, пока в этом году они не столкнулись с вызванным эпидемией коронавируса кризисом. Своё стремление сократить издержки на правильное ведение документооборота, налоги и обязательные отчисления в страховые фонды они оправдывали тем, что государство якобы не оказывает бизнесу никакой помощи, а значит, обязательные отчисления в государственный бюджет можно минимизировать. Но оказалось, что это не так.
Весной, когда почти все предприниматели столкнулись с серьёзными трудностями, государство подставило им плечо, предприняв целый ряд беспрецедентных шагов, среди которых – прямые субсидии предприятиям на выплату зарплаты. Но эту помощь в полной мере смогли получить только те, кто работал «в белую», что стало для бизнеса важным уроком
В сезон задирайте цены – в межсезонье можно будет вообще не работать
Желание отдохнуть после удачного сезона понять можно. Тем более что в межсезонье в курортной сфере выручка падает. Но успешный предприниматель всегда думает о стратегии. А стратегическая цель развития Крыма, которую ставят и региональные, и федеральные власти, – превращение полуострова в круглогодичный курорт.
Рост туристического потока в межсезонье должен увеличить доходы республики, обеспечить занятость населения и открыть перед бизнесом новые перспективы. Достижение этой цели невозможно без активного участия самого бизнеса.
В последние годы отдых в Крыму в осеннее-зимний период становится всё более популярен. Но рост числа отдыхающих тормозит то обстоятельство, что в это время года, особенно вечерами, в наших курортных городах зачастую нечем заняться, поскольку большинство предприятий туристической сферы не работают. Задача бизнеса – постепенно исправлять эту ситуацию, расширяя границы сезона, а значит, и возможности для заработка.
Господдержка — это сложно и долго, не стоит и пытаться
Государство ежегодно выделяет огромные суммы на поддержку предпринимателей. В Крыму речь идёт о миллиардах рублей. Виды этой поддержки разнообразны – от налоговых льгот до прямых субсидий. Причём в подавляющем большинстве случаев их оформить можно в удалённом режиме через порталы Федеральной налоговой службы и другие органы государственной власти.
Кроме того, для содействия развитию крымского бизнеса государством создан целый ряд институтов, в том числе Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства, который проводит множество образовательных мероприятий, Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым, предоставляющий займы по ставкам в разы ниже банковских, Региональная лизинговая компания Республики Крым, помогающая бизнесу в приобретении промышленного оборудования и транспортных средств, Крымский гарантийный фонд, Южный региональный центр поддержки экспорта, центры «Мой бизнес». Важно отметить, что руководители этих организаций хорошо понимают интересы предпринимателей и заинтересованы в том, чтобы государственная помощь бизнесу была доступной, быстрой и эффективной.
Если сомневаетесь в том, что сможете самостоятельно разобраться в существующих мерах господдержки, обращайтесь за советом к коллегам, задавайте вопросы в telegram-чате «Бизнес 24/7» и присоединяйтесь к «ОПОРЕ РОССИИ», крупнейшему бизнес-объединению страны.