26 февраля 2017

Весь мир в крымском кадре

В поисках географической экзотики кинематогра­фисты уже почти век как посылают свои экс­педиции на полуостров. Ищут и находят!

В поисках географической экзотики кинематографисты уже почти век как посылают свои экспедиции на полуостров. Ищут и находят!

Весь мир в крымском кадре
В крымском кадре
звёздный гость Крыма

Фото: Майкл Львовски

Первый фильм в Крыму с заграничным антуражем — «Король Парижа» (по одноимёному роману Жоржа Онэ) — был снят ещё в революционном 1917 году. Картину Евгения Бауэра продюcировал создатель ялтинской «фабрики грёз» Александр Ханжонков, которому, несмотря на переворот в стране, даже удалось устроить 6 декабря её всероссийскую премьеру. А впервые крымчане увидели на полуострове кинематографистов в 1908 году. Французская кинофирма «Пате» при участии Иосифа Ермольева (создатель фильма «Отец Сергий») снимала видовые фильмы в Ялте. Уже через три года после знаменательного визита французов Александр Ханжонков снимал на Южном берегу Крыма первый отечественный блокбастер — историческую драму «Оборона Севастополя».

От мерзлоты до тропиков

Осенью 1911 года в Ливадийском дворце состоялась VIP-премьера «Обороны» — зрителями были император Николай II и его семья. Кинокартина, ставшая важным событием и новым словом в мировой культуре, сочетала в себе и обширный исторический материал, и массовые батальные сцены, и даже документальные кадры ветеранов в орденах. Кстати, первые съёмки в Голливуде начались только в 1913 году. Незадолго до Октябрьской революции акционерное общество «А. Ханжонков и Ко» открыло в Ялте свою киносъёмочную базу. В воспоминаниях Ханжонков объяснял свой выбор: «Наученный горьким опытом, я пришёл к выводу, что для успешной и спокойной работы необходимо иметь свою южную базу. Мой выбор такого места пал на Крым, где и солнечных дней в году больше да и дорожное сообщение лучше, чем на Кавказе». Однако в 1919 году декретом за подписью Ленина съёмочная база Ханжонкова была национализирована и на её месте возникла государственная Ялтинская кинофабрика. Производство фильмов не останавливалось. Ильич тогда считал кинематограф важнейшим из всех искусств… Уже в советское время — и до войны, и после, когда выезд за границу для съёмочных групп был редким и весьма роскошным подарком, — практически каждый фильм с географической экзотикой не обходился без крымской натуры. И таких картин — сотни!

— Тропики, джунгли или остров с вулканом — это элементарно, — говорит эксперт по съёмкам в горах, под водой и на воде, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос. — К нам же приезжали и за вечной мерзлотой! Например, в 87-м у нас снимали фильм «Странник» — об открытии Антарктиды, и корабль Беллинсгаузена «Восток», который мы построили, бороздил морские просторы у берегов Артека. А был и анекдотичный случай, когда съёмочная группа «Ленфильма» отправилась на Таймыр снимать чукотскую легенду о любви «След росомахи», но там их так подморозило (даже камеры переставали работать), что они вынуждены были спасаться бегством. И спас их Крым. Они прилетели к нам с собаками, нартами и каюрами — жили в гостинице у моря среди пальм и кипарисов, а тундру снимали в двадцати километ­рах от Ялты, на Ай-Петри. Той зимой как раз всю яйлу завалило снегом по пояс — ленинградцы все свои северные кадры у нас и пересняли!

А бывало, что в Крыму отменяли съёмки из-за холода. Так, в 1971 году ялтинцы перезимовали с «латинским кварталом». Вся улица Коммунальная (ныне Игнатенко) осенью 71-го для фильма «Это сладкое слово — свобода!» была задекорирована под южноамериканский город.

— Мы изготовили и закрепили на крышах и стенах жилых домов более сотни рекламных щитов и вывесок, — вспоминает Валерий Павлович. — И когда после экспедиции в Чили Жалакявичус был готов работать у нас, вдруг резко похолодало. Режиссёр негодовал: «Я не могу снимать актёрские сцены в тропическом городе, когда у артистов изо рта идёт пар!» Пришлось отложить съёмки до весны.

ГЛОБУС КРЫМА: Английский акцент Говорухина

В 1986 году Станислав Говорухин снял в Ялте чисто английский детектив «Десять негритят». Замок, в котором судья Уоргрейв (Владимир Зельдин) расправился с леди и джентльменами, предстал в собирательном образе: лестница на скале Дива в Симеизе, вход в «Ласточкино гнездо», основная декорация здания рядом, на Аврориной скале, и Шуваловский флигель Воронцовского дворца. Кстати, в Алупку режиссёр вернулся в 2002 году уже графом, сыграв в дворцовых интерьерах в фильме «Радости и печали маленького лорда». А в 2008-м он прибыл в Крым с «Пассажиркой»: декорации колониального Гонконга выстроили в Балаклаве, чопорные англичане в цилиндрах дефилировали среди пёстрой толпы китайцев.

Для съёмок «Пассажирки» мог появиться у берегов Крыма и знаменитый парусный барк «Крузенштерн», но оказалось, что по цене нам бы это вышло дороже, чем мы сняли всё на Канарах. Хотя условия несравнимы.

Балканский колорит Кары

За балканской натурой на полуостров Юрий Кара приезжал зимой 2007-го, когда работал над фильмом «Репортёры». В трёх километрах от Ялты у него была Болгария, а Севастополь стал югославским городом (культовый клуб «Бункер» переименовали в ночной стриптиз-бар «Тропик», на улице появились сербские таблички и три­колоры), и в его окрестностях снимали последствия бомбардировок НАТО.

— Тогда у нас все самые яркие боевые сцены были в Крыму, — вспоминает режиссёр. — В районе села Тылового мы нашли воинскую часть, которую местное население так разграбило, что она действительно смотрится как после войны. Нашим художникам даже ничего делать не пришлось — это была готовая декорация. А в самой Югославии уже всё восстановлено, и там подобное искать бесполезно. У вас же ещё такое имеется, и нам, киношникам, здесь раздолье. В Крыму есть места, которые очень похожи на Балканы. Впрочем, труднее назвать часть света, которую здесь невозможно воспроизвести, — мы даже Колыму снимали на Ай-Петри в картине «Королёв»! Ну а в «Гамлете» уже было Датское королевство — со скалами Инкермана, Воронцовским дворцом и «Ласточкиным гнездом». Меня в Крым всегда тянет — может быть, в прошлой жизни я был крымчанином…

Ближневосточные узоры Бортко

Владимир Бортко на полуострове отыскал свой «палестинский набор» для съёмок фильма «Мастер и Маргарита».

— Изначально мы предполагали много снимать в Израиле, но из-за политической обстановки на Ближнем Востоке я не рискнул везти туда съёмочную группу, — говорит режиссёр. — И нас здорово выручил Крым. Оказалось, что холмы вокруг Судака очень похожи на окрестности Иерусалима. Там мы и выбрали место для Голгофы — Иешуа распинали на Сахарной Головке. Правда, Серёже Безрукову, блестяще исполнившему эту роль, не повезло с погодой — как назло похолодало резко, а он же голый на кресте, да ещё его из брандспойта холодной водой поливали. Но чего не вытерпишь ради воплощения такого образа!

А в стенах Генуэзской крепости мы снимали выходы из дворца Ирода. Кстати, римских легионеров набирали из числа сотрудников Судакского рай­отдела милиции. И они с суровыми лицами, но только в доспехах выполняли привычную работу — стояли в оцеплении. Диму Нагиева, сыгравшего Иуду, мы «прирезали» в Массандровском парке — Гефсиманский сад у нас был рядом с «Интуристом».

Среди крымских рельефов Бортко разглядел даже картину «того света» — Понтия Пилата, смотрящего на Луну через 2000 лет. Снимали на скальном обрыве инкерманского карьера.

Средняя Азия Малюкова

Режиссёр Андрей Малюков («Матч», «Мы из будущего», «Мосгаз») накануне курортного сезона — 2003 взбудоражил не только Крым, когда на лентах информагентств появились сообщения о «тренировочных базах исламских экстремистов». Очевидцами были туристы, которые видели в горах бородатых моджахедов с автоматами. Это возле Бекетово (40 километров от Севастополя) снимали эпизоды «Спецназа-2».

— По сценарию, героям нашего фильма — майору Платову (Александр Балуев) и его команде — пришлось действовать в Таджикистане и Афганистане, — говорит Андрей Игоревич. — И я, зная по своему опыту, что в Крыму можно снимать всё — от пустыни Сахара до Северного полюса, — отправился со съёмочной группой на полуостров, где мы сняли сразу несколько географических мест. Именно этим был обусловлен мой выбор, а не тем, как некоторые ошибочно считают, что там снимать дешевле. Крым — курортный регион, и кинематографистам скидок не делают.
Кстати, Ханский дворец в Бахчисарае в одной из серий стал резиденцией афганского генерала Борзани, а рынок таджикского приграничного города Абигарм, где в передрягу попали Якут (Влад Галкин) и Хруст (Игорь Лифанов), снимали на территории Херсонеса.

К слову, за двенадцать лет до этого там же, но по другую сторону стены городища, у Малюкова в кадре был Владимир Машков, оказавшийся в водовороте событий средиземноморской истории «Любовь на острове смерти».

Межнациональное лицо Тамары

Благодаря своей неординарной внешности и любви к кино Тамара Жемчугова-Бутырская побывала в разных частях света, оставаясь при этом… в Крыму. Она гуляла по Италии рядом с Татьяной Самойловой («Анна Каренина»), была служанкой Ирины Алфёровой в плену у сибирского хана Кучума («Ермак»), лила слёзы вместе с бедными аргентинцами («Синьора»). Впервые появившись на экране в 1948 году ещё школьницей («Первоклассница»), она снялась почти в 150 картинах, если считать все её эпизоды и массовки.

— Я была в образах женщин, наверное, 25–30 национальностей, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Особенно мне везло на народы Крайнего Севера, Кавказа и Латинской Америки. А с погружением в атмосферу другой страны больше всего впечатлила роль чилийки в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

ТОП-5 САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ В КИНО «ИНОСТРАННЫХ» ЛОКАЦИЙ ПОЛУОСТРОВА

Воронцовский дворец

Замок графа Воронцова в Алупке — это не только Англия в нашем кино. Там откровенничал испанский сердцеед («Исповедь Дона Жуана»), чудил пан Клякса в своей «Академии», плясали на балу вампиры («Дневной представитель»), а Штирлиц бродил в Шуваловском проезде, задекорированном под Шанхай («Исаев»). Киркоров же в роли андалузского графа Альма­вивы на дворцовой площади реально едва не сломал себе шею, когда конь под ним понёсся галопом («Женитьба Фигаро»). Ну а принц Датский в «Гамлете» Юрия Кары на крыше дворца фехтует с Лаэртом.

Акватория Артека

Рядом с Аю-Дагом и у скалистых островков Адалары терпели бедствие и открывали новые земли, кидала якорь «Беда» капитана Врунгеля и разыгрывались морские сражения, самое грандиозное из которых снято для фильма «Одиссея капитана Блада».

Балаклавская бухта

Во времена СССР Балаклава была закрыта для киношников из-за секретной базы, и сейчас они навёрстывают упущенное, снимая там с географическим размахом — от посёлка на греческом острове Лесбос в «Сафо» до китайского порта в «Пассажирке».

Белая скала

Ак-Кая в Белогорском рай­оне — это киносимвол Америки начиная с картин «Мексиканец» и «Всадник без головы» и заканчивая фильмами «Мираж» и «Человек
с бульвара Капуцинов».

Руины Херсонеса

На территории древнего Херсонеса сняты десятки античных эпизодов и сцен, связанных с археологией, в том числе и в фильме «Сафо». Но самый запоминающийся получился у Леонида Нечаева в его «Приключениях Буратино» — с походом в Страну Дураков.

Текст: Майкл Львовски
Фото: Майкл Львовски