05 ноября 2020

В музей без билета: крымский стрит-арт и Айвазовский в новом прочтении

В музей без билета: крымский стрит-арт и Айвазовский в новом прочтении
Арт-пространство  

Вы скажете: «вандализм!», а мы: «искусство!» За последние несколько лет стрит-арт кардинально поменял свой облик и сегодня воспринимается обществом более положительно. На смену хаотичным надписям, состряпанным на скорую руку, пришли художественные панно на трансформаторных будках, фасадах многоэтажек и других поверхностях. Уличное искусство стало магнитом инвестиций, способствует развитию туризма и украшает города Крыма. «КЖ» пообщался с крымскими художниками и выяснил, как они создают полотна на глазах у прохожих 

Романтика улиц  

Крым всегда вдохновлял художников, здесь писали Архип Куинжи, Константин Коровин, Исаак Левитан и, конечно же, Иван Айвазовский, для которого местные просторы не только неисчерпаемый кладезь сюжетов для полотен, но и родина. 

Раньше, написав картину, творцу приходилось прилагать немалые усилия, чтобы её увидела широкая публика. Сегодня же свои шедевры можно представить зрителю в многочисленных социальных сетях и на специализированных платформах. Но есть мастера, которые создают полотна на глазах у прохожих. 

Графическая работа
Виктора Нефёдова

Стрит-арт – одно из направлений современного искусства, имеющее урбанистический характер, то есть освещающее городские темы. Неискушённые люди часто путают граффити со стрит-артом, однако граффити составляет его большую часть 

Превратить город в музей под открытым небом решил Владислав Подопригора. Ялтинский художник завоевал любовь зрителя благодаря своим копиям картин Айвазовского, заработав  прозвище «Айвазовский с баллончиком».  

– У проекта с копиями Айвазовского на самом деле интересная история. У меня была идея, которая зародилась несколько лет назад на форуме «Таврида». Я решил создать копии картин известных русских художников на городских пространствах. Музеи уже давно никто не посещает, но все ходят по улицам, и эти работы может увидеть каждый. Первым был Айвазовский, творчество которого мне очень нравится с детства, – делится Владислав. 

Молодой «Айвазовский» считает, что уличное искусство актуально для нашей местности, ведь стрит-арт — один из способов привлечения туристов. А увеличение турпотока – это экономический рост города, района, региона… В Крыму можно применить так называемый эффект Бильбао: в испанском промышленном городе построили арт-центр, и он потихоньку превратился в культурную точку притяжения. Это не требует больших вложений. Тем более в России много настоящих талантов. Людям искусства интересно приезжать в Крым творить. 

Уличные художники провели опрос в социальных сетях, который показал, что отношение людей к стрит-арту изменилось.  

– К примеру, когда мы несколько лет назад рисовали в Москве без баллончиков и специальной одежды, горожане сразу понимали, что рисуют граффити. Когда работаем в Крыму – люди подходят и просят покрасить забор или гараж, потому что на первых этапах создания художественного полотна они воспринимают то, что мы делаем, как малярную работу. Но когда появляются первые очертания картины и дорабатываются последние штрихи, то 95% зрителей благодарят нас за труд. Крымчанам это очень нравится, хотя всегда есть и недовольные, – говорит Владислав. 

Копия картины Ивана Айвазовского на одной из стен Симферополя. Художник Владислав Подопригора

Для многих молодых людей стрит-арт – это синоним свободы, в этом есть неповторимая романтика. Художник Евгений ЙоЙо (Mrashnik) увлекся стрит-артом в начале 2000-х годов на волне популярности хип-хопа и брейк-данса, и он категорически не согласен с мнением, что уличное искусство сравни вандализму.

Каллиграфия Евгения ЙоЙо (Mrashnik)

– Просто есть категория стрит-артеров, которые делают только теги (вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие-либо поверхности – ред.), никаких рисунков. Если ты белый фасад расписал своим именем – это вандализм. Все остальное – это творчество. В создании граффити есть свой кайф, романтика, которую невозможно объяснить, её можно только почувствовать, – обозначает свою точку зрения Евгений.  

О творческом процессе 

– Приступая к рисованию очередной картины, ты не можешь знать точное время, за которое всё успеешь, – делится своим мнением художник-каллиграф из Севастополя Виталий Кроме.

Виталий Кроме и его работа в ТЦ «Палас», г. Симферополь

Виталий занимается граффити с 2008 года, его «буквы с характером» украшают как кофейни, кафе, магазинчики, барбершопы, так и улицы крымских городов. 

– Моё увлечение современной каллиграфией – это продолжение творческого пути, начавшегося с граффити и стрит-арта. Мне нравится множество стилей и направлений. Люблю рисовать всё, что угодно, используя разные техники и стилистики. Через каллиграфию могу вести диалог или вложить в работу посыл, который будет понятен далеко не каждому. Я люблю то, что делаю, и неважно, стены это, холст или любая другая поверхность. Меняется только инструмент, – приоткрывает двери в мир своего творчества художник.  

В наши дни живописцы получили карт-бланш в реализации идей. Свободный выбор темы, техники и материалов позволяет мастеру шире раскрыть свой талант. К слову, о выборе материалов стоит сказать, что сохранность уличных граффити зависит от качества и правильно подобранной краски.  

— Погодоустойчивым краскам не так страшны солнце, влага, холод или жара. Кроме того, для улиц уже давно существуют классические техники: майолика, мозаика, сграффито. Такие работы будут в целости и сохранности долгое время, чего не скажешь о краске, даже самой лучшей, – объясняет художник Виктор Нефёдов

Виктор Нефёдов, мурал «Пилигримы», 2013 г. Работа создана в рамках арт-концепта «Туранский мир», г. Алушта

Уличные художники хорошо понимают, что их творения могут прожить совсем недолго, поэтому стараются завершённые работы обязательно фотографировать и публиковать в соцсетях. 

– Работы на стенах не вечны. Даже если не закрасят, рано или поздно рисунок выгорает и осыпается. Это лёгкий след, и остаётся от него только фото. Развитие технологий позволило документировать творчество, а Интернет – показывать его всему миру, – говорит стрит-арт-художник Александр Cupea.  

Художник Александр Cupea и его искусство

Виктор Нефёдов, мурал «Собака и великий»,г. Балаклава

Подборка фильмов о современных художниках 

«Выход через сувенирную лавку», 2010, Великобритания, режиссёр Бэнкси 

Культовая документальная лента о Бэнкси, гениальном уличном художнике нашего времени, снятая и поставленная им самим. Картина была номинирована на «Оскар» в категории «лучший документальный фильм». 

«В присутствии художника», 2012, режиссёр Мэттью Эйкерс 

Югославская художница Марина Абрамович называет себя бабушкой перформанса. И у нее есть на то все основания. Сегодня в этом виде искусства ей, пожалуй, нет равных, а впервые она обратила на себя внимание арт-сообщества ещё в 1974 году. 

«Баския», 1996, режиссёр Джулиан Шнабель 

История короткой, но насыщенной драматическими событиями жизни негритянского художника, представителя манхэттенской богемы Жана-Майкла Баския на фоне артистической жизни Нью-Йорка. 

«Большие глаза», 2014, режиссёр Тим Бёртон Биографическая драма об одной из самых успешных художниц 50-х годов прошлого века Маргарет Кин, работающей в неповторимом стиле. Она рисует большеглазых детей. 

«Поллок», 2000, режиссёр Эд Харрис 

Фильм об одном из самых известных художников Америки. Кинолента рассказывает о том, какой ценой даются шедевры. Лауреат премии «Оскар».   

«Бедные люди. Кабаковы», 2018, режиссёр Антон Желнов 

Фильм снят к 85-летию Ильи Кабакова, ключевой фигуры московской концептуальной школы. Вместе с женой и соавтором Эмилией художник рассуждает о неофициальном искусстве в СССР, появлении московского концептуализма, о своей эмиграции в Европу и США и о том, как он получил всемирное признание.  

Текст: Светлана Шостак