17 марта 2025
Тренд на социальное предпринимательство, преимущества от государства и заветный реестр: интервью

Фото: piqsels.com

Как получилось, что социальное предпринимательство оказалось в тренде? Какие преимущества получают от государства предприниматели со статусом «социальный», как попасть в заветный реестр, почему регионы идут по стопам Крыма – об этом и многом другом «КЖ» поговорил с руководителем Центра инноваций социальной сферы Екатериной Савичевой.

Две эпохи: до и после

Пока наши законодатели в 2019 году не внесли в закон о предпринимательстве понятие «социальное» и не прописали преимущества для таких предпринимателей, бизнес с неохотой откликался на призывы к жестам доброй воли. Об общественном интересе многие вспоминали только перед выборами, если баллотировались. Что изменилось с тех пор?

– Сегодня в реестре республики 201 социальный предприниматель. В социальном предпринимательстве есть четыре категории. Первая – это предприниматели, которые независимо от своего вида деятельности трудоустраивают у себя граждан льготных категорий.

 – Инвалидов?

– Все почему-то думают, что льготники – это люди с инвалидностью (ОВЗ). На самом деле это многодетные семьи, малоимущие, родители, в одиночку воспитывающие детей, и ещё более 10 категорий.

Как пример – сеть кофеен в Красноперекопске и Джанкое, владелец которых продает продукцию, произведённую многодетными семьями. Это деревянные шкатулки, выпечка.

Мы работаем и с людьми, имеющими непогашенную судимость. Их трудоустройство тоже даёт упомянутый статус.

Это также участники специальной военной операции. Если бизнесмен трудоустраивает у себя демобилизовавшихся участников и ветеранов СВО, он получает статус социального предпринимателя.

Есть отдельная подкатегория – люди с инвалидностью без наёмных работников. Если инвалид ведёт бизнес без нанятых работников, статус социального предпринимателя он получает сразу, а не через год, как предусматривает законодательство. Потому что, обеспечивая свою занятость, он уже решает социальную проблему и снимает груз с государства.

И бочка варенья

– А что со второй категорией?

– Предприниматели, которые ведут деятельность во взаимодействии с людьми пенсионного и предпенсионного возраста, – вторая категория. Например, улиточная ферма по договору покупает у людей пенсионного и предпенсионного возраста варенье. Приобретая товар у пенсионера за 100 рублей, можно улучшить качество его жизни, ведь это дополнительный доход. Во-вторых, можно получить прибыль, продавая варенье за 300 рублей. Пенсионеров и предпенсионеров привлекают также к экскурсионному сопровождению групп.

– Пенсионер при этом должен быть зарегистрирован как самозанятый?

– Необязательно. Всё зависит от того, какой налог он готов платить. Оставаясь в статусе физлица, он заплатит 13%, а будучи самозанятым – 4 или 6%. Главное, самозанятость не влияет на размер пенсии, так как они не предприниматели.

1247 километров грантов 

– То есть такой простой механизм делает предпринимателя социальным? Отработал год в связке с льготниками, получил статус и получай все плюсы?

– Именно так. И ещё это способ получить гранты и другую поддержку. Минэкономразвития РК выдаёт гранты социальным предпринимателям, с 2020 года такую помощь в Крыму получили 130 человек. Как-то мы ездили в Оренбургскую область, и нас попросили поделиться опытом. Я задумалась над тем, как же наглядно обозначить масштаб грантовой поддержки, которую мы оказали. И мы решили представить её в виде дорожки, выложенной рублёвыми монетками.

– И какое расстояние получилось?

– Мы по прямой линии дотянулись от Симферополя до Москвы – 1247 километров.

Когда мы в 2020 году только начинали формировать реестр социальных предпринимателей республики, у нас их было всего 36. Мы как инфоцыгане ездили по районам, объясняли людям. Приехали, к примеру, в частный детсад, сфотографировали телефон, звоним: «Здравствуйте, это центр «Мой бизнес». Хотим сделать вас счастливыми!» Люди думали, что мы шарлатаны. Сначала было сложно. Теперь предприниматели идут к нам сами, потому что работает сарафанное радио.

Тусовка без возраста

– Какой бизнес ведут представители оставшихся двух категорий?

– В третьей категории, на мой взгляд, трендовые примеры. Сейчас это реабилитация, производство протезов. В Крыму работают такие предприятия, хоть их и немного. И есть те, кто оказывает реабилитационные услуги людям с инвалидностью, пенсионерам, это тоже социальное предпринимательство.

Интересный кейс нашего соцбизнеса – фитнес для пожилых. В Симферополе бабушки, а их у тренера более восьмидесяти, практически ежедневно ходят на фитнес. Там такая тусовка, позавидовать можно!

– Занятия бесплатные?

– Платные. Социальное предпринимательство – это, как в песне поётся, «за деньги – да!» Просто это бизнес с миссией. Если я социальный предприниматель, моё дело должно не только приносить доход, но и содействовать социальному развитию общества.

Фитнес для пенсионеров – это продление жизни. Самой старшей участнице, которая ежедневно посещает фитнес-центр, 82 года. Она такая бодрая – просто фантастика!

И четвёртая категория – «общественные блага». В неё входят практически 80% социальных предпринимателей. Это все частные музеи, зоопарки, учреждения дополнительного и дошкольного образования. Это все логопеды, дефектологи, психологи, которые работают с детьми, помогают восстановить семьи, семейные отношения. Частные детские спортивные организации, детские лагеря тоже наша история.

Только без алкоголя

– По сути, любой бизнес может стать социальным?

– Главное, чтобы это не была торговля алкоголем, табаком, добыча полезных ископаемых. Остальное можно всё. У нас много сельхозпроизводителей, которые имеют статус социального предприятия и получают помощь. Есть строительные компании, охранные агентства. Ведь всем известно, кто обычно сидит в охране. Пенсионеры. И это тоже наш социальный бизнес.

Льгота автоматом

– Какие преимущества мотивируют бизнес встать на этот путь?

– Во-первых, в Крыму с 2023 года действует региональный закон, который даёт право социальным предприятиям при применении упрощённой системы налогообложения (УСН), платить 1%, если объёктом налогообложения является доход. Если доходы минус расходы, платят 5%. Причём эта мера применяется автоматически для всех включённых в реестр соцпредприятий. Это то, о чём наши предприниматели очень просили, подобное есть не во всех регионах. Такой шаг навстречу соцбизнесу Крым сделал в 2023 году.

ИИ для бизнеса

– Как началась работа центра?

– В ноябре 2019 года он был сформирован как подведомственная организация центра «Мой бизнес». А в декабре мы поехали в Ханты-Мансийск перенимать опыт. И уже в первый год работы стали лучшим ЦИСС в России, получили премию. Каждый год получаем признание, потому что не стоим на месте, разрабатываем образовательные программы, учимся сами, учим других, следим за трендами, стараемся предугадать ситуацию. Три человека в нашем центре инноваций в социальной сфере: я и два эксперта. Все – сертифицированные тренеры,  прошли обучение в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, в высших школах, в нашем КРИПО. Совершенствуемся и учимся, чтобы быть достойными социального бизнеса.

С этого года идём в тренде применения ИИ. Будем разрабатывать для социальных предпринимателей и внедрять чек-боты в Телеграмм. Это автоматизация общения с клиентами в режиме онлайн, когда те заваливают однотипными вопросами, что значительно облегчает их труд. Организовали обучение по написанию сценариев для чат-ботов, и теперь их разработка и внедрение будет у нас индивидуальной услугой.

В поисках риска

– Вы получили премию федерального конкурса «Мой бизнес». Благодаря чему вырвались вперёд?

– В социальном предпринимательстве, реализации образовательных программ соревновались центры «Мой бизнес» из 89 регионов. Наша программа по вовлечению в предпринимательскую деятельность участников СВО и членов их семей стала лучшей в России. Мы первые её разработали, проводим с 2023 года, и сейчас нашу модель внедряют в других регионах.

С 11 марта снова запускаем эту программу. По сути, мы либо помогаем участникам СВО и членам их семей развивать уже существующий бизнес, либо обеспечиваем их занятость, помогая открыть собственное дело. Бывает, ребята, вернувшись к мирной жизни, не знают, чем заняться. Не все же хотят идти в наёмные работники, не та зарплата. А бизнес – это надежда на нормальный доход, это риски, все как надо в их случае! 

– В чём уникальность образовательной программы, которую у вас заимствуют иные регионы?

– В том, что мы на старте внедрили психологическую поддержку. Сначала с ребятами работают психологи: мотивируют их, помогают разобраться с самыми разными жизненными проблемами. И потом уже они заходят в работу с бизнес-кейсами.

То есть мы создали в Крыму антикризисную команду по психологической безопасности именно для участников СВО, беженцев и вынужденных переселенцев. Отработали программу с кафедрой психологии Российской академии естественных наук. И теперь эту модель антикризисной команды внедряют в других регионах.

Наши кризисные психологи учились у специалистов, которые работали с людьми, пережившими теракты. Это и Беслан, и Керчь, и другие. Они проходили стажировки на базе Красного Креста. Наши психологи тоже все социальные предприниматели. В этой образовательной программе с ребятами работает мотивационный тренер, а региональное отделение «Опоры России» предоставляет нашим участникам наставников.

– А кто следующий попадёт в фокус внимания ЦИСС? 

– Мы стараемся хоть на полшага быть впереди, чтобы предпринимательство, в том числе социальное, развивалось в Крыму. В мае готовимся запустить новую программу, предназначенную для людей с инвалидностью. В постановлении правительства РФ указано, что в рамках одного из нацпроектов перспективным вектором является создание мастерских, цехов и поддержка предприятий, использующих труд инвалидов.

Всё это – перспектива двух ближайших лет. Но зачем ждать, если мы уже сейчас понимаем необходимость этого. Примечательно, что на эту инициативу откликнулось много ремесленников. Кожевенники, гончары, ювелиры и другие готовы обучить и официально трудоустроить людей с инвалидностью. Так, например, у нас сейчас огромнейший спрос на швей.

– Чем это можно объяснить? Ведь даже санкции не опустошили рынок – вещей достаточно.

– Да, но ведь вышел закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ». Государство окажет поддержку. Все хотят стать креативщиками. Во втором квартале 2025 года Минэкономразвития РФ выпустит нормативную базу, которая расскажет о плюшках для таких предпринимателей.

Мы, со своей стороны, не ждём, а уже объединяем работодателей и людей с инвалидностью. Запускаем программу поддержки создания мастерских, цехов, предприятий. Я уверена, что крымский ЦИСС станет первым и в этом направлении.

БЛИЦ-ОПРОС

MIO_6300.jpg

С чего начинается ваш день?

С улыбки!

Опишите себя тремя словами.

Целеустремлённая. Мечтательная. Влюблённая.

Чего не терпите в людях?

Двуличности, неискренности.

Наибольшая трудность, которую вам пришлось преодолеть в жизни?

Смена места работы, притом, что я очень люблю начинать новые проекты. Я 23 года состою на муниципальной службе. Работала в администрации Симферополя. И тут – та-дам! – меня спрашивают: не хочешь изменить свою жизнь и с нуля организовать центр, с нуля развивать его?..

Продолжите фразу: люди ошибаются, когда говорят…

…что страшно начинать новое. 

Где в Крыму ваше место силы?

Наверное, места силы – это те, которые не приелись. Очень люблю путешествовать, осматривать, например, заброшенные сёла. Мне хочется узнать их историю, как здесь жили люди, что от них осталось. Это своего рода жизненная философия. Я так перезагружаюсь.

Если бы всю жизнь могли есть одно блюдо, то какое?

У меня летом был «марафон окрошки».

Автор: Ольга НАГОРНАЯ

Фото: Михаил ГЛАДЧУК, piqsels.com

Фото: piqsels.com