Один из широко известных далеко за пределами полуострова туристических центров Крыма — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник. Собравшимся посетить его известно в основном только о Ханском дворце, Свято-Успенском мужском монастыре и крепости Чуфут-Кале. Однако, кроме них, есть и малоизвестные исторические памятники, не такие разрекламированные, но не менее интересные. Все они находятся недалеко от перечисленных исторических объектов, и любители приключений, желающие узнать Крым лучше, без труда их отыщут.
Бахчисарайский менгир
Менгиры (древние рукотворные сооружения из грубо обработанного дикого камня) — таинственные древние памятники, разбросанные по всему свету. Есть менгиры и на Крымском полуострове. К примеру, Скельские, расположенные в живописной Байдарской долине недалеко от Севастополя. А самым крупным является Бахчисарайский менгир, который находится в балке Богаз-Сала (между Бахчисараем и селом Глубокий Яр). Он представляет собой столбообразный вертикально стоящий плоский кусок скалы со следами грубой обработки. Относится этот объект приблизительно к IV–II тысячелетиям до н. э.
Сразу понятно, что балка — вполне комфортное место для жизни. Каменные стены скал защищают от ветра, и даже зимой тут довольно солнечно. А на дне балки есть несколько источников. Неудивительно, что одни из первых жителей полуострова облюбовали это место и возвели здесь своеобразную обсерваторию. На одной стороне балки возвышается каменный монолит почти в четыре метра высотой, а на другой — в скале высечено сквозное окно. Только стоя у менгира можно увидеть это окно. Когда отходишь в сторону, его заграждает скала. Объекты располагаются на оси восток — запад. В дни, близкие к периоду весеннего и осеннего солнцестояния, лучи восходящего солнца попадают в окно, проходят всю балку и оказываются на вершине менгира.
Есть версия, что этот объект имеет природное происхождение (кусок откололся от скалы и сполз вниз), однако историки считают её сомнительной, поскольку рядом с ним нет других обломков. Менгир монолитен и стоит вертикально. Версия о его искусственной установке гораздо убедительней.
Координаты менгира: 44°46’ с. ш., 33°54.5’ в. д.
Как добраться. К менгиру лучше идти со стороны бахчисарайской автостанции. Объект находится между городом и селом Глубокий Яр. Сразу за автостанцией, на горке, начинается 7-й микрорайон. Его нужно пройти весь. За ним — лавандовое поле, а по правую руку окажется балка. За лавандовым полем дорога уходит влево. Нам туда. Если подняться чуть выше, откроется живописный вид на Главную гряду Крымских гор. Отсюда хорошо просматривается крепость Чуфут-Кале — миндалевидное плато со средневековыми руинами в восточной части. Видно и Свято-Успенский монастырь — верхний ярус его построек налеплен на склонах гигантской горной трещины — долины. Вид великолепный, но нам дальше по дороге. Она выводит к сосновому лесу, что тянется справа от дороги. Когда лес закачивается, прямо перед нами — вторая балка. Идти следует налево от неё, и дорога сама выведет к третьей балке — менгирной. Можно идти пешком или ехать на машине. Лучше, конечно, если у автомобиля высокая посадка — горные дороги, особенно после дождя, очень непредсказуемы.
Кстати, эзотерики считают менгирную балку местом силы. Говорят, энергетика очень сильная. Несколько раз в году здесь собираются любители эзотерики и совершающие паломничество по местам силы, чтобы постичь смысл комплекса. Бывают здесь и обычные туристы. Место великолепно в любое время года. Но ранней весной или осенью здесь особенно хорошо. Приезжайте, чтобы почувствовать себя древним народом, с трепетом ожидающим появления солнца!
Ашлама-Гунн: дух-хранитель долины
Долина, расположенная возле крепости Чуфут-Кале, оказывается, имеет своего духа-хранителя. Ашлама-Гунн — каменное лицо, выполненное в натуральную величину. Его недавно обнаружил крымский исследователь Юрий Полканов. У жителей средневековой крепости Чуфут-Кале — караимов — есть легенда о хранителях долин.
Когда крепости Чуфут-Кале грозила опасность, караимские женщины и дети собирались и уходили в долины, охраняемые духами предков. Эти духи изображались как лица, высеченные в камне. По легенде, в районе Чуфут-Кале два таких каменных лица. Одно обнаружено. Местонахождение второго приблизительно известно, но второй дух-предок, имя которого Батыр, пока не найден.
Ашлама-Гунн получил такое имя, потому что находится на хорошей обзорной и вместе с тем неприметной со дна ущелья площадке. Его взор направлен в сторону долины Ашлама-Дере, где в 1503 году возвели второй Ханский дворец. У духа-хранителя монголоидная внешность: специфический разрез глаз, широкие брови и, главное, гуннская косичка на затылке.
Координаты: 44°45’ с. ш., 33°55’ в. д.
Как добраться. С северной стороны от крепости Чуфут-Кале находится плато под названием Беш-Кош («пять кошар»). Чтобы подойти к этому плато, нужно от конечной остановки городского транспорта свернуть влево, пройти весь Салачик, выйти к полянам. Оттуда подняться влево вверх, прямо к подножию Беш-Коша. Обнаружить каменное лицо Ашлама-Гунна непросто, потому как горный склон порос можжевельником, грабом, дубом, кизилом. Пробираться через заросли подчас очень сложно.
Каждый, кто хоть раз побывал на караимском кладбище, отмечает особую атмосферу. Здесь в любое время года тихо до звона в ушах и умиротворяюще спокойно. Тяжёлых мыслей о скоротечности жизни нет совсем. Напротив, начинаешь задумываться о том, что люди не уходят в никуда.
Балта-Тиймез: караимское родовое кладбище
Кладбище находится в верховьях Иосафатовой долины, рядом с Восточными воротами в крепость Чуфут-Кале. Некрополю около двух тысяч лет. Первое захоронение относят к I веку н. э. Всего захоронений здесь около 10 тысяч на площади в четыре гектара.
Балта-Тиймез переводится как «топор не коснётся». Религия караимов — караизм — основана на почитании Ветхого Завета и язычестве. Дуб считался у караимов священным деревом, и на территории некрополя находилась дубовая роща. Дубы запрещалось рубить, отсюда и название «топор не коснётся». До настоящего времени в Иосафатовой долине сохранилось несколько вековых дубов. Вход в некрополь увенчан аркой, отреставрированной караимской общиной.
Когда попадаешь на кладбище, оно кажется заброшенным. Здесь уже никого не хоронят. Но при входе в глаза бросаются несколько новых стел. Эти стелы памятные — без захоронений. Средневековые надгробные плиты выполнены из известняка (известняк, особенно мокрый, хорошо поддаётся обработке — это как раз одна из причин возникновения пещерных городов; жилище оказалось проще делать в пещере, чем строить дом). Большинство надгробных плит по форме напоминают седло. Они различаются по величине: есть большие, средние и совсем маленькие. Размер зависел от возраста умершего. Одни надгробия испещрены надписями на иврите, другие — без надписей. Часто встречается изображение звезды Давида, кипариса и цветка, вписанного в круг.
Координаты: 44°44’ с. ш., 33°55’ в. д.
Как добраться. От конечной остановки маршрутного транспорта в Бахчисарае придётся идти пешком, даже если вы на своём авто, так как дорога перед Свято-Успенским монастырём перекрыта. До караимского некрополя около двух километров. Сначала поднимаемся к монастырю, проходим мимо и идём к крепости Чуфут-Кале. Возле подъёма к Южным воротам стоит указатель. К воротам в крепость — налево, а нам дальше по долине. Тропа выведет прямо к воротам некрополя.
в XV веке, двум шейхам — Рамазану и Халилу, жившим в Центральной Азии, начинает сниться один и тот же сон: святые могилы Малик Аштера и Гази Мансура. Шейхи отправляются в Крым, находят место из сна и строят там текие. Шейхи гибнут в сражении, и их хоронят у текие.
Газы-Мансур: мусульманский монастырь
Мусульманский монастырь суфийского братства хальвети — текие. Располагается недалеко от Южных ворот крепости Чуфут-Кале. Жили в текие дервиши — аскеты. По легенде, в далёком VII веке в Крым прибыли, неся на полуостров новую религию, двое дервишей — Малик Аштер и Гази Мансур. Они поселились в крепости Чуфут-Кале, а после смерти были похоронены внизу, в долине.
Монастырь суфийского братства приобрёл широкую известность в Средние века. Он считался одним из самых священных мест в Крыму и получил покровительство многих правителей из династии Гераев. Текие представляло собой прямоугольное строение с четырёхскатной крышей. Сейчас от него остались только фундамент и часть мощённого каменными плитами пола. От кладбища XV–XIX веков сохранилось несколько надгробных плит. Недавно восстановлен колодец.
Координаты: 44°44’ с. ш., 33°55’ в. д.
Как добраться. Маршрут такой же, как к некрополю Балта-Тиймез. Но не доходя до Южных ворот крепости Чуфут-Кале, с правой стороны, возвышается арка Газы-Мансура, прямо рядом с дорогой.
За аркой тропа уходит вверх, по ступенькам поднимаемся на площадку, где некогда располагался суфийский монастырь.
Бешик-Тау: «гора-люлька»
Гора Бешик-Тау хорошо видна из крепости Чуфут-Кале.
Князь Ильягу был потомком Хаджи-Мусы. Он храбро сражался с генуэзцами, обороняя крепость. Люди верили: храбрость, силу и мудрость получил он от колыбели. Ильягу погиб в сражении, а колыбель взмыла в воздух и растворилась в недрах горы Бешик-Тау.
Возле Бешик-Тау находится родник Юсуф-Чокрак — интереснейшее гидротехническое сооружение крымскотатарской культуры. 28-метровый тоннель, выложенный тёсаными плитами, уходит вглубь горы. Высота его 1,7 метра, ширина — 0,6 метра. Из галереи по трубе вода попадала в каптаж возле дороги.
«Гора-люлька» — так переводится топоним. Бешик-Тау и правда напоминает перевёрнутую детскую колыбель.
Есть об этой горе и легенда. Караимский князь Хаджи-Муса был первым из своего народа, кто побывал в Иерусалиме, на святой земле. Собираясь в обратный путь, Хаджи-Муса решил привезти своему внуку колыбель из ливанского кедра. Но возвращаясь в Крым, Хаджи-Муса погиб. Колыбель передали его сыну. И внук, как и хотел Хаджи-Муса, вырос в кедровой колыбели. С тех пор колыбель переходила из поколения в поколение.
Координаты: 44°43’ с. ш., 33°54’ в. д.
Как добраться. Бешик-Тау напоминает люльку, только если смотреть со стороны крепости Чуфут-Кале. Поднявшись в крепость, на юге сразу увидим нужный нам объект. Теперь можно выйти через Восточные ворота и по Царской тропе дойти до указателя. От ворот до него около километра. Справа откроются панорамные виды на Главную гряду Крымских гор. Дойдя до указателя, поворачиваем направо и идём к «люльке», она возвышается над лесом.
Обзорная площадка
Находится за главными воротами пещерного города Чуфут-Кале. Если двигаться по Царской тропе — колесничной дороге из крепости, — дойти до развилки и оттуда подойти к обрыву, можно попасть на отличную обзорную площадку. Оттуда открывается вид на пещерные города Тепе-Кермен, Кыз-Кермен и Качи-Кальон. Хорошо видны Качинская долина, Загорское водохранилище, купола обсерватории в посёлке Научном. А в ясную погоду на горизонте просматриваются очертания каменного шатра — горы Чатыр-Даг. Плато достигает высоты 540 метров над уровнем моря. Виды поразительной красоты. Дух захватывает!
Координаты: 44°43’ с. ш., 33°55’ в. д.
Как добраться. На обзорную площадку можно попасть через караимский некрополь. Его нужно пройти полностью, выйти на Царскую тропу. Направо — к обзору, налево — к крепости Чуфут-Кале.
84 ступени
Подъём на плато возле Свято-Успенского монастыря.
По легенде, заточённому каторжнику была обещана свобода, если он прорубит ступени, ведущие на вершину скалы. Трудился бедолага день и ночь, откалывая камни от скалы и вытёсывая ступени. Стремился получить свободу, но умер, высекая последнюю ступень.
Ступени появились возле монастыря предположительно в середине XIX века.
Примечательно, что насчитывают разное количество ступеней. Их то 84, то 86, то 87. Возможно, происходит это потому, что некоторые ступени разрушены и две можно посчитать за одну. Среди местных закрепилось название «84 ступени».
Координаты: 44°44’ с. ш., 33°54’ в. д.
Как добраться. Поднявшись к Свято-Успенскому монастырю, оказываемся на его средней террасе. Проходим монастырь. Прямо за грандиозными постройками, появившимися в последние годы, есть тропка, уходящая наверх, к плато. Идём по ней. Начинается крутой подъём. Тропок появляется множество. Но все они выведут к ступеням, главное — преодолеть крутой подъём.
Историко-культурный центр «Девлет-Сарай»
Этот комплекс памятников находится в Салачике, по дороге к монастырю, в долине. Здесь на рубеже
XV–XVI веков, при хане Менгли Герае, располагалась первая столица Крымского ханства. Ханский дворец тех времён не сохранился. Во время правления последнего был основан Бахчисарай и началось возведение Ханского дворца, который ныне посещают туристы.
Кроме усыпальницы, в долине располагается Зынджирлы-медресе — крымскотатарское духовное училище. В начале ХХ века рядом выстроили ещё один двухэтажный корпус.
На территории историко-культурного центра в ходе раскопок недавно открыли фундаменты общественных бань. Об их существовании было известно давно, но обнаружили только в 2008 году.
Координаты: 44°44’ с. ш., 33°54’ в. д.
Как добраться. От конечной остановки маршрутного транспорта сворачиваем направо. Здесь парковка и ряды палаток с сувенирами. Дальше дорога снова раздваивается: наверх — к монастырю и к крепости Чуфут-Кале, влево (неприметная дорога) — к историко-культурному центру «Девлет-Сарай». Можно проехать на авто.
Бахчисарайский район известен огромным количеством исторических памятников и необыкновенной плотностью их расположения. Удивительная история здесь на каждом шагу. Разные эпохи порой отделяет друг от друга всего несколько метров. Этот регион, как и Крым в целом, можно изучать всю жизнь.