26 октября 2020

Отдых, как на картинке

Каким представляли туризм в Крыму почти век назад

Отдых, как на картинке

Ровно 100 лет назад, в 1920 году, впервые была произнесена фраза «Крым – всесоюзная здравница!», ставшая крылатой. Крымские курорты стали более доступными для людей разных классов. А чтобы убедить советского человека купить билет на поезд до Симферополя, была напечатана целая коллекция ярких агитационных плакатов.  

ГРОМКИЕ СЛОГАНЫ 

В первой половине XX века туристическая деятельность в СССР строилась на концепции «пролетарского туризма», что предполагало воспитание стойких и здоровых советских людей. Этой идее способствовало строительство множества санаториев и курортных домов на крымском побережье. Таким образом, своим гражданам СССР предлагал лечебный и активный отдых, что и отражалось на плакатах того времени.  

Такие плакаты просто узнать среди прочих, их выделяет особое направление – социалистический реализм.  

От 1 200 до 12 тысяч долларов − стоимость одного плаката на аукционах такого уровня, как Christie´s и Sotheby’s. 

— Это единственное в своём роде направление в искусстве, задачей которого стало обслуживание политических целей. Его принципы включали гармонию классического искусства, но с новым содержанием – классовой борьбой.  Позже идеи соцреализма стали включать общечеловеческие ценности. Поэтому советское искусство стало таким разным: в своё время в нём отразились новаторство, конструктивистские формы, академический реализм, романтический реализм и многое другое. Одной из главных его изобразительных черт является профессиональная школа, основанная на академическом рисунке с натуры, владении формой, убедительности передачи облика видимого мира, − объясняет заместитель директора Симферопольского художественного музея, искусствовед Светлана Глазунова.  

«Трудящимся — здоровый отдых!», худ. М. Нестерова-Берзина, 1946 г.

МИСТЕР ТВИСТЕР  

Но не единым внутренним туризмом может обогащаться страна, и по ряду причин СССР стал поглядывать за рубеж. Сначала желая познакомить «буржуя» с прекрасным миром социализма, а затем и из-за острой потребности страны в иностранной валюте стали принимать полноценные группы туристов из европейских стран. В апреле 1929 года был создан всем известный «Интурист», которому предстояло создать рекламу, рассчитанную на зарубежного гостя.  

98 млн руб.  денежный оборот «Интуриста» в 1938 году.  

«Морские прогулки – лучший отдых», худ. С. Сахаров, 1960 г.

− Плакаты для распространения за рубежом ориентированы на иностранцев, их восприятие и привычную им эстетику. Поэтому на фоне советского плаката они кажутся инородными, − продолжает Светлана Глазунова.  

− В основном содержание плаката зависело от менталитета страны. Скандинавам Крым подавался в виде, который им понятен, – лодочки, лодочники в шапочках, корабли и яхты. Для Франции создавали другую рекламу, ориентированную на пляжный туризм − показывали крымский пляж, зеленую растительность, песок – настоящую визитную карточку крымской Ривьеры. Для Германии, где физическая культура была очень популярна, делали акцент на спорт, − отмечает директор галереи «Арт-Бульвар» Анастасия Зелинская.  

− По стилю и содержанию плакаты «Интуриста» действительно сильно отличаются от  «внутренних» собратьев. Они отражают жизнь, с которой обычный советский житель не был знаком: дорогой и изнеженный отдых luxury сегмента, − говорит Анастасия Зелинская.  

129 тыс. такое количество туристов из-за рубежа познакомил с СССР «Интурист» за первые 12 лет своего существования. 

«Крым», худ. М. Нестерова-Берзина, 1930 г.

АВТОРСКИЕ ПРАВА 

Сложно говорить об искусстве, не называя при этом имён. Тем более что плакат – особое направление, которое должно быть понятно каждому и при этом рекламировать какой-либо товар или услугу. Чьими руками создавался светлый образ полуострова?  

«Посетите Херсонес», худ. В. Рябков. 1969 г.

Мария Нестерова-Березина 

Советский художник-плакатист; автор рекламных, социальных, военных и спортивных плакатов. К концу 1920-х годов Мария начала создавать рекламные плакаты для государственного акционерного общества «Интурист». Они отличаются смелыми геометрическими формами и цветовым разнообразием, выразительностью и высоким художественным уровнем. Именно рекламные плакаты для «Интуриста» стали лучшими в творчестве художницы. 

Сергей Сахаров 

Советский художник-рекламист, дизайнер, промышленный график, выдающийся плакатист, мастер торговой рекламы; автор известных рекламных плакатов. Свои первые работы Сахаров исполнил ещё для Торгового синдиката – Торгсина (функционировал с января 1931 г. по январь 1936 г.), где за драгоценные металлы и иностранную валюту продавались промышленные изделия и продукты. В своих плакатах художник добивался удивительной иллюзорности в изображении предметного мира — падающий свет эффектно подчеркивает объём и фактуру, как бы возникающих из глубины предметов. Всегда доводил свои творения до безукоризненной законченности. Большинство произведений Сахарова отличаются лаконичностью, чётким раскрытием темы, техническим совершенством. 

− Советский плакат − это обширное наследие, он был более динамичным, чем большое искусство. Его задачи, как и любого плаката, – реклама и агитация. Отсюда и соответствие духу времени, броскость, часто провокативность. В общем, он даже опережает своё время.  Графика плаката ориентирована на выразительность силуэтов, чёткость линий, ясность, читаемость и стиль шрифта, также важную роль играет эмоциональность образа и ёмкость выражения идеи, − подводит небольшой итог искусствовед.  

13 лет понадобилось исследовательской группе, чтобы создать первый электронный банк русского плаката. В него вошли 3500 изображений и 1000 биографий.  

ВО ИМЯ КУЛЬТУРЫ 

Разный подход к сервису и рекламе позволили СССР развивать свою сферу туризма с многих сторон. Благодаря политике оздоровительного отдыха, которую страна проводила для своих граждан, на побережье Чёрного моря с начала 1930-х годов началась активная стройка домов отдыха и пансионатов.  

«Советская Ривьера», «Интурист», 1960-е гг.

− С одной стороны, это реклама тех социальных преобразований, которыми гордилась советская власть, отдых для трудящихся часто бесплатный и оздоровительный. С другой, это отражение такой далёкой от политики стороны жизни, как мода – на купальники, туристское снаряжение, машины и другое, − объясняет Светлана Глазунова.  

«Продаются курсовки», автор не указан, конец 1930-х гг.

− Усилиями «Интуриста» удалось сохранить большое количество объектов старины. Представители агентства смогли убедить советское руководство в интересности монастырей и храмов для зарубежного туриста. Это позволило достопримечательностям не исчезнуть и не обветшать, а стать популярными. Отдельный отпечаток наложило и то, каким Крым закрепился в памяти советских граждан, которые продолжали приезжать на полуостров через 10, 20, и даже 30 лет, − добавляет Анастасия.  

Более 10 стран хранят в своих крупнейших музеях советские плакаты.  

Сейчас такие плакаты в основном хранятся в архивах музеев. Их можно увидеть в Музее Москвы, где в 2019 году прошла выставка, посвящённая советской рекламной графике. Также репродукции плакатов издаются целыми альбомами. Их легко найти и заказать в любом книжном онлайн-магазине. Для тех, кто хочет насладиться этими и многими другими отечественными плакатами, не выходя из дома, всегда доступен сайт goskatalog.ru, где в разделе «графика» вы найдёте более 77 тыс. экземпляров с детальным описанием.  

Текст: Елена Фокина