Когда в высокий курортный сезон южнобережные посёлки с населением в тысячу человек «разбухают» до 10 тысяч, а зимой вновь пустуют и сиротливо скучают – это не радует. Поэтому Крым старается регулярно расширять событийный календарь, внося в него гастро-, этно-, кино-, театральные и музыкальные фестивали, создавая экстрим-площадки…
Но почему-то мы пока не взяли на вооружение магически эффективный инструмент, который способен привлекать в Крым миллионы туристов, причём круглый год. Речь идёт об арт-резиденциях. Мировой опыт показывает, что художественные и арт-резиденции выводят из депрессии даже самые заурядные заброшенные территории, превращая их в туристические мекки! В последние десятилетия арт-резиденции стали трендом, на который делают ставку все континенты. Интернет пестрит подборками сообщений в стиле «Пять бесплатных арт-резиденций в Италии (Германии, США, Японии и так далее)». Крыма в этом списке пока не найти, хотя в его истории арт-туризм и арт-резиденции (вспомним хлебосольного Максимилиана Волошина) всегда играли немалую роль.
Сокол-Арт
Этой весной в Крыму провели масштабную акцию – пленэр «Сокол-арт», который объединил в курортном посёлке Новый Свет именитых российских художников. Организатором выступил одноимённый отель, расположенный в райской бухте. Мастера каждый в своей неповторимой манере и технике запечатлевали знаменитую гору Сокол. Именно с её вершины открываются фантастические виды на Судак, Генуэзскую крепость, мыс Меганом, Новый Свет, Караул-Обу. К слову, Сокол – самый большой коралловый риф Европы и третий по величине в Евразии. Прогулки в этой местности по тропам, пролегающим через реликтовые можжевеловые рощи, как известно, обожали император Николай II и легендарный винодел князь Лев Голицын. Неудивительно, что живописцы выбрали Новый Свет. Или Новый Свет выбрал их.
Собственно, эта масштабная акция и стала первой успешной арт-резиденцией на крымской земле. А написанные во время пленэра картины положили начало новой галерее на юго-восточном берегу полуострова.
Интересно, что даже проливные ливни, прошедшие в эти дни, не охладили пыл мастеров кисти. Напротив, один из участников акции, заслуженный художник Северной Осетии Владимир Мигачёв предпочёл разбавлять краски именно дождевой водой и росой, содержащей пыльцу местных сосен и можжевельников. Шутит, что благодаря этому его полотно будет обладать целебным эффектом.
АРТ-РЕЦЕПТЫ
«КЖ» поинтересовался у живописцев, стоит ли Крыму делать ставку на арт-туризм.
Владимир МИГАЧЁВ, заслуженный художник Северной Осетии:
– В этом вопросе необходимо выработать системный подход. Я хочу быть уверен в том, что в Новом Свете каждый год можно будет попасть в арт-резиденцию. Могу приехать, могу не приехать, но я должен знать, что мероприятие здесь проводится ежегодно и интересные события происходят не от случая к случаю, а постоянно. И тогда к этому арт-пространству общество начнёт испытывать интерес, оно будет манить всё больше и больше людей.
Есть ещё один способ привлечь внимание. Вот мы сегодня разговариваем, а через неделю или тем более месяц вы об этом и не вспомните. А если я сейчас подойду к витрине, возьму стул и шарахну по ней изо всех сил… Точно не забудете! Это будет перфоманс, это использует молодёжь – и правильно делает. Моя задача – сделать так, чтобы вы остановились перед моей работой, а значит, я должен вас удивить. Кто-то крушит витрины, кто-то прибивает мошонку к брусчатке. Лучо Фонтана* в своё время взял и разрезал холст. И ещё один принципиальный момент: если говорить об арт-туризме, он не может быть государственной программой. Как только вам дадут деньги, сразу потребуют выдать удобный – причёсанный – формат, и всё превратится в «картинки для камина»…
*Лучо Фонтана (1899-1968) – итальянский классик послевоенного искусства.
Знаменит своими разрезанными и продырявленными
холстами 1940-1960-х годов.
Его работы стремятся иметь все ведущие музеи мира,
несмотря на их внушительную стоимость:
от 5 до 8 и больше миллионов долларов за один разрез.
«КЖ»: Если бы вы разрабатывали арт-туристический маршрут по Крыму, с какой точки начали бы?
Сергей БРЮХАНОВ, абстракционист из Нижнего Тагила:
– Я ещё не успел изучить Крым, нигде и не был, разве что в Гурзуфе. Но здесь действительно очень красиво, полуостров напоминает Черногорию. При этом Крым однозначно неповторим! И начинать можно с любой точки, главное – сделать это. Честно скажу, здесь совершенно другая специфика, воздух, вибрации… А художник – он же как раз и есть «чувствилище». Мы воспринимаем всё это нутром, и иногда сложно бывает вербализовать свои впечатления, чтобы слова были адекватны тем чувствам, которые ты испытываешь. Мне проще это делать с помощью красок, линий и так далее.
«КЖ»: Могут ли санкции помешать созданию арт-резиденций в Крыму?
Дмитрий Трубин, заслуженный художник России, иллюстратор, один из организаторов пленэра:
– Мы привыкли к тому, что каждый художник – это священная корова. И если их ущемляют по принципу «левый/правый», за приверженность какой-либо политической линии – это маразм. Хотя для некоторых внесение в санкционные списки, возможно, хороший пиар. Крым создан для того, чтобы стать арт-пространством. Арт-резиденции есть во многих странах мира. У нас и на Соловках пытаются реализовать подобный проект. Конечно, это требует определённых вложений, но прежде всего это вложения интеллектуальные, необходим своеобразный мозговой штурм: где это сделать, как… На самом деле, как говорил Наполеон Бонапарт: ввяжемся в бой, а там посмотрим!
«КЖ»: Что делать с арт-туризмом: пустить его историческими тропами или современными?
Татьяна БАДАНИНА, живописец, график, автор объектов и инсталляций, член Союза художников России, почётный член Российской академии художеств:
– Все знают, что в Крыму художественные традиции с большой историей, начиная с Айвазовского, Волошина… Но, думаю, надо уже создавать нечто новое, современное. В поездках, путешествиях каждый художник подпитывается: кто просто солнцем, кто красивыми видами, впечатлениями. Хорошо, что на полуострове есть люди, поддерживающие искусство.
Как пример: мы проводили пленэр в Осетии. Тамошний премьер-министр в своё время окончил художественную школу. И вы не представляете, какая это находка для культуры! Человек даже с начальным художественным образованием понимает, что нужно делать. Каждый год в Осетии проходит фестиваль-симпозиум «Аланика» с участием представителей современного искусства. Отремонтировали старый дом культуры — теперь в нём расположился центр современного искусства, здесь постоянно организуются экспозиции, собираются на пленэры художники. И в результате выставки уже выходят на международный уровень.
«КЖ»: Как это происходит в мире? Как создаются арт-резиденции? Есть ли рецепт успеха для арт-туризма в эпоху селфи?
Владимир Наседкин, российский художник, живописец, график, скульптор, фотограф, автор арт-объектов и инсталляций:
— Мы с Таней (Баданиной – ред.) объездили весь мир, работали в Японии в 2015 году. А в августе отправляемся открывать большую выставку инсталляций в одном из районов страны, который раньше считался депрессивным. Это центральная часть Японии, горная — земли практически нет, крестьянский труд очень тяжёл, поэтому люди массово оттуда уезжали. В этом месте родился Ичиго Цумари*. Он патриот родного края и 19 лет назад организовал триеннале — выставку, которая проводится раз в три года. Привлёк художников — не с деньгами, а с идеями. Нашёл спонсоров — им стал главный город этой префектуры Ниигата, подключил Токио. Спонсоры оплачивают художнику перелёт, проживание, питание, а потом и назначают стипендию. То есть зарплату за то, что ты создал, например, инсталляцию, разработал чертежи. Всё, что ты сотворил, остаётся муниципалитету. Уже в первый год художники установили около 100 инсталляций в самых разных местах. И за эти годы префектура из депрессивной стала невероятно популярной среди туристов. Молодёжь перестала уезжать, потому что появилась работа. Теперь у них на одного художника, чтобы он мог приехать в арт-резиденцию, пожить здесь, создать своё произведение, предусмотрено 20 тысяч долларов. В этих местах было много заброшенных домов — власти отремонтировали здания, разместили в них художественные объекты, картины знаменитых художников, например, Кристиана Болтанского (известный французский художник, скульптор, фотограф, кинорежиссёр – ред.). Его работы стоят миллионы.
*Международная триеннале современного искусства
и ландшафтного дизайна «Ичиго Цумари»
— с 2000 года самый большой арт-фестиваль мира.
Каждые 3 года от 100 до 200 архитектурных шедевров, инсталляций
и сооружений в стиле лэнд-арт возводятся на огромной
территории, охватывающей около 200 селений
в префектуре Ниигата на острове Хонсю.
Триеннале посещают более полумиллиона человек.
Свои работы на арт-фестивале регулярно
выставляют ведущие художники современности.
Другой пример – Дефанс в пригороде Парижа, который считается самым крупным деловым кварталом в Европе. Когда его строили и проектировали площади, развязки, то сразу запланировали локации под огромные инсталляции. Теперь они гармонично вписаны в местную архитектуру и привлекают тысячи туристов. По такой аналогии художники могут придумывать что-то интересное и необычное для Крыма. А вдохновляться здесь точно есть чем!
P.S.:
Талантливые инсталляции сегодня привлекают внимание миллионов путешественников. Они стали своеобразными маячками: здесь можно сделать крутое селфи. И это, безусловно, стоит учитывать и использовать туристическим регионам. Крым же по праву можно назвать одной из лучших в мире локаций для селфи на фоне невероятных природных красот. Арт-резиденция вписывается в крымскую концепцию как нельзя лучше.
Комментарий министра курортов и туризма
Республики Крым Вадима Волченко
Есть такое понятие: капитализация культурного наследия через развитие туризма. Если же говорить об арт-составляющей любого красивого города и его популяризации через полотна художников – это одна из лучших методик продвижения регионов, универсальный и фантастический по воздействию эффект для развития той или иной туристической дестинации. Это отдельный пласт, который стоит развивать как для профессионалов, так и для туризма в Крыму в целом.
Многие эксперты называют арт-туризм одним из самых модных турнаправлений. Выставки, биеннале, артистические и музыкальные фестивали появляются и «приживаются» в Коктебеле и Новом Свете, Никитском ботаническом саду и Балаклаве, на Тарханкуте и Опуке. Такие проекты вдохновляют как организаторов, так и гостей, привлекая к турам всё больше творческих личностей.
Там, где селятся художники, начинает развиваться всё. Например, Коктебель. Он зазвучал на весь мир, потому что там жили и работали люди искусства: художники, поэты, прозаики, создавшие определенную атмосферу, привлекающую в место, в котором приятно творить. И мы уже начинаем мыслить образами, которые нам преподнесли художники или популярные киноленты. В Крыму таких примеров много. Именно эмоции движут туризмом. И творчество, в этом плане, создает то настроение, к которому мы хотим возвращаться в определенные места снова и снова.