Текст: Рина Коваль
«Хунта», «ватники», «сепары», «бандерлоги», «диванная сотня», «гейропа»… Далеко не полный перечень неологизмов, рождённых противостоянием на Украине 2014 года. Лингвисты считают, что появление новых слов — нормальная реакция общества на знаковые события. Спустя два года новояз используют не только в политических спорах, но и в обычной жизни. Мы решили вспомнить слова и словосочетания, рождённые Крымской весной, которыми обогатилась наша речь. Что приживётся на года, а что канет в Лету, обсудим вместе. Но позже. Война слов, как и любая другая война, вечной не бывает.
«КРЫМСКАЯ ВЕСНА»
Вошла в обиход российских и не только СМИ во время событий, развернувшихся в Крыму после переворота на Украине. Митинги и протесты против новых порядков, страх и несогласие, последующий референдум в Крыму, пожалуй, навсегда войдут в учебники истории отдельным разделом — «Крымская весна».
«ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ», ИЛИ «ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
История мема (кстати, тоже слово новояза; мем — это идея, образ, которые передаются от человека к человеку) началась ещё в феврале 2014-го. Интернет-пользователи подхватили мем и понесли в народ. Прошло два года. Спросите сегодня у любой бабушки возле подъезда или школьника: кто это? И услышите развёрнутый ответ и свою увлекательную версию. Не каждый молодой человек сегодня ответит, кто такой, к примеру, Твардовский (к сожалению!), но абсолютно любой расскажет свою историю понимания термина «вежливые люди». Для крымчан этот образ навсегда будет ассоциироваться с молчаливыми, вежливыми людьми в зелёной форме без опознавательных знаков… К ним шли за помощью, кто-то боялся, но каждый запомнил.
«ПОЕЗДА ДРУЖБЫ»
В феврале 2014-го в Крыму их ждали, готовились дать отпор. А они так и не доехали. Говорят, «вежливые люди» помешали. Прошло два года, а в Крыму до сих пор о них вспоминают.
Кстати, выражение не новое. Ещё в 1992 году члены УНА-УНСО решили продемонстрировать свою силу. Первой была Одесса, потом Херсон. А вот с Севастополем, по словам самих же националистов, не сложилось. В городе тогда заявили, что не пропустят бандеровцев. Выставили пикеты. В 2014-м тоже не срослось…
«ЛЕНИНОПАД»
В конце февраля — начале марта 2014 года на Украине демонтировали десятки памятников Ленину, в том числе главные областные монументы в Житомире, Днепропетровске, Николаеве, Кировограде, Херсоне и т. д. Памятники падали один за другим. Самый скандальный снос произошёл в Киеве 8 декабря 2014-го, во время Майдана: тогда радикалы в масках окружили постамент плотным кольцом, перебросили через шею советского вождя трос… Ленин упал со второй попытки.
В крымской столице в феврале 2014-го представители меджлиса заявили, что памятник должен быть снесён, объявив Ильича чуть ли не врагом номер один. Звучали ультиматумы, угрозы. Но диктовать крымчанам ультиматумы — дело неблагодарное. Стоит памятник и поныне. Отношение к исторической фигуре разное. Но стоит!
«КРЫМНАШ»
Этот неологизм очень скоро стал символом и вошёл в обиход не только политической, но и обычной жизни.
Слово «КрымНаш», по данным исследования «Левада-центра» в 2015 году, считается положительным для 77% россиян. 52% респондентов расценивают его как «символ торжества и гордости в связи с тем, что Крым вернулся в состав России». Ещё 16% участников социсследования полагают, что слово «КрымНаш» — «символ возрождения России». А для 9% опрошенных — «символ победы над украинскими националистами». При этом всего 7% респондентов ответили, что это «лишённое смысла выражение», а 5% назвали его «пропагандистским лозунгом».
Стоит добавить, что слово «ЗатоКрымНаш» используют в основном те, кто комментирует какие-либо негативные события.
«УКРОПЫ», «БАНДЕРЛОГИ», «ХУНТА»
Презрительное обращение к украинским националистам и режиму на Украине. Кстати, табличка «Бандерлоги не пройдут!» долго висела на одном из блокпостов на границе.
Некоторые эксперты считают, что «укропы» — это не украинцы, а пособники киевской власти, которая, по сути, является антиукраинской. Это, безусловно, эмоционально окрашенные словесные маркеры, формирующие новую реальность. Мем, по некоторым версиям, сложившийся из слов «украинский» и «патриот», приобрёл оттенок маргинальности.
«Хунта» — мем, родившийся в сетевых «войнах» и решающий вполне технологическую задачу: обозначить врага и его нелегитимность.
«ВАТНИКИ» («ВАТА»)
Одно из самых употребляемых слов за последние два года — «ватник» (он же «вата»). Сам мем апеллирует к определённым взглядам и ценностям. Употребляя слово «вата», некоторые пытаются дегуманизировать это значение, принизить противника.
Однако, несмотря на все старания либеральной оппозиции, слово так и не стало оскорбительным: патриоты сами называют себя «ватниками», не видя в этом сравнении ничего постыдного.
Вслед за «ватниками» появились «колорады», когда День Победы впервые назвали «колорадским праздником». Реакция на это сравнение была однозначной. Комментарии излишни.
«ДИВАННАЯ СОТНЯ»
Или — «диванные войска». Это любители виртуальных споров и «войн», зачастую на политические темы. Их главные маркеры: «укропы» (они же сторонники киевских властей), «колорады» (так «укропы» пытаются высмеивать цвета георгиевской ленты), «ватники» (намёк на сравнение с одеждой заключённых, которая подразумевает рабскую психологию) и тому подобное.
«БЛЭКАУТ» И «ГЕНЕРАТОР»
Словом 2015-го со всей уверенностью можно назвать «блэкаут», что в переводе с английского означает «погружение в темноту». Впрочем, значение термина знакомо даже тем, кто с иностранными языками не дружен. А всё из-за подрыва линий электропередач в Херсонской области, послужившего причиной крупнейшего в новейшей истории Крыма энергетического кризиса. По этой же причине вспомнили и другие «электрические» словечки. Взять хотя бы нашумевшее предложение крымских депутатов называть Генераторами новорождённых мальчиков. Напомним, такая идея появилась в ответ на информацию о том, что во время массовых отключений электричества крымчане стали часто называть дочерей Светами.
«ЧЕЛОВЕК С МАТЕРИКА»
Именно так теперь называют федеральных чиновников, прибывших на полуостров. Да и просто россиян, которые переехали в республику, воодушевившись тем фактом, что «КрымНаш». Отношение к ним двоякое: с одной стороны, крымчане — народ радушный и гостеприимный, а с другой — иногда наши земляки отмечают некий снобизм людей «с Большой земли», которые нередко упрекают Крым и крымчан в провинциальности.
«БЛОКАДА»
Раньше слово «блокада» ассоциировалось с окружённым фашистами Ленинградом. Сейчас же оно приобрело новое звучание. Каких только блокад не повидал Крым за последний год — и продуктовую, и транспортную, и энергетическую… Сейчас вот сетевой и даже морской пугают. Напомним, недавно киевские радикалы пригрозили полным прекращением подачи интернета с территории Украины. Впрочем, полуостров от этого много не потеряет, уверен глава РК Сергей Аксёнов. По его данным, в случае сетевой блокады со стороны Украины рынок интернет-услуг в Крыму пострадает лишь на пятую часть:
— У нас оптоволокно с материком проложено, поэтому в данном случае угрозы никакой нет. Максимум до 20% интернета, который проходил через маленькие компании, где-то может быть утеряно.
«КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ»
Строительство моста через Керченский пролив давно окрестили стройкой века: проект стратегический, глобальный, жизненно необходимый. Неудивительно, что за всеми этапами строительства пристально следят как крымские, так и федеральные СМИ. А некоторые особо предприимчивые продавцы даже установили на своих прилавках банки для мелочи, на которых вместо традиционной надписи «На чай» — призыв подкинуть денег «на Керченский мост».
Не обходится и без тематического юмора. Вроде такого: «Если приложить ухо к ракушке, привезённой из Тамани, можно услышать шум стройки века».
Антислово года: «турецкий»
После того как российский самолёт Су-24 в ноябре этого года был сбит в небе над Турцией, российско-турецкие отношения резко ухудшились. С тех пор всё турецкое стало запретным, нежелательным или просто непопулярным. Сначала Кремль запретил ряд турецких товаров. Затем эту идею подхватили маркетологи, стараниями которых на витринах многих магазинов появилось объявление «Здесь не торгуют турецким». Наши соотечественники и сами стараются продукцию из Анкары лишний раз не покупать. Но дальше всех пошли власти Симферополя, которые оперативно приняли решение переименовать улицу Турецкую в улицу имени Героя России Олега Пешкова — погибшего пилота того самого Су-24.
И ещё много всего: Гейропа, укропы, визитки Яроша, санкционка, запрещёнка… Можно долго перечислять. Закончится ли война слов? Обо всём этом можно книгу писать. Возможно, напишем. Вместе. Но позже.