текст: Алексей Вакуленко
фото: Антон Волк
архивные фото
Среди крымских курортов Евпаторию выделяет разнообразие музеев. Помимо традиционных, есть музеи мира и согласия, вина, клоунов, почты, аптеки (кстати, пока единственный на полуострове!) и даже пиратов Чёрного моря. Ряд необычных музеев дополняет ещё один, расположенный под открытым небом на берегу пока ещё лечебного (как уверяют эксперты) озера Мойнаки. Это музей курорта, представляющий единственный и, увы, неповторимый экспонат: грязелечебницу «Мойнаки». Если лет пять назад в неухоженном парке заброшенной здравницы кое-где ещё попадались скамейки, то сегодня от них осталось одно воспоминание. Как, впрочем, и от самой уникальной лечебницы, которую называли «сердцем курорта».
В конце нулевых «сердце» замерло. О его былом стремительном ритме вспоминали зачастую в контексте славного прошлого некогда всесоюзной детской здравницы — Евпатории. После воссоединения Крыма с Россией о наследнице «Всероссийской грязелечебной санатории» (именно так до Октябрьской революции 1917-го именовалась предтеча «Мойнак») заговорили в рекреационном плане. Знамя реконструкции зареяло над грязелечебницей после того, как её передали в республиканскую, а затем в муниципальную собственность. Этот объект вошёл в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Крыма.
Планируется, что строительство обновлённой грязелечебницы стартует в 2017 году и завершится в 2020-м, в год 133-летия её основания.
— В рамках ФЦП 65 миллионов рублей предусмотрено на проектные работы и 968 миллионов — на строительные, — сообщил «Крымскому журналу» глава администрации Евпатории Андрей Филонов. — К проектированию грязелечебницы привлечены специалисты «российских представительств немецких проектировщиков, которые специализируются на строительстве водных комплексов, грязелечебниц, водолечебниц.
В свою очередь министр курортов и туризма Крыма подчеркнул, что восстановление здравницы позволит усилить возможности не только Евпатории, но и всего Западного Крыма на рынке предоставления санаторно-курортных услуг и совершить прорыв в освоении природных лечебных факторов.
Соль и грязь
Всё началось с соли, которую во второй половине XIX века добывали на Мойнакском озере. Сторож местного сольпрома Павел Пугачёв, известный как Дед Павло, начал отпускать желающим грязевые процедуры на побережье Мойнак. По такому же принципу, как это на протяжении полувека происходило в соседних Саках.
Кстати, процедурная площадка Павла Платоновича, обнесённая плетнём, заслужила популярность у малоимущих граждан и просуществовала до 1917 года. Монополию курортной самодеятельности нарушили врачи-коммерсанты С. И. Ходжаш и С. П. Цеценовский, которые в 1886 году взяли лечебное озеро в аренду, а год спустя открыли на его берегу грязелечебницу. «Красивое, удобное и поместительное», как говорили современники, здание построили по проекту архитектора Александра Бернардацци. К слову, позже он спроектировал считающийся подобием собора Святой Софии в Константинополе Свято-Николаевский собор, который по сей день является главным православным храмом Евпатории.
В 1913-м лечебницу наградили Большой серебряной медалью Всероссийской гигиенической выставки. В 1917-м грязелечебница закрылась и открылась только в мае 1924 года, несмотря на то что озеро было загрязнено (в самом плохом смысле этого слова), а здание лечебницы разрушено. В честь 10-летия Великого Октября, 7 ноября 1927 года, на берегу чудо-лимана заложили новую грязелечебницу. В 1931-м она начала работать и стала одной из крупнейших в стране. Через три года, в 1934-м, здравница приняла около 21 тысячи человек. Спустя ещё шесть лет — 50 тысяч.
Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы разместили в стенах лечебницы завод по ремонту танков. Более того, оккупанты в огромных объёмах вывозили лечебную грязь. Однако это не помешало грязелечебнице всего через полгода после освобождения Евпатории, весной 1944-го, принять первых пациентов — раненых бойцов.
В 1949–1953 годах советские власти выделили на дальнейшее расширение и генеральную реконструкцию здравницы около 13 миллионов рублей. За эти годы удалось привести в порядок грязевое хозяйство, построить 36 бассейнов, вмещавших до 760 тонн лечебной грязи, и уложить немало путей узкоколейной железной дороги. Уже к концу 70-х общие запасы бассейновой грязи составляли 25 тысяч тонн!
По узкоколейке в специальных самоопрокидывающихся вагонетках грязь из озера подвозили и перекладывали в специальные гряземешалки, в которых её нагревали. Таким образом, за пять-семь минут тонна грязи нагревалась до 50–55 градусов. Затем тёплую грязь выпускали в железный бункер, подвешенный к электротельферу, и по монорельсу подавали в кабины. После процедур отработанную грязь вывозили на вагонетках в технологическую часть озера, в один из освободившихся бассейнов, и заливали озёрной рапой. Для полной регенерации грязи было вполне достаточно года.
В грязелечебнице оборудовали врачебные кабинеты, химическую, биотелеметрическую и радоновую лаборатории. Помимо грязевых ванн, больные могли получать ванны рапные, радоновые, сероводородные, углекислые, субаквальные, термальные, жемчужные, йодобромные, углекисло-сероводородные, газогрязевые, а также процедуры гидромассажа и пневмогидромассажа.
В 1959 году на территории грязелечебницы гидрогеологи бурили скважину, и вдруг из глубины 960 метров хлынула тёплая вода (39 градусов). Химический анализ показал, что она минеральная, относится к хлоридно-натриевым водам слабощелочной реакции со средней минерализацией. Минералка получила название «Мойнаки» и успешно применялась на евпаторийском курорте.
Четыре реконструкции, проведённые в послевоенные годы, позволили расширить пропускную способность лечебницы до 10–12 тысяч процедур в день. В результате преобразований в лечебнице действовали четыре грязевых отделения (два женских, одно мужское и одно детское), ванное отделение на 80 ванн, электрогрязевой кабинет на 32 кушетки и грязестоматологический — на 22 аппарата, по две ванны газогрязевых и гидромассажа. Во всех отделениях насчитывалось 148 грязевых кушеток и 70 столов для внутриполостных процедур (вагинальные и ректальные грязевые тампоны и орошения).
К 80-м годам ХХ века грязелечебница представляла собой мощнейший лечебно-оздоровительный комплекс, который ежедневно посещали сотни человек.
Комбинат здоровья
Сегодня все помещения грязелечебницы «Мойнаки» не функционируют и находятся в аварийном состоянии, шесть административных построек и три скважины законсервированы.
— Нам предстоит не только возобновить работу грязелечебницы, но и создать целый кластер «Всероссийский центр здоровья» с циклом услуг от диагностики до получения полного комплекса физиотерапевтических услуг и лечебной физкультуры, — говорит глава администрации Евпатории Андрей Филонов. — На средства ФЦП планируется построить процедурный комплекс. Если поймём, что их недостаточно, чтобы создать объект, который станет, скажем так, актуальным, будем искать модель привлечения инвесторов на основе государственно-частного партнёрства. Мы понимаем, что государство может быть эффективным владельцем, но неэффективным управленцем. От качества управления будет зависеть и успешность проекта.
По предварительным оценкам Филонова, грязелечебница сможет отпускать не менее тысячи процедур в день (в 70-е годы этот показатель достигал трёх тысяч).
Ожидается, что проект пройдёт экспертизу к апрелю 2017 года, после чего евпаторийские власти определят застройщика и запустят строительство объекта.
По словам Андрея Филонова, «строительство продлится года полтора».
В свою очередь его советник, архитектор, член Экспертно-консультативного совета при главе Республике Крым Алексей Комов добавил, что «современные технологии грязелечения не предусматривают существующую конфигурацию корпусов», построенных на территории «Мойнак» в прошлом веке.
— Резать под ноль категорически нельзя: можно оставить, грубо говоря, фасад грязевого корпуса, а то, что выходит на озеро, нагромождение корпусов, — модернизировать, — говорит Комов. — Эти корпуса грязелечебницы уже в таком состоянии, что их гораздо дороже будет реанимировать. Грубо говоря, это должна быть реконструкция с репликацией. Между прочим, изначально здание грязевого корпуса было без фойе, его пристроили в 1959 году. И гранёные колонны в нынешнем вестибюле до этого находились на улице.
Если в советское время грязелечебница была объектом общекурортного значения, то сейчас таким является само озеро, вокруг которого концентрируются объекты здоровья, реабилитации, отметил архитектор. Характер реконструкции грязелечебницы, по его словам, во многом будет определён в «Концепции развития рекреационной территории «Золотое кольцо здоровья», разработанной в 2009 году Главным управлением инвестиционной политики и внешнеэкономических связей Евпатории. Кстати, тогда управлением руководил Сергей Стрельбицкий, который сегодня возглавляет Минкурортов Крыма.
— Если мы сделаем такой объект, это поможет уберечь территорию озера и позволит экологически правильно его эксплуатировать, — ещё семь лет назад убеждал Стрельбицкий. И, как показало время, был прав, когда опровергал заверения самопальных экспертов, то и дело норовивших похоронить вслед за грязелечебницей и сам лечебный лиман, ссылаясь на неизбежность его опреснения.
— Озеро опресняется, во-первых, из-за того, что в него попадают ливневые стоки. Во-вторых, отсутствует регулирование поступления морской воды. Нужно отсечь доступ воды и сделать, грубо говоря, перемычку между озером и морем, с помощью которой можно было бы регулировать солевой баланс в лимане. Тем не менее нет причин кричать, что озеро нелечебное, — уверен глава администрации Евпатории Андрей Филонов. По его словам, евпаторийские власти активно обсуждает эту проблему со специалистами Министерства природных ресурсов и экологии РФ и одним из путей решения видят реализацию соответствующей федеральной программы по восстановлению параметров рапы.
Сейчас опреснение озера Мойнаки — экосистемы, способной к самовосстановлению, — идёт, увы, гораздо более быстрыми темпами, чем естественная регенерация озёрной рапы. Однако, по мнению экологов, мероприятия по пресечению подпитки озера стоками, грунтовыми водами вкупе с обеспечением подпитки морской водой через восстановленный гидрологический затвор в дамбе озера позволит в течение двух лет достичь оптимальной минерализации в 100–120 миллиграммов на литр.
В рамках запланированных работ предполагается восстановить и пару бюветов минеральной воды, открытых на территории грязелечебницы ещё в советское время.
— Грязелечебница «Мойнаки» — это не только грязь и рапа. На прилегающей к озеру территории есть термальные источники, которые обладают сильными лечебными свойствами. В связи с этим у нас есть большой проект по созданию термального комплекса под открытым небом. Строительство такого объекта предварительно оценивается в 40 миллионов евро, — сообщил Филонов.
Согласно плану создания «Золотого кольца здоровья», с термальным комплексом будут соседствовать несколько объектов для тренировки команд олимпийской сборной России.
«История болезни»
В 1960 году постановлением Совета министров УССР санатории и дома отдыха Минздрава Советского Союза были переданы профсоюзам. После распада СССР в 1991 году совет Федерации независимых профсоюзов Украины и правление Фонда социального страхования на базе санаторно-курортных профсоюзных учреждений создали ЗАО лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины «Укрпрофздравница». В 1994 году украинский парламент постановил до законодательного определения правового статуса имущества общественных организаций бывшего СССР считать это имущество общегосударственной собственностью. В 2004 году готовились документы по передаче грязелечебницы в коммунальную собственность Евпатории, даже было получено предварительное согласие руководства Укрпрофздравницы. Но после смены руководства ЗАО решение отменили. В мае 2005-го общее собрание акционеров Укрпрофздравницы приняло решение о продаже грязелечебницы на конкурсной основе. В итоге в 2006 году предприятие из Николаева «Серж Дани» за 6,5 миллиона гривен де-юре приобрело лечебный, административный корпуса, прачечную, котельную, оранжерею, мастерские, бювет, проходную, насосную и другие сооружения площадью почти 11 тысяч квадратных метров. Кроме этого, новому хозяину переходило право на постоянное использование земельным участком площадью 17,75 гектара. Но де-факто «Серж Дани» уплатило лишь 300 тысяч гривен. И только в январе 2007 года после вмешательства МВД Украины Укрпрофздравница подала в Хозяйственный суд Николаевской области исковое заявление о расторжении договоров и взыскании пени и штрафа с недобросовестного покупателя. Во время судебных разбирательств выяснилось, что в том же году БТИ Евпатории перерегистрировало на «Серж Дани» право собственности на единый имущественный комплекс «Грязелечебница «Мойнаки». Тем не менее это решение удалось отменить в судебном порядке. Вереница судов парализовала деятельность грязелечебницы, и накануне её 120-летия Укрпрофздравница частично законсервировала лечебницу. Она работала только летом, да и то на пятую часть своей мощности. Осенью 2009 года Укрпрофздравница снова попыталась продать «Мойнаки», чтобы вырученные средства вложить в развитие евпаторийских санаториев «Приморье», «Победа», «Ударник», «Прибой» и детского санатория «Таврида». В 2011-м грязелечебница прекратила работу.
Целебные свойства грязи и как её применять
В одном грамме иловой грязи — несколько миллиардов микроорганизмов, благодаря которым образуются биологически активные соединения: оксиды железа, медь, кобальт, аминокислоты, витамины и другие. В состав грязи входят вода, растворимые соли натрия, калия, кальция, магния, нерастворимые соединения (оксиды железа, калия, кальция, магния, органические вещества, такие как углеводы, жиры, нафтеновые кислоты), различные микроэлементы (иттрий, иттербий, ванадий). Установлено наличие в лечебной грязи гормонов, а также витаминоподобных (каротин), фолликулоподобных, пенициллиноподобных, гуминовых, битуминозных и других веществ.
Грязелечение относится к числу сильнодействующих процедур. Грязь может применяться в виде аппликаций, общих грязевых ванн, когда ею обмазывается всё тело, за исключением шеи и области сердца, и местных грязевых ванн, когда её накладывают только в области поясницы, бёдер, ног и т. д.
Грязями лечат:
- заболевания опорно-двигательного аппарата: последствия травм, болезни костей, мышц, суставов, связок сухожилий;
- кишечно-желудочные заболевания: гепатиты, холециститы, панкреатиты;
- заболевания периферической и центральной нервной системы: невриты, радикулиты, остаточные явления полиомиелита;
- заболевания половых органов женщин и мужчин: бесплодие, простатиты, хронические воспаления гениталий;
- отдельные виды кожных заболеваний;
- заболевания органов дыхания, ушей, глаз.
Грязелечение противопоказано при кровотечениях любого происхождения, повышенной температуре тела, беременности (независимо от срока), туберкулёзе любых органов и тканей, стенокардии, гипертонии, выраженном атеросклерозе, крайнем истощении организма или упадке сил.
Оборудованная в грязелечебнице купальня представляла собой «совершенно изолированные одна от другой» половины — мужскую и женскую. Всего внутри купальни насчитывалось 40 «кроватей для потения» и 30 ванн. Рядом находилась гостиница на 20 номеров. Единоразовое пользование купальней обходилось одному человеку в 20 копеек. Вместе с тем средняя стоимость двухмесячного курса лечения в грязелечебнице достигала 150 рублей — весьма немалая сумма по тем временам. Через десять лет после открытия, в феврале 1897 года, российский император Николай II «высочайшим указом» признал лиман имеющим общественное значение и отдал под охрану от порчи и истощения.
В 1949–1953 годах советские власти выделили на дальнейшее расширение и генеральную реконструкцию здравницы около 13 миллионов рублей. За эти годы удалось привести в порядок грязевое хозяйство, построить 36 бассейнов, вмещавших до 760 тонн лечебной грязи, и уложить немало путей узкоколейной железной дороги. Уже к концу 70-х общие запасы бассейновой грязи составляли 25 тысяч тонн!