Казахстан уверенно держится в пятерке главных экспортеров крымской продукции, несмотря замедление торговых отношений из-за пандемии коронавируса. По данным Южного таможенного управления, по итогам 2020 года экспорт в эту страну составил 6,3% от общего объема, или более 2,1 млн долл. Это почти на треть меньше, чем годом ранее. Тем не менее в текущем году есть хорошие шансы наверстать упущенное и даже нарастить объёмы.
– Казахстан – это приоритетное направление. Если сравнивать с другими географическими направлениями, то наиболее отработанное на данный момент, – рассказала врио директора АНО «Южный региональный центр поддержки экспорта» Ксения Слуцкая.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), основу экспортных поставок составляют: продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (38% от общего объема, по сравнению с 2019 г. сократился на 60%), продукция машиностроительной отрасли (22% от общего объёма, по сравнению с 2019 г. увеличился на 16%), продукция химической и связанных с ней отраслей (15% от общего объема, по сравнению с 2019 г. увеличился более чем в два раза), металлургическая продукция (10% от общего объема, по сравнению с 2019 г. увеличился на 5%).
Вино, молочная продукция, полуфабрикаты, кондитерские изделия, травяной сбор, продукция в сфере строительства, оборудование и косметика, произведенные на полуострове, пользуются спросом у жителей Казахстана.
– В 2020 году был экспорт мясных (куриных – ред.) полуфабрикатов на сумму более 200 млн рублей. В конце прошлого года «Крымская роза» заключила контракт с Казахстаном и, насколько я знаю, уже отгрузила продукцию, — отметила Слуцкая.
Территориальный представитель косметического бренда Михаил Присяжнюк подтвердил, что компания возобновила сотрудничество с Казахстаном после трехлетнего перерыва и сейчас производит тестовые отгрузки.
– Пока отправили небольшую партию на сумму не более 50 тыс. рублей. На очереди еще одна такая же. Большой интерес к косметике серии «Роза» по уходу за лицом. Сейчас это 30 наименований. В течение года планируем представить на казахском рынке уже полную серию уходовой косметики (40 позиций) и добавить 30-40 наименований средств по уходу за волосами, – рассказал Присяжнюк.
Еще один крымский производитель – мануфактура «Дом природы» – работает с регионом уже пятый год. В списке более двухсот наименований, несколько десятков товарных групп.
– В Казахстане главный критерий при выборе косметики – натуральные ингредиенты. Если белорусы ностальгируют по советскому Крыму и реагируют на указание места производства, то в Казахстане пользуется популярностью вся российская натуральная косметика, включая, конечно, и крымскую, – рассказали в компании.
Неожиданно жителям Казахстана приглянулись и крымские сладости.
– С 2017 года поставляем в Казахстан более 100 наименований нашей продукции. Очень нравятся пахлава, которой у нас 20 видов, лукум, шоколадное драже, безалкогольные травяные бальзамы на водной отдушке, которые можно добавлять в чай, кофе, – рассказала руководитель отдела продаж компании «Восточный букет» Фатима Камилова.
По ее словам, до пандемии компания ежемесячно поставляла в Казахстан продукцию на сумму до 300 тысяч рублей. В настоящее время объемы сократились. Но в планах увеличение поставок минимум до 10 млн рублей в год, так как есть спрос.
Еще один экспортный товар – крымское вино.
– Из 10 крымских виноделов 6 точно поставляют свою продукцию в Казахстан, – отмечает Слуцкая.
По словам самих виноделов, жители Казахстана любят все без исключения крымские вина – и десертные, и игристые, и красные сухие.
Но экспортный потенциал Крыма далеко не исчерпан. В рейтинге регионов АО «РЭЦ» по объему экспорта по итогам 2020 года республика занимает 77 место среди субъектов Российской Федерации с долей в российском экспорте всего 0,01%.
– В прошлом году внешнеторговый оборот между Россией и Казахстаном составил 19 млрд долл. Поставлена задача нарастить его до 27 млрд долл. к 2024 году. При этом экспорт должен увеличиться с текущих 14 млрд долл. до 21 млрд долл. Задел есть, – рассказала заместитель торгового представителя РФ в Республике Казахстан Светлана Журкина.
В свою очередь, зампред порекомендовала крымским предпринимателям не игнорировать так называемые маркетплейсы (электронные торговые площадки – ред.) и размещать свои товары на них.
– В Казахстане ими охотно пользуются. Это хороший способ изучить спрос и предпочтения потребителей. Недавно я сама купила через популярный ресурс чай крымского производителя, – поделилась Журкина.