За многовековую крымскую историю на полуострове сложилась уникальная этноконфессиональная картина. В Крыму в согласии живут представители христианских и мусульманских течений, иудеи, последователи караимизма… Веками народы и религии тесно переплетались, влияя на политическую, социальную и культурную ситуацию в регионе. «Крымский журнал» решил остановиться на вкладе ислама в наследие Крыма.
Появившаяся в VII веке на Аравийском полуострове религия вскоре нашла своих последователей. Согласно крымскотатарскому фольклору, ислам появился на полуострове через несколько лет после его зарождения. Мифы гласят о двух последователях Мухаммеда, главного мусульманского пророка, — арабах Гази Мансуре и Малике Аштере, которые прибыли в Крым проповедовать новую религию. Конечно, всё это лишь часть красивого мифа. Ведь согласно историческим источникам, ислам в Крым принесли не арабы, а тюрки. Стоит отметить, что частое упоминание ислама в крымском контексте относится к началу XIII века. Падение Константинополя в 1204 году, разорение Руси к 1220 году — всё это привело к тому, что православная традиция населения Крыма лишилась внешней поддержки. А в 1230-х годах полуостров захватили племена монголо-татар.
Ислам, пришедший вместе с монголо-татарами на полуостров в ХIII веке, оставил немалый след в крымской истории: в их числе завоевания и битвы, времена Монгольской империи, Золотой Орды и Крымского ханства, создание государственности и культурное становление полуострова как уникального субъекта. За 700 с лишним лет были утрачены все военные достижения и большая часть культурных. Но то, что осталось, до сих пор вызывает интерес у жителей и гостей Крыма.
Старый Крым
Кладезь первых на полуострове мусульманских культурных объектов расположен в городе Старый Крым. В XIV веке Кырым (так называли город ордынцы) стал крупным торговым центром, и итальянцы, в то время владевшие южным побережьем полуострова, стали называть его Солхат. Будучи столицей административной единицы Золотой Орды и городом, через который пролегал Великий шёлковый путь, Кырым активно разрастался. Именно тогда на полуострове появились первые мечети и медресе — учебные заведения для мусульман. Большинство из них уже разрушены, но некоторые сохранились до наших дней.
Первой мусульманской постройкой на территории Крыма считается мечеть султана Бейбарса. Родившийся здесь султан Египта и Сирии эль-Мелик Бейбарс из рода Бахри, желая увековечить своё имя в истории, в 1277 году выделил 2000 динар на строительство мечети, которая была сооружена спустя 10 лет. Сейчас от легендарного здания остались лишь руины, в которых узнать мечеть сможет только знающий человек.
Недалеко от неё расположена сохранившаяся со Средних веков мечеть хана Узбека. Она была заложена в 1312 году и полностью сохранилась до нашего времени. В 1332 году к ней по инициативе богатейшей женщины Инджибек-хатун достроили ещё и медресе, которое, к сожалению, было разрушено. Сегодня мечеть представляет собой величественную, но небольшую постройку с одним минаретом. Михраб (направление на Мекку) и портал (главный вход) традиционно украшены надписями и резьбой. Мечеть является туристическим центром современного Старого Крыма. И при этом действует для прихожан.
Также в Старом Крыму можно посетить руины мечети Куршум-Джами, или, как её ещё называют, Свинцовой мечети. По легенде, при её строительстве, которое шло параллельно с возведением мечети хана Узбека, использовался расплавленный сплав свинца. Однако подтверждений этому так и не было найдено.
В популярности торгового дела в средневековом Солхате мы можем убедиться, увидев руины постоялого двора караван-сарая.
Новая страница крымской истории начинается после распада Золотой Орды и образования Крымского ханства. Согласно истории, знатный род Ширинов из Солхата боролся с Гиреями за первенство в руководстве Крымским ханством, но проиграл. Возможно, поэтому Солхат со временем утратил свою популярность, а столицей ханства Гиреев становились Чуфут-Кале, Салачик и, наконец, Бахчисарай.
Едва ли Чуфут-Кале можно назвать только мусульманской святыней. Еврейская крепость (так переводится название с крымскотатарского языка), до того как стать резиденцией первого главы Крымского ханства Хаджи I Гирея, имела многовековую историю, восходящую к византийским временам.
Салачика, ставшего столицей после Чуфут-Кале, и вовсе уже не существует. Сейчас эта местность называется Старолесье. Тут можно найти мавзолей первых крымских ханов, медресе Зынджирлы, сохранившееся до наших дней. Столица была перенесена в 1532 году, когда на карте Крыма появился новоотстроенный город Бахчисарай.
Бахчисарай
Колоритность и богатейшее историческое прошлое этого города восхищают даже самых искушённых туристов. Когда в 1532 году Бахчисарай стал столицей Крымского ханства, ранее упомянутые Чуфут-Кале и Салачик вошли в его границы, хотя и считались при этом отдельными поселениями. Знаменитый Ханский дворец был построен в XVI веке при хане Сахибе I из династии Гиреев.
Являясь единственным в мире образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры, дворец составляет небольшую часть комплекса, занимающего более четырёх гектаров.
В центре комплекса расположена дворцовая площадь, вокруг которой разместились сам дворец, большая и малая ханские мечети, баня, ханское кладбище, дворики, сады, фонтаны и прочие культурные достопримечательности ханского периода. В настоящее время площадь засажена деревьями и вымощена камнем. А в прошлом она была засыпана песком, там проходили сборы войска перед военными походами.
Большая ханская мечеть была первым зданием, построенным в дворцовом комплексе. Она является одной из самых больших действующих мечетей на территории полуострова. Всё убранство и отделка, включая два минарета, пострадали при пожаре 1736 года. Восстановлением мечети занялся хан Арслан Гирей. Он же в 1750-х годах основал во дворике медресе, о котором мы знаем лишь из упоминаний.
Атмосфера старины царит и на ханском кладбище, где сохранились 98 памятников. Уникальной можно также назвать баню, устроенную по турецкому типу, с отдельными залами для мужчин и женщин.
В настоящее время Ханский дворец открыт для посещений с 9:00 до 20:00. Экскурсии также проходят в Салачике, пещерных городах и по всей исторической территории современного города.
Евпатория
Говоря о мусульманском наследии полуострова, нельзя обойти стороной Евпаторию — один из древнейших крымских городов. Именно здесь расположен известный памятник культурной многонациональности Таврики — район Малый Иерусалим. Название он получил благодаря святыням разных конфессий. Практически вдоль одной улицы расположены мечеть, армянская церковь, православный собор, две синагоги, три молитвенных дома караимов: кенасы, молитвенный дом крымчаков и монастырь дервишей.
Впечатляет пятничная мечеть Джума-Джами. Она расположена в самом начале набережной, её видно и с пляжа. Два минарета гордо возвышаются над зданием, несколько небольших куполов окружают главный, а архитектурный облик мечети напоминает храм Святой Софии в Стамбуле.
Здание было возведено в 1552 году по приказу хана Девлета I Гирея. Архитектором выступил турецкий подданный, отсюда и чётко прослеживающиеся черты турецкого ислама. В прошлом в мечети проходили обряды посвящения в крымские ханы, после чего новоизбранный правитель уезжал хозяйствовать в столицу — Бахчисарай.
За время своего существования мечеть пережила множество реставраций, последнюю из которых провели более двадцати лет назад. Тогда мечеть открылась для прихожан. А совсем недавно, после воссоединения Крыма с Россией, она стала объектом федерального значения.
Пожалуй, самым уникальным объектом на полуострове считают текие дервишей. Дервиш в буквальном понимании — это странствующий нищий мусульманский монах. Обитель дервишей в Евпатории состоит из трёх зданий: текие, мечеть и медресе. Ориентировочно постройка была возведена в XV веке. Это единственный исторический памятник подобного рода на территории Крыма.
В 1930-х годах текие закрыли и в течение долгого времени использовали в качестве складских помещений Черноморского флота. В данный момент здание освободили, но мечеть разрушена, а текие и медресе пока не отреставрированы и для посещений закрыты.
В Крыму существует ещё множество действующих мечетей, двери которых открыты для людей всех конфессий.