06 августа 2022

И мёртвых кличет голос Одиссея: что отличает Царский курган в Керчи и Гробницу Атрея в Микенах

И мёртвых кличет голос Одиссея: что отличает Царский курган в Керчи и Гробницу Атрея в Микенах

Царский курган в Керчи (Крым) и Гробницу Атрея в Микенах (Греция) разделяют 1423 километра, три моря и почти тысяча лет. Тем не менее грандиозные памятники настолько похожи, что возникает ощущение: они создавались по единому проекту и выполняли одинаковые функции.

Понимая значимость находок, исследователи дали им звучные имена. Царским назвал курган Антон Ашик, поражённый размерами и качеством сооружения. Курган в Микенах раскопал знаменитый Генрих Шлиман. Человек, нашедший Трою, связывал своё новое открытие с Атреем и Агамемноном – хозяевами Микен, персонажами «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Гробница Атрея. Построена 3 500 лет назад для царя Микен

Историческая наука однозначно полагает: обе монументальные постройки предназначались для погребения правителей античности. Однако вопрос: кто именно из басилевсов удостоился великих почестей – остался без ответа, склепы оказались абсолютно пусты. Возможно, их ограбили ещё в древности.

Эти своеобразные мавзолеи представляют собой каменные здания, скрытые под насыпанным грунтом. В глубь холма ведёт мощный тоннель, по-гречески дромос, который оканчивается погребальной камерой. Вроде бы и смотреть особо нечего! Но не спешите покидать мрачноватое помещение. Постойте в тишине – и вас посетят думы не только о суетности бытия, но и о мастерстве безвестного зодчего, о тайнах, окутывающих его творение.

И в Керчи, и в Микенах подземные галереи сложены из массивных блоков, скреплённых только силой тяжести и точным расчётом. Интересно, что в разных концах Ойкумены длина путей в царство Аида одна и та же: 37 метров. Любители нумерологии подчеркнут схожесть мистических цифр.

Впрочем, загадочность крымского памятника числами не ограничивается.

Сильное впечатление производит созерцание перехода в мир теней. Снаружи, из земной юдоли, путь к могиле видится коротким. Но когда зайдёшь в гробницу и посмотришь оттуда на свет, расстояние кажется значительно большим. Обман зрения обусловлен незаметным искривлением и расширением коридора. Вероятно, архитектор намеренно стремился достичь такого эффекта: обитель мёртвых – рядом, а выход из неё очень далёк… Дорога к свету длиннее тропы во тьму!

Существенно отличаются и погребальные камеры. В микенском кургане склеп круглый в плане, увенчанный конусовидным куполом. В керченском не всё так просто: у подножия помещение квадратное; на подъёме оно становится многоугольным и завершается сводчатым потолком, состоящим из тщательно выточенных каменных колец. Удивительная конструкция, не имеющая аналогов в античном зодчестве.

И последнее. Дромосы курганов обращены лицом к лицу: микенский «глядит» на восток, керченский на запад – навстречу греческому собрату. Что хотят они сказать друг другу?

Текст: Кирилл Белозёров