
Именно такой призыв – достичь правды и силы – оставил ученикам и последователям художник Николай Самокиш. В нынешнем году исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося мастера батальной живописи.
Следуя, достигнешь!
Одним из самых ярких впечатлений семилетнего Николая стала древняя сабля, висевшая на почётном месте в дедовском доме. В старинном селе сохранялись казацкие обычаи, и на праздники народ собирался погарцевать, показать умение выездки и джигитовки. Наверное, с тех давних времён укоренилось в душе будущего академика живописи стремление показать и стремительную грациозность лошади, и бесшабашную удаль всадника. А увидав восторг мальчишки, впервые побывавшего в седле, дед усмехнулся: «Верно говорят: нет переводу казачьему роду!»
Кони и люди на войне и в мирной жизни стали героями первых работ студента Императорской академии художеств Николая Самокиша. Дипломная картина «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» принесла юноше золотую медаль и звание классного художника первой степени. Начертанный на медали афоризм Екатерины Великой «Следуя – достигнешь» стал жизненным девизом Николая Семёновича.
Николай Самокиш насчитал в своей творческой коллекции более 11 тысяч картин и графических работ, а журнальные и книжные иллюстрации так и остались без счёта
Путь иллюстрированной работы
Семь медалей за успехи в учёбе и лестные характеристики сыграли решающую роль в трудоустройстве. Конец XIX столетия ознаменовался расцветом книжного печатного искусства. Шедевром стал четырёхтомный сборник исторических очерков «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», увидевший свет по инициативе Александра III. Художественным оформлением издания занимался Самокиш.
В 1904 году читатели насладились роскошно изданным фолиантом «Севастополь и его славное прошлое». Работая над книгой, посвящённой 50-летию обороны Севастополя во время Крымской войны, профессор Самокиш детально изучил реалии 349-дневной «Севастопольской страды». Его рисунки сохранили для нас и элементы вооружения и обмундирования русских солдат, и руины разбомбленной в ходе осады Морской библиотеки, и утраченные уже в наше время части архитектурного облика Братского кладбища.
Художественный отряд
В 1915 году Самокиш, получив высочайшее разрешение, сформировал «военно-художественный отряд» из пяти лучших учеников батальной мастерской академии и выехал в действующую армию «со специальной целью наблюдения и изображения картин войны» – сначала на Западный фронт, затем через Севастополь на Кавказ. Профессор надел погоны полковника кавалерии «при солдатской шинели, шапке и походном снаряжении» и стал летописцем ратного труда.
Немало рисунков Самокиша и его соратников вошли в альманах «Великая война в образах и картинах», насыщенный эксклюзивными материалами. По мнению некоторых исследователей, название сборника «Великая война» применительно к Первой мировой соединилось в сознании общественности с определением «Отечественная война 1812 года» и дало имя Великой Отечественной войне.
Между тем над страной сгущались революционные тучи. В начале 1917 года Санкт-Петербург охватили волнения. Желая обезопасить семью, Николай Семёнович отправил жену с дочерью и тёщей в Алупку.
Полотна и графика Самокиша представлены во всех крупнейших музеях России. Его картины украшают Третьяковскую галерею, Русский музей, музей Вооружённых сил.
Эталонной коллекцией располагает Симферопольский художественный музей (более 90 работ). Также в архиве музея насчитывается свыше 80 фотографий, связанных с жизнью и творчеством живописца.
Сердце требует решений
В 1918 году советская власть упразднила старорежимную академию художеств и распустила преподавателей и студентов. Самокиш тоже уехал в Крым, тем более что окопное бытие Первой мировой и разруха Гражданской войны обернулись обострением ревматизма. Послушавшись врачей, Николай Семёнович отправился в Евпаторию – попробовать целительное действие грязей.
Надо полагать, эликсир Мойнакского озера и впрямь оказался чудодейственным. Только этим можно объяснить внезапно вспыхнувшие чувства 58-летнего жизнелюба к местной жительнице Роскане Авалиани. И ничего, что разница составляла почти 30 лет. Любви, как говорится, все возрасты покорны.
«А я кто? Вдова? Разведёнка? Где правда?» – вопрошает законная супруга. Благоверный как честный человек помогал финансово, но его положение оставалось весьма нестабильным: людям на разорённом полуострове было не до картин, даже батальных.
Существуют отрывочные сведения о том, что командование Белой армии предлагало Самокишу эвакуироваться. Но он остался.

Красный ангел-хранитель
Окончательно наступившая в 1920 году власть рабочих и крестьян обеспечила художнику неожиданный заработок. Комиссар Латышской стрелковой дивизии заказал «старику, который умеет рисовать» транспарант, потом попросил оформить красный уголок. Расплачивался продуктами, это было за счастье.
А летом следующего года судьба свела Николая Самокиша и Яна Бирзгала. Выпускник Санкт-Петербургского высшего художественного училища был большевиком до мозга костей, провоевал всю Гражданскую, утратил здоровье, и партия направила 23-летнего латыша в Крым... возглавить подразделение Чрезвычайной комиссии.
Узнав, что знаменитый Самокиш бедствует в Евпатории, молодой коллега действовал решительно: мэтра зачислили в штат всесильной ЧК и назначили ему «санаторский паёк». А когда Бирзгала после демобилизации «бросили на культуру», он взялся опекать старшего товарища по-настоящему: пробивал выгодные заказы, помог перебраться в «столичный» Симферополь.
Цены на произведения Самокиша сильно варьируются и зависят от многих факторов. Например, «Охота с гончими» (холст, масло, 1900-е гг.) оценивалась в 3-5 млн рублей на аукционе 2022 года. В то же время небольшая графическая работа «Бой за Малахов курган» – иллюстрация для книги «Севастополь и его славное прошлое» (1904 г.) – была продана за 200 тысяч рублей.
Писать шире, ярче, искреннее
Возродить истерзанную войной страну была призвана принятая партией новая экономическая политика. Воспользовавшись послаблениями в области предпринимательства, Николай Семёнович организовал в собственной квартире студию, взявшись за приемлемую цену учить подрастающее поколение азам живописи. Он был прирождённым педагогом. Достаточно сказать, что его небольшая, но ёмкая книжка «Рисунок пером», написанная в 1930-х годах, не потеряла актуальности и сегодня. Студия быстро стала популярной.
В 1937 году Самокишу присвоили почётное звание «заслуженный деятель искусств РСФСР». Тогда же вышло постановление Совнаркома «О реорганизации студии академика Самокиша в государственное среднее художественное училище имени Самокиша». Оно и поныне живёт и здравствует в Симферополе, являя миру незыблемость творческих принципов основоположника.
Яков Басов, будущий народный художник, занимался у Самокиша восемь лет и считал его своим единственно настоящим учителем
В московском Научно-художественном музее коневодства можно увидеть уникальную картину «Самокиш на коне». Её в 1886 году выполнили два выпускника академии художеств – Николай Самокиш и Ян Ционглинский. «Позировать для портрета пришлось нелегко, так как лошадь постоянно двигалась», – вспоминал Самокиш. А критик отмечал: «Ционглинский очень вкусно написал эффектный портрет Самокиша верхом на коне. Конь такой же бравый, каких мастерски рисует Самокиш».
«Лошадь стараюсь изображать не только с наружной стороны, но и передать её психику, её порыв, что самое красивое у лошади. Даже кляча на скаку красива и живописна», – отмечал художник.
Этих дней не смолкнет слава
Старый мастер пришёлся ко двору новой власти: он продолжал, как и прежде, создавать масштабные полотна, но теперь любимые баталистом лошади слушались краснозвёздных всадников. Из-под его кисти одна за другой рождались произведения, повествующие о героическом штурме белогвардейских укреплений на Перекопе. Ещё бы! Сам Ленин отмечал: победа над Врангелем – «одна из самых блестящих страниц в истории Красной армии».
В середине 1930-х годов правительство приняло решение о создании панорамы, посвящённой битвам в Северном Крыму, чтобы она по масштабности и силе воздействия превосходила знаменитые «Оборону Севастополя» и «Бородинское сражение». Самокиш надеялся, что всю дорогостоящую работу поручат ему. Однако в верхах рассудили иначе. Дорогу дали группе молодых художников, а маститый академик стал главным консультантом. Пилюлю подсластили: за создание картины «Переход Красной армии через Сиваш» автора удостоили в 1941 году Сталинской премии. А судьба макетов панорамы, выставленных в Симферополе, оказалась трагичной: они погибли при эвакуации через Керченский пролив.
Работа Самокиша как военного корреспондента во время Русско-японской и Первой мировой войн отмечена двумя орденами Святого Георгия – высшими военными наградами Российской империи.
В 1940 году Самокиш был награждён орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в деле развития батальной живописи.
Неистребимое художническое начало
Великая Отечественная стала пятой войной в долгой жизни Самокиша. Он встретил фашистское вторжение во всеоружии, создав выразительный плакат: красный кавалерист занёс шашку над убегающим фрицем. Но преклонный возраст давал о себе знать: Николай Семёнович уже практически не вставал и потому не имел возможности эвакуироваться.
Прознав, что Самокиш находится в Симферополе, оккупационные власти пытались всячески привлечь лауреата Сталинской премии на свою сторону: включили его в состав некоего «совета художников», работы мастера продавались в салоне-магазине.
В последний день жизни 83-летний маэстро намеревался с утра потрудиться над этюдом, но силы уже оставили его. Собравшиеся у тела ученики запечатлели для истории одухотворённое лицо и натруженные руки учителя.
Сразу после освобождения Крыма от фашистов к Первомаю в центре Симферополя открыли художественную выставку. Главное место в ней занимали картины Николая Самокиша: будёновцы, взметнувшиеся кони, розовая то ли от восхода, то ли от крови вода Сиваша.
При жизни Самокиша его именем были названы улица в Симферополе, где он жил, и художественное училище, выросшее из его студии.
На домах в Евпатории и Симферополе, где жил академик батальной живописи, установлены художественно исполненные мемориальные доски.
Козырёк у входа в подъезд, где находилась симферопольская квартира Самокиша, украшает незатейливая, но элегантная лира. Легенда гласит, что её поместили сюда по просьбе Николая Семёновича. Маэстро был творческой натурой!
Прах Николая Самокиша покоится на Первом гражданском (Старорусском) кладбище Симферополя. Могила находится у храма Всех Святых.
Текст: Иван Коваленко
Фото: Иван Коваленко, Гала Амарандо и из открытых источников





