28 октября 2021

Что украли у Крыма: самые ценные экспонаты «скифского золота»

Что украли у Крыма: самые ценные экспонаты «скифского золота»

Фото: предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой, Zamunu45/Wiki

«Крымский журнал» решил разобраться, какие артефакты входят в коллекцию «скифского золота» и чем они уникальны.

Золотой остров

Основу выставки составили титульные экспонаты четырёх крымских сокровищниц культуры, расположенных в Керчи, Симферополе, Бахчисарае и Севастополе.

Название выставки «Крым – золотой остров в Чёрном море» очень точно определяет место полуострова как средоточия культур и цивилизаций Востока и Запада. Обнаруженные археологами замечательные, в большинстве уникальные артефакты убедительно показывают важнейшую роль, которую играл Крым с древнейших времён в мировых торговых, культурных, политических процессах.

Расхожее название выставки «Скифское золото» — по большей части условное. Изделия из драгоценных металлов скифской эпохи занимают в экспозиции важное, но не основное место. В известной мере, они являются ярким фоном для демонстрации предметов менее выразительных, но весьма значимых для мировой культуры.

Китайские шкатулки

Фото предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой

Во время раскопок Усть-Альминского некрополя, расположенного на обрывистом мысе близ села Песчаное Бахчисарайского района, была сделана замечательная находка. Она убедительно свидетельствует, что Китай и Крым связывал надёжный торговый путь, существовавший уже в античный период, задолго до Великого шёлкового пути. В захоронениях женщин, живших две тысячи лет назад, были обнаружены фрагменты деревянных шкатулок, в которых модницы держали украшения и благовония.

Шкатулки были изготовлены из дерева либо прессованного бамбука и покрыты глянцевым лаком, снаружи чёрным, с красной росписью в виде геометрического орнамента, внутри оранжевым. Древесная основа истлела, но слои лакового покрытия сохранились практически в первозданном виде.

Подобные лаковые изделия были широко распространены в Китае в V-I веках до нашей эры. Они были дорогими в изготовлении и являлись принадлежностью знати. Такую же социально престижную функцию выполняли эти коробочки и среди богатых женщин – богатых женщин, знатных представительниц населения крымских предгорий в первые века нашей эры. Хорошая сохранность артефактов позволила полностью восстановить уникальные предметы.

Керамическая курильница

Фото предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой

Курильница, вылепленная из глины и богато раскрашенная, была обнаружена при раскопках городища Неаполь Скифский в Симферополе. Самым знаменательным открытием столицы позднескифского государства стал мавзолей с захоронениями знати, ставший «визитной карточкой» крымской Скифии. В неразграбленной могиле археологи обнаружили скелет мужчины. Он был буквально усыпан золотом.

Особое внимание исследователей привлёк маленькая курильница изящной работы. В верхней её части находилась небольшая чаша, в которой сжигались благовония. Стало очевидно, что это – обязательный атрибут для сопровождения в загробный мир могущественного правителя.

Змееногая богиня

Гордость Керченского музея древностей – скульптура Змееногой богини. «Отец истории» Геродот сообщает легенду о происхождении скифского народа от брака Геракла и змееногой богини. По другой версии, это – Прорастающая дева, символ древа жизни в виде женской фигуры.

Изваяние было найдено на склонах горы Митридат. Скульптура выполнена из цельного блока известняка методом ажурной резьбы – очень сложным методом обработки камня. Судя по сохранившимся деталям, изваяние было частью оформления большого важного здания, возможно – святилища. Находка датируется I веком нашей эры.

Сосуды в виде баранов

Фото предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой

В погребениях сармато-аланского времени (IV век нашей эры) в Нейзацком могильнике в Белогорском районе были найдены четыре керамических сосуда, исполненных в виде фигурок баранов. У каждого на спине имеется горлышко, через которое набиралась жидкость, а во рту – отверстие для слива. Все изделия имели ручку и были украшены орнаментом.

Эти сосуды совершенно уникальны. В первую очередь, непонятно их назначение в погребальном обряде. По одной из версий, сарматы и аланы, хоронившие своих сородичей в Предгорье, видели в изображении барана воплощение божества.

Декрет в честь Сириска

Фото предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой

Очень значительным письменным памятником Северного Причерноморья является декрет в честь Сириска – историка из Херсонеса Таврического, жившего в III веке до н.э. Отталкиваясь от даты, можно считать Сириска первым учёным нашей страны, чьё имя сохранилось в анналах истории.

На беломраморной плите, украшенной изображением лаврового венка, высечены заслуги учёного мужа: он описал «явления Девы», спасшей город от нападения варваров, взаимоотношения Херсонеса с Боспором и другими государствами. За свои труды Сириск был награждён золотым венком.

Напомним, в 2013 году, когда Крым находился в составе Украины, экспозиция была вывезена в Германию, затем была показана в музее Алларда Пирсона в Амстердаме, где артефакты хранятся до сих пор. В марте 2014 года после воссоединения Крыма с Россией украинские власти предъявили свои права на крымские экспонаты. 19 ноября 2014 года четыре крымских музея подали коллективный иск в суд Амстердама к музею Алларда Пирсона с требованием вернуть коллекцию в Крым. Позже к судебному процессу подключилось министерство культуры Украины. При этом рассмотрение дела неоднократно переносилось по различным причинам. Эксперты отмечают, что дело приняло политический, а не правовой характер. 26 октября 2021 года Апелляционный суд Амстердама счёл коллекцию «скифского золота» украинской собственностью и постановил передать его Киеву. У России есть три месяца, чтобы оспорить это решение.

Фото: предоставлено старшим научным сотрудником Института археологии Крыма РАН Анастасией Стояновой, Zamunu45/Wiki