Фестиваль Русская троя

Текст: Галия Шакирова
Фото: Галия Шакирова

«Русская Троя»: Малахов курган «не сдали» французам

«У корабельных орудий моряки-артиллеристы, на позициях батареи несколько рот Минского и Суздальского пехотных полков, черноморские пластуны», — диктор представляет защитников Малахова кургана, как олимпийских чемпионов или мировых звезд.

И это не случайно. 165 лет назад благодаря этим людям и многим другим – солдатам, офицерам, адмиралам, врачам, сестрам милосердия и простым горожанам — о силе и стойкости великого русского города узнал весь мир.

349 дней борьбы и надежды в противостоянии с войсками крупнейших европейских государств — Британской, Французской, Османской империй и Королевства Сардиния. «Русской Троей» назовет Севастополь Виктор Гюго, отдавая должное его защитникам.

Помнят их и в самом городе. Поэтому в четвертый раз на батареи Малахова кургана поднимаются участники исторических клубов с разных уголков России, чтобы оживить события тех драматичных дней. Фестиваль «Русская Троя», организованный Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником, Российским военно-историческим обществом, региональной общественной организацией сохранения исторического наследия «Гренадёр», вновь прошел в Севастополе.

— Наша цель познакомить гостей с историей Крымской войны, с историей Севастополя в те дни, — говорит начальник информационно-издательского отдела Музея обороны Оксана Черненко.  

Фестиваль Русская троя
Французская маркитантка на полевой кухне военного лагеря ждет приготовления пищи, чтобы разнести ее солдатам.

На два дня Малахов курган возвращается более чем на полтора столетия назад. Полевые лагеря противоборствующих сторон, госпиталь, оружие, одежда, еда, алфавит и письма, написанные пером и чернилами, и даже музыка на оригинальных инструментах того времени.

По данным организаторов, в фестивальные дни его площадки посетило более 6 тысяч 600 человек, что стало рекордом за все годы проведения «Русской Трои».

Сергей Плотников из Воронежа, создатель «Музея забытой музыки» показывает необычную овальную балалайку:

— Василий Васильевич Андреев еще не создал тот, всем известный, вариант. Треугольная форма появилась только в 1880 году. А до этого балалайки были именно такие – длинный гриф, маленький резонаторный корпус и две струны. При этом мелодию играли только на одной, — объясняет Плотников и тут же наигрывает типичную для тех лет.

фестиваль Русская троя
Сергей Плотников из Воронежа уже 17 лет создает старинные инструменты и играет на них «забытую» музыку.

А в лагере 7-го линейного полка французской армии звучат другие напевы, включая «музыку» запахов. Оливье Буланже, он же Илья Стрельцов из Севастополя, готовит вафли, которыми в то время «питалось пол-Европы». Вкус по достоинству был оценен и в XXI веке.

— Вафли, сливочное масло, сахар, пивные дрожжи в качестве разрыхлителя, лимонный сок, мука, — таков незатейливый рецепт одного из любимых кушаний французских солдат.

Возможно, секрет в вафельнице образца 1896-го года, сковороде – ее ровеснице и приготовлении на открытом огне в компании с мидиями, тушенными в белом вине, и «Марсельезе» в живом исполнении.

А неподалеку от русского лагеря предлагали продегустировать травяной чай из самовара с медом и сыграть в «солдатский боулинг», где в качестве шаров – настоящие картечь и пушечные ядра с пушек, снятых с затопленных кораблей.

Но самое главное событие фестиваля – реконструкция одного из сражений на батарее Емельянова.

— Это больше собирательный образ боя, в который включены реальные случаи. К примеру, в этот раз решили вспомнить о героическом поступке Захара Осипова. Этот один из пластунов (пеший казак -ред.), проявивший себя в годы Крымской войны. Как-то он пленил француза. Французы начали стрелять по пленнику и нашему пластуну. Иностранец растерялся и вместо того, чтобы бежать к своим, побежал к русским позициям, с которых раздался громкий смех. Такой случай будет разыгран, — рассказал президент региональной общественной организации сохранения исторического наследия «Гренадёр» Илья Давыдов.

Фестиваль Русская троя
Реконструкция сражения на Малаховом кургане. Казак -пластун Захар Осипов пленяет французского «языка».

Перед «боем» его участники осматривают форму на предмет наличия «нехарактерных элементов», оружие — макеты гладкоствольных капсульных ружей образца 1822 года. Современные гаджеты и даже влажные салфетки запрещены. А на «поле сражения» уже ждут пушки – три корабельных с «русской стороны» и 2 полевых — с «французской». Их в буквальном смысле несколько лет «собирали» по деталям, реконструируя по старинным образцам.

— Реконструкторы тем и отличаются от простых статистов или актеров кино, что их интересует достоверность. Мы реконструируем не мирную жизнь, а войну. А это страдания, кровь, смерть. Оборона Севастополя была сопряжена с большими потерями с двух сторон. Кто-то из нас обязательно «умрет» сегодня. Но хорошо, что в конце реконструкции всегда звучат слова диктора: «Мертвые, встаньте!», — говорит севастополец Евгений Батманов, он же рядовой 32-го Суздальского пехотного полка, прошедшего через все сражения Крымской войны.

Но в это раз победа осталась за русскими солдатами и моряками. Малахов курган отстояли. Хотя в эти дни 165 лет назад события разыгрывались по противоположному сценарию.

фестиваль русская троя
Солдаты 32-го Суздальского пехотного полка сражаются за Малахов курган

— Это был последний штурм Севастополя. Но всех бастионах города он был отбит. Однако на Малаховом кургане не удалось сдержать противостоящие силы противника и его оставили. Из-за того, что ключ к обороне города был потерян, через два дня наши войска покинули и южную сторону Севастополя, перейдя на северную, — напомнил Давыдов.

Крымская война на территории Крыма, по официальным данным, унесла 150 тысяч жизней русских солдат, турки потеряли до 400 тысяч, французы — 95 тысяч, англичане — 22 тысячи человек. Все они на равных упокоились в севастопольской земле. Английское, турецкое, французское кладбища в легендарном городе сохранились и по сей день, еще больше подчеркивая его величие, великодушие и истинный гуманизм.