13 января 2021

5 шедевров  Симферопольского художественного музея

5 шедевров  Симферопольского   художественного    музея

Между словами «Крым» и «искусство» можно смело ставить знак равенства. Наш полуостров вовсе временабыл, есть и будет точкой притяжениядлятворцов всех мастей. Здесь вдохновлялись и творили Исаак Левитан, Василий Верещагин, Архип Куинджи, Константин Коровин,Фридрих Гросс, Фёдор Васильев, Никанор Чернецов, Валентин Серов, Илья Машков, Нина Жаба, Александр Куприн… Известные всему миру имена перечислять можно бесконечно, как и музеи, в которых экспонируются крымские пейзажи, созданные здесь, на нашем родномполуострове! 

В №22  впервые появилась  рубрика «Крымский музей», ставшая, согласно результатам регулярных опросов, одной из любимых у наших читателей. Без неё не выходит в свет ни один номер журнала.   

К юбилею «КЖ» редакция с сотрудниками Симферопольского художественного музея собрали пять широко известных живописных работ, для знакомства с которыми не нужно лететь в Москву, Санкт-Петербург или Барселону, а достаточно посетить постоянную экспозицию музея, где готовы предстать вашему взору…  

 1. «Судакскийвид»

Иван Айвазовский   


Судак занимает особое место в творчестве Ивана Константиновича. В 1867 году, сопровождая императрицу Марию Александровну с детьми на пути из Константинополя в Россию, живописец принимал их в своём доме в Феодосии и на судакской даче, после чего написал картину «Приём императорской семьи в Судаке» (полотно сейчас находится в частной коллекции).   

«Судакский вид» был создан Айвазовским во второй половине XIX столетия. Вдали виднеются силуэты скал Нового Света и выходящей к заливу горы Сокол. Изображённый на переднем плане виноградник служит отсылкой к традиции виноградарства и виноделия в Судаке, сложившейся в глубокой древности.   

2. «Сосна» 

Архип Куинджи   

Художник обладал особым восприятием цвета, от насыщенных контрастных оттенков до мягких исчезающих полутонов. Его работам присущи романтическая приподнятость и утончённая игра света. Во время путешествий по Европе, Кавказу и Крыму художник написал множество произведений, камерных по формату, но вполне самостоятельных по исполнению.   

В работе «Сосна» Куинджи изображает узловатый ствол дерева, выделяет его освещением, прописывает раскидистые ветви с блестящей хвоей. Сосна на опушке леса, вынесенная на первый план, становится воплощением силы природы.   

3. «Сирень»  

Фёдор Захаров   


Крымский живописец Фёдор Захаров – признанный мастер пейзажа и натюрморта. Художника называют основателем импрессионистической школы живописи в Крыму. Он поселился на полуострове по окончании Суриковского училища в 1950 году. В своём творчестве Захаров соединил русскую реалистическую традицию ХIХ века с французским импрессионизмом и чертами советского искусства первой половины ХХ столетия.   

В наследии художника большое место заняли натюрморты, в первую очередь цветы, в которых недолговечное, но яркое цветочное великолепие передано широкой щедрой кистью.  

4. «Мадонна с младенцем»

Гвидо Рени   


Итальянский художник эпохи барокко. Работал в Риме, изучал творчество Рафаэля и Караваджо, под их влиянием выполнил росписи плафона палаццо Роспильози. С 1609 г. Рени стал главой живописной школы Рима и возглавил круг болонских художников, работавших в Вечном городе.   

Полотно «Мадонна с младенцем», ранее входившее в собрание Эрмитажа, отличается тонким рисунком и колоритом, основанном на оливково-синих тонах. Сюжет, избранный Рени, был распространён в искусстве барокко. Дева Мария играет с младенцем, отдаляя от него медальон с крестиком и изображением царя, восседающего на троне, – прообраз крестных страданий Христа. 

5. «Дорога в лесу» 

Иван Шишкин   


«Верстовой столб в развитии русского пейзажа» – так Иван Крамской назвал Шишкина, ставшего центральной фигурой этого жанра живописи. Основой искусства Ивана Ивановича были внимательное изучение действительности, точность в передаче всех деталей. Он был истинным певцом русского леса, величественных дубовых рощ и хвойных лесов.   

Пейзажи Шишкина наполнены спокойствием нетронутой природы и редко сопровождаются стаффажем. В работе «Дорога в лесу» фигура крестьянки в синем сарафане и красном повойнике и едва намеченный образ косаря в белоснежной рубахе служат лишь дополнением к искусно прописанному пейзажу с тонкоствольной рощей.  

 

 

 

Текст: Александра Кугушева, кандидат культурологии