03 ноября 2022

Дом народов: почему в Крыму день народного единства можно праздновать ежедневно

Дом народов: почему в Крыму день народного единства можно праздновать ежедневно

Фото: архив «Крымской газеты» и проекта «Любим Крым» группы компаний «Монолит»

Наглядным воплощением единства народов нашей огромной страны выступает Крым. Перефразировав великого философа Мартина Хайдеггера, называвшего язык «домом бытия», можно смело сказать: Крым – дом народов. Ведь кто такие крымчане? Это, ни много ни мало, представители 170 национальностей! Поэтому у жителей полуострова, можно сказать, каждый день в году – день народного единства.

Дом народов

Впрочем, к единству располагает само «крымоустройство». И действительно, где ещё можно увидеть такое разнообразие природы? Прав крымский писатель Олег Азарьев: «Здесь вы своими глазами можете увидеть природу Африки и двух Америк, Европы и Азии. Пара десятков километров разделяет пустыню и джунгли, степь и горы, лес хвойный и лиственный, горные реки с водопадами и солёные (кстати, целебные) озёра». Это природное богатство удивительным образом дополняет не менее богатая история – от стоянок неандертальцев до руин античных городов, от средневековых крепостей до царских дворцов и госдач генсеков. Воистину, трижды прав писатель, заявляя, что Крым – это весь или почти весь мир в миниатюре. Ведь на земле полуострова в разные временам соседствовали республика Херсонес и Боспорское царство, разбойничали дикие тавры, а кочевые скифы создали своё царство во главе со знаменитым царём Скилуром и столицей в Неаполисе (Симферополе). Здесь погиб великий царь Митридат, оставили свой след сарматы и хазары, половцы и готы, гунны и вандалы. Крым был частью Римской и Византийской империй. Не говоря уже о том, что из Херсонеса, в котором крестился князь Владимир, христианство пошло на Русь, а на крымской земле, по преданию, проповедовал апостол Андрей Первозванный.

Родина смешений

Кроманьонцы, предки нынешнего человека, поселились в Крыму около 40 тысяч лет назад. И хотя невозможно определить этническую принадлежность крымчан, населявших полуостров даже 3 тысячи лет назад, учёные согласны в одном: никогда их национальный состав не был однообразным. Другими словами, на полуострове всегда происходило смешение народов.

В письменных источниках впервые в качестве крымчан упоминаются киммерийцы. Речь о них, в частности, ведётся в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», в «Истории» Геродота. Память о себе оставили и тавры, которым полуостров обязан названиями «Таврика» и «Таврида». C VI века до н. э. крымское побережье заселяли древние греки, которые основали здесь несколько городов и поселений. Среди них, например, Феодосия, Керкинитида (Евпатория), Херсонес (Севастополь) и Пантикапей (Керчь), который учёные РАН признали самым древним городом России. Впоследствии греческие города объединились в Херсонесское государство и Боспорское царство. На полуострове греки основывали поселения, чеканили монету, занимались виноделием, рыболовством, ремёслами, земледелием, вели торговлю с другими народами. В первых веках новой эры греческие государства, утрачивая политическую самостоятельность, впадают в зависимость от Понтийского царства, Римской империи, а затем Византии.

С III-II веков до н. э. в Таврику проникают племена сарматов. Они сражаются со скифами и боспоритами, а затем вступают с ними в военные и политические союзы. Вместе с сарматами, предполагают учёные, в Крым попадают праславяне. Постепенно расселяясь по полуострову, сарматы смешались с местным греко-скифско-таврским населением. В IV-V веках на полуостров время от времени вторгались полчища гуннов, которые представляли тюркские, угорские и болгарские племена. Под их натиском пало Боспорское царство. В середине V века часть гуннов осела в степном Крыму и на Керченском полуострове. По мнению учёных, миграцию тюркского населения в Крым в течение последующих столетий определили экспансия Хазарского каганата и переселение племён печенегов и половцев. Готы, аланы, греки, степное тюркское население и стали этническим субстратом, на основе которого формировались крымские татары.

К брегам полуденной Тавриды…

К концу XVIII века крымские татары составляли большинство населения Крыма (85%). Остальную часть полуостровитян тогда представляли преимущественно крымские греки (этнос, сформировавшийся в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан и части тюрок) и армяне. С присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году полуостров стали заселять русские, малороссы (украинцы) и белорусы. Также сюда переселились уроженцы греческих островов, во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов они оказывали помощь русскому флоту при манёврах в Средиземном море. Вскоре в Крым стали переезжать и греки из Османской империи.

На рубеже XVIII-XIX веков и в течение XIX столетия полуостров обживают новые этнические группы, в частности, немцы, болгары, чехи, поляки. Немцы, занимавшиеся сельским хозяйством, пользовались значительными льготами и с начала позапрошлого века расселялись, как правило, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Болгары, бежавшие из Османской империи, – в Старом Крыму и на территориях нынешних Бахчисарайского и Белогорского районов. Тем временем проживавшие здесь крымчаки и караимы оформились как отдельные народы с самобытной культурой и этническим самосознанием.

Возвращаясь к истокам

Весьма значительные изменения этнокультурная картина полуострова претерпела во время Великой Отечественной войны. Гитлеровцы массово уничтожали проживавших на полуострове евреев, цыган и крымчаков. В первый год войны из Крыма депортировали более полусотни тысяч немцев. Причиной стала их принадлежность к основной национальности воюющего с Советским Союзом государства. Позже под таким же предлогом депортации подвергли итальянцев. После деоккупации полуострова из Крыма выселили крымских татар, армян, греков и болгар. Однако и в несправедливом преступном изгнании народы полуострова старались поддерживать друг друга. Как заметил однажды митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, невзирая на выпавшие испытания, наши народы сумели сохранить себя, свои национальные обычаи и традиции.

– Находясь на чужбине, они всегда оказывали друг другу поддержку, вместе трудились и созидали, в этом пример для подражания, – сказал митрополит.

По-своему солидарен с ним муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев, отмечая, что для народов полуострова слова о единстве имеют большое значение и знаменуют сплочённость, искреннюю глубокую любовь к Родине, почитание своих традиций и обычаев, доверие и взаимное уважение между людьми разных национальностей и конфессий.

– Беречь эти традиции завещано нашими предками, –  подчёркивает он. – Крым во все времена был и остаётся примером народного единства. История полуострова не знает конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве. Крым является уникальным примером для всего мира, собрав на маленьком клочке земли множество народов.

Председатель комитета Госсовета Крыма по межнациональным отношениям Юрий Гемпель уверен, что крымчане помнят уроки прошлого и делают выводы.

– Главный из них заключается в том, что нельзя строить будущее государства на разделениях и разжигании вражды, – говорит парламентарий. – Залог процветания Крыма в единстве народов полуострова на основе общих ценностей, на основе патриотизма и любви к нашей Родине – России!

Задача крымчан – сохранить межнациональное согласие, способствовать развитию национальных культур, языка и традиций всех народов, проживающих в республике, считает глава Госкомитета по делам межнациональных отношений Айдер Типпа.

– В Крыму крепкие традиции дружественных доверительных отношений между людьми разных национальностей, – напомнил он.

Глава Крыма Сергей Аксёнов убеждён, что крымское единство – залог развития и процветания республики.

– Сегодня на магистральный путь нашей общей истории возвращаются освобождённые в результате специальной военной операции территории Украины, – отмечает руководитель республики. – Единство нашей страны основано прежде всего на единстве её народов, на стремлении защитить наше государство, нашу Россию. Основами народного единства стали любовь к Отечеству, осознание своего долга перед Родиной, опора на общие ценности. Именно эти качества всегда помогали нашему народу преодолевать смуты, побеждать могучих врагов, достигать колоссальных успехов в самых разных областях. Именно эти качества помогли крымчанам вернуться домой – в Россию. И сегодня они помогают нам строить новый Крым, прорывать блокады, достойно отвечать на все угрозы и вызовы.

Текст: Алексей Вакуленко
Фото: архив «Крымской газеты» и проекта «Любим Крым» группы компаний «Монолит»