06 августа 2018

Загубленный Украиной промышленный комплекс Крыма обрел второе дыхание

Загубленный Украиной промышленный комплекс Крыма обрел второе дыхание

Загубленный Украиной промышленный комплекс Крыма возрождается. Сегодня на 433 предприятиях во всех отраслях промышленности полуострова трудятся более 72 тысяч человек. На долю республиканской промышленности приходится 17,5% валового регионального продукта

«Море» не волнуется

До 2014 года вокруг основных промышленных предприятий Крыма не утихали скандалы: зарплату задерживали, работников сокращали, материальные ценности разбазаривали. Модернизация носила декоративный характер. Спасти предприятия от развала в 2014-м могли заказы с материковой части России. Но без масштабной модернизации это было невозможно. В том числе обновления требовали судостроительные предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для страны.

Наглядный пример – феодосийский судостроительный завод «Море», некогда флагман отечественного кораблестроения, пришедший в упадок при Украине. При Союзе здесь строили уникальные суда, прежде всего знаменитый катер на подводных крыльях «Ракета», а позже «Комету» и «Восход». Причём до 40% судов подобного типа из всех построенных в мире изготовил именно крымский завод. С середины 1980-х годов «Море» строило десантные корабли на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр», для которых доступно 70% береговых линий морей и океанов планеты.

Для сравнения: при Украине «прорывным» для завода считался прое­кт небольшого пограничного катера «Орлан» для борьбы с контрабандой и браконьерством. Скромный кораблик длиной 25 и шириной 5 метров с экипажем в 9 человек должен был существенно обновить «боевой состав» Госпогранслужбы Украины. При этом из восьми плавсредств удалось построить и передать заказчику один.

После возвращения Крыма в Россию завод «Море» потратил на модернизацию производственных мощностей более 800 миллионов рублей. Как за­явил глава Крыма Сергей Аксёнов, теперь в его обновлённых цехах строятся 3 малых ракетных корабля, а также рейдовый водолазный катер. Один из прорывов – подписание меморандума с Черноморской рыбодобывающей компанией, который предусматривает строительство 10 рыболовецких судов водоизмещением до тысячи тонн в период с 2018-го по 2023 год. Помимо этого, в рамках поручения президента России в 2018 году запланирована организация строительства двух судов на подвод­ных крыльях в кооперации с концерном «Калашников». Предполагается, что на «Море», помимо военных, в перспективе будут размещаться также заказы для гражданской сферы. Например, для туристической отрасли.


Поучаствуем в развитии Арктики

Не менее показательный пример – керченский судостроительный завод «Залив». В его техническое перевооружение за последние четыре года уже вложено более 2 млрд рублей. В апреле 2016 года здесь ввели в эксплуатацию блок корпусных цехов №1, который не работал с 2011 года. С открытием блока завод получил дополнительную площадь производственных мощностей в 21 тысячу квадратных метров со всем необходимым станочным и подъёмным оборудованием грузоподъёмной мощностью до 100 тонн. Уже через месяц на заводе построили кислородный цех, на тот момент единственный в Крыму. Летом 2017 года на «Заливе» было заложено малое гидрографическое судно.

В итоговом докладе за минувший год глава респуб­лики Сергей Аксёнов уточнил: «Ведётся строительство 9 судов, срок сдачи которых запланирован в текущем и следующем годах. Кроме того, на мощностях предприятия отремонтировано около 20 судов. В настоящее время прорабатывается вопрос строительства на «Заливе» серии рыбопромысловых траулеров…»

И хотя привлечение коммерческих гражданских заказов в связи с санкциями существенно затруднено, уже прорабатывается вопрос размещения на судостроительных предприятиях республики заказов в интересах развития Арктики.

 

Под крылом самолёта-2

Возьмём предприятия другой сферы – авиационной, а именно: Евпаторийский авиаремонтный завод. До возвращения Крыма в Россию этот режимный объект, созданный при Союзе для ремонта авиационной техники, много лет не вёл основную деятельность. В результате 90% оборудования стратегического предприятия устарело.

Как рассказывали на заводе, в украинский период предприятие в основном занималось продажей товарно-материальных ценностей. Находило по Союзу что где плохо лежит, скупало, «чистило, гладило», переписывало бирочки и продавало через Укрспецэкспорт в Африку, Южную Америку. Второй статьёй доходов были эпизодические заказы на ремонт воздушных винтов. И всё…

После 2014 года завод начал восстанавливать профессиональную специализацию и теперь ремонтирует авиационную военную технику. Предприятие закупило новое оборудование на миллионы рублей. Уже в прошлом году ЕАРЗ выполнил два госзаказа и дополнительно получил ещё семь. Объёмы ремонта на предприятии достигли почти полумиллиарда рублей.

 

Новый масштаб

В целом предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма выполняют государственные контракты на сумму 22 млрд рублей. В рамках Госпрограммой развития промышленного комплекса республики предоставлена субсидия промышленным предприятиям, которые модернизируют свои производственные мощности и внедряют инновационные технологии. На это выделено более 51 миллиона рублей. Средства перечислены 11 предприятиям.

Стратегия социально-экономического развития Крыма до 2030 года и Госпрограмма развития промышленного комплекса республики до 2020 года предусматривают формирование шести промышленных кластеров, в том числе судостроительного.

Текст: Ольга НАГОРНАЯ