Текст: Мария Михальченко
Фото: Борис Седенко

Ведущий балетмейстеров России и мира, хореограф и сценарист, народный артист СССР Олег Виноградов привёз в Крым балетную труппу со спектаклем «Виват балет!», в который вошли фрагменты классических балетов: «Лебединое озеро, «Пахита» и «Арлекинада». В Симферополе, общаясь с журналистами, он рассказал о традициях и состоянии современного русского балета, а также поделился планами развития русского классического балета в Крыму.

О классическом балете

Классическому балету более 300 лет, и две сотни лет этим занимается Петербург, который определил основные законы эстетики этого искусства. Законы очень жестокие, точные… Но благодаря этому мы сформировали самый прекрасный и тяжёлый вид искусства. Балет – это прежде всего красота. Классический балет — это красота женщины, красота природы.

О современном балете

Наш Фонд сохранения и развития классического балета был создан как акт отчаяния — из-за того, что происходит в русском балете. За последние 30–40 лет углубился кризис в балетном искусстве. В своё время мы были единственными, кто влиял на судьбы мирового балета, в том числе из Италии, Франции. Но кульминации балет достиг именно в Петербурге. Многие зарубежные балетные авторитеты даже меняли фамилии на русские, чтобы приблизиться к этому. К сожалению, балет стал терять традиции. Та форма эстетики, которая появилась с развитием современных форм балета, свободный танец — это прекрасно, но очень далеко от настоящего классического балета.

Искусство избранных

Балет — жестокий вид искусства. Не все, кто начинает усердно заниматься балетом, потом выходят на сцену. Отсев постоянный! Единицы добиваются успеха. А родился балет в элитарной среде дворцов, замков, королей и, как ни странно, коммунистов. О таком количестве бюджетных средств, которое было в те времена, сегодня даже мечтать нельзя. Было столько денег, что мы совершенно не думали об экономии на костюмах и декорациях. Именно в советские годы русский классический балет достиг кульминации развития.

Возвращение в Россию

Я уже 27 лет живу и работаю в Америке, ставлю спектакли во всём мире. И 27 лет существует моя балетная академия в Вашингтоне, которую создали с нуля. Меня лично пригласил американский президент Джордж Буш — старший. В письме он попросил поднять уровень развития балета в Америке, что мы и сделали. До моего приезда в Америку ни один из балетных студентов по хореографии не получил ни одной золотой медали. А за пять лет моего пребывания завоевали 10 медалей на лучших международных конкурсах. Десять лет назад, когда я услышал призыв нашего президента: «Соотечественники, возвращайтесь!» — решил вернуться в Петербург. Мы создали фонд, чтобы противостоять тому, что сегодня происходит: забываются истоки, основы, теряются преимущества, большие спектакли не создаются, хореографов не выращивают, их просто нет, и тогда теряется школа.

О Крыме

Я с радостью нахожусь в Крыму. Был здесь и до этого. Но сегодняшняя динамика энергии, которая вокруг существует в понятиях и мнениях о Крыме, уже никого не оставляет равнодушным.

О развитии русского классического балета в Крыму

Я не представляю развития Крыма, этого бриллиантового региона, без наличия в будущем одного из лучших в мире оперных балетных театров. И это будет, нужно подготовить почву: воспитывать вкус у публики к классическому искусству, опере, балету, симфонической музыке. Ведь чтобы создать одного балетного артиста, нужно девять лет как минимум! Нельзя даже один день пропустить, потому что мышцы возвращаются обратно. Нужно создавать балетную школу, балетную академию. У меня есть опыт открытия подобных проектов. Двадцать три года я руководил балетом Мариинского театра. Параллельно с работой в театре занимался созданием академии в Вашингтоне, а ещё был руководителем классической балетной труппы в Сеуле. Поэтому я знаю, как это делается. Сразу построить академию невозможно. Во-первых, нужны средства, проект, здание. Начать можно с приспособления детской школы. В Петербурге есть реальная школа с дополнительным хореографическим образованием. Обычные классы переделали в балетные залы, дети получают образование, а потом поступают в академии. У Крыма особая миссия. И безответственно будет с нашей стороны не поделиться опытом с теми, кому это так нужно. К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Все дети рождаются гениальными, дальше все в руках родителей и школы.

Арина Новосельская, министр культуры РК, о балетных классах:

— В Крыму никогда не было академического балета и оперы, но всегда была эстрада. Театр оперы и балета — это сразу очень много. Мы сегодня без иллюзий стоим на пороге начала строительства центра детского театрального искусства. В центре города, на месте бывшего театра кукол, строится огромное красивое здание. Будет два зала: один — для театра кукол, второй — с академической сценой, поворотным кругом. Выше, на третьем и четвёртом этажах, разместятся классы для развития детского театрального искусства. Теперь я абсолютно точно знаю, какие там будут классы, и наши дети смогут заниматься академическим балетом.