05 марта 2017

«Взрывной» характер Крымского полуострова

Крым — уникальное место. Как могли заметить россияне, украинцы да, собственно, и весь мир…

«Взрывной» характер Крымского полуострова
Точка на карте
опасны ли крымские вулканы

Фото: Алексей Чугуй

Крым — уникальное место. Как могли заметить россияне, украинцы да, собственно, и весь мир, полуостров смело меняет свою историю,  имеет «взрывной» характер, причём не только в политическом плане. Тот же «взрывной» нрав его вулканов когда-то и сделал этот край таким фантастически прекрасным…

Стройка против курорта

Местные вулканы — тема актуальная, и не только для туристов, ведь полуостров испытывает дефицит стройматериалов. Московские учёные, описывая вулканизм горного Крыма, констатируют, что именно магматические породы (их ещё называют продуктами изверженного происхождения) используются как естественные строительные материалы. Вспомним те же щебни, необходимые для строительства дорог. Общее количество таких месторождений — свыше 100. Но только несколько разведано. При этом нет хотя бы ориентировочных данных о запасах камня и его качестве даже в ряде крупных месторождений.

Однако нехватка строительных материалов — это тема для отдельного разговора. Вспомним лучше, что посещение вулканов Крыма — это действительно неповторимое приключение для рисковых туристов.

Основных вулканов, по сути, всего три, но впечатления от этих таинственных мест безграничны.

Один только заповедный Карадаг (с крымскотатарского «чёрная гора») способен сместить точку сборки любого (кто в курсе, о чём говорил знаменитый мистик Кастанеда). Этот горно-вулканический массив — природный заповедник между Курортным и Коктебелем  — давно живёт в полузакрытом режиме, чтобы туристы не растащили здесь всё, что видят. Крымские геологи подтверждают, что вместо жил ярко-жёлтой яшмы, выступавших на поверхность, теперь во многих местах только ямы. Та же картинка с трассом — красивой породой малахитового цве­та, которую раньше использовали для «дизайнерского» — зеленоватого — цемента.

Когда Крым был в составе Украины, киевский вулканолог Степан Ромчишин заявлял, что вулкан Карадаг не умер 150 миллионов лет назад и может проснуться в любой момент. А уж если взорвётся, сметёт полуостров с лица земли. Украинский учёный с богатой фантазией размышлял, мол, облако вулканического пепла уничтожит всё живое до Днепропетровска. Пепел поднимется на 50 километ­ров, а магма будет вытекать несколько дней. Во время извержения под вулканом образуется полость, поэтому он проваливается в пропасть, а затем взрывается. Силу такого вулкана, по его расчётам, можно приравнять к ста атомным бомбам. Киевлянин предположил, что от взрыва накалённый до 200 градусов пепел разлетится вплоть до Смоленска на севере и до Турции на юге. Одна просьба: не озвучивайте эту версию при геологах — засмеют!

Скалы Карадага, максимальная высота которых 577 метров над уровнем моря, поражают воображение. При застывании лавы образовались совершенно фантастичные по внешнему виду и разнообразные по минеральному составу вулканические породы прямо над морем. К примеру, подушечные потоки лав. Такие нагромождения лавы подушковидной, баллоно­образной формы особенно эффект­но смотрятся на южном склоне Магнитного хребта. По нему они протягиваются наис­кось мощными наклонными стенами. Визуально можно насчитать семь потоков по 15–25 метров каждый.

Сменили вулканическое гражданство

Анатолий Пасынков, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры землеведения и геоморфологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского:

— Крымский полуостров находится совсем не на том месте, где он находился 150 миллионов лет назад, когда возникли Карадагский и Фиолентовский вулканы. Представьте себе: литосферная плита с вулканом, а внизу — корни, откуда вверх поднимается магма. А мы переместились вместе с Африканской литосферной плитой, причём корни этого магматического очага остались где-то на юге. Вспомните, когда начали строить Керченский мост, украинская пресса сказала, что и Керченский пролив расположен на стыке двух лито­сферных плит. А это неправда, это бред. Запугивали, что они могут начать там двигаться. Вы в Сан-Франциско мост помните? Самый большой в США. Вот там точно две плиты, и он расположен на них. Но сколько там было сильнейших землетрясений, а мост как стоял, так и стоит.

Как видим, Крым в своё время поменял даже вулканическое «гражданство» — совершил переезд. Но не всё так просто.

— Есть две группы геологов, — говорит крымский профессор. — Одни — фиксисты, которые считают, что всё зафиксировано и мы никуда не плавали, а вторая — мобилисты, которые говорят, что мы приплыли. Я — соглашатель. Никогда нельзя быть фанатом одной идеи. И те процессы существуют, и эти. Нельзя ничего отвергать, нужно трезво оценивать факты.

Тигровый мыс

Почти ровесник Карадага — вулкан мыса Фиолент (в Балаклавском районе Севастополя). Кстати, именно здесь берёт начало Главная (Южная) гряда Крымских гор. По одной версии, название «Фиолент» в переводе с греческого — «Божья страна». По другой, оно восходит ко временам господства генуэзцев и происходит от итальянского слова violente («неистовый»), тогда мыс назывался Felenk Burun. И действительно, возле мыса нередки морские волнения. C крымскотатарского «Феленк-Бурун» значит «тигровый мыс». Не удивительно, ведь на обрыве берега чередуются полосы желтоватого известняка и тёмного трахита, что напоминает тигровую шкуру.

А когда спускаешься по лестнице мимо Георгиевского монастыря к Яшмовому пляжу, видна скала Крестовая, которая на много мет­ров возвышается над побережьем. Этот так называемый паразитный кратер вулкана нависает невероятными каменными трубками над морем.

Под самым мысом в лаве и ту­фах попадаются жилы и гнёзда просвечивающегося розового сердолика, молочного халцедона, сургучно-красной яшмы и другие минералы и горные породы. Причём в некоторых местах кажется, что красная лава свежая и застыла буквально несколько дней назад.

Анатолий Пасынков:

— На самом деле там время от времени происходит обрушение склона и потому обнажаются новые породы. А так как там между магматическими и осадочными породами постоянно текут родники, содержащееся в породах железо ржавеет и покрывается красным налётом.

Канатка из лавы

Третий из компании основных крымских вулканов — палеовулкан Петропавловский — находится в окрестностях Симферополя, между сёлами Лозовое и Петропавловка. Он старше могучего Карадага на 30 миллионов лет. После извержения на тот момент подвод­ного вулкана он стал представлять собой масштабную вулканическую постройку с пологими склонами из многочисленных наслоенных друг на друга потоков лав. Эдакий «слоёный пирог». Такие вулканы называют щитовыми. В высоком обрыве хорошо видны застывшие потоки лавы, перекрученные, словно толстые канаты. Их так и называют — канатные лавы. В старом карьере виден фрагмент вулкана между жерлом и краем, при этом центральная часть вулкана располагается в соседнем селе!

Руины Петропавловского палеовулкана в старом карьере выглядят загадочно. Жаль, что фото не может передать и части впечатлений, которые можно получить «вживую».

Массандровская свита

Кстати, если вы захотите уточнить перечень вулканов полуострова, «Википедия» выдаст вам как дополнительный вариант «вулкан Магоби» — гору конусовидной формы высотой 804 метра над уровнем моря, которую называют древним потухшим вулканом. Это юго-восточный отрог знаменитой Ай-Петринской яйлы. Вспомним, там ещё при Украине несколько мест застроили элитными особняками, а в связи со щедрой раздачей высокогорных земель местным депутатам вспыхивали коррупционные скандалы.

Анатолий Пасынков:

— Нет там вулкана. Гора Магоби вся сложена так называемой Массандровской свитой. То есть там обломки материалов, которые поступали с верхней части. Это хаотическое нагромождение обломков горных пород. Так что не верьте интернету. Там ещё писали, что в этих местах инопланетяне высаживались! И у нас такие «геологи-уфологи» были. К примеру, был такой «специалист» в Севастополе. Писал в разные инстанции письма: мол, крымские геологи ничего не понимают, а на Фиоленте 90 тонн чис­той платины и тысячи тонн золота. Нас заставили туда ехать, собрали телекомпании со всей Украины. Это было в 90-е годы. И вот он показывает и рассказывает, где золото, где платина. Я поднимаю камень, а там слюда блестит. Говорю журналистам, мол, вот, пожалуйста, вам платина. Тем не менее нас заставили отобрать пробу на обрыве — килограммов пятьдесят — и провести атомно-абсорбционный анализ на золото за свой счёт, на средства Крымгеологии. А это очень дорогой анализ — тогда ещё рубли ходили. Анализ стоил столько, что можно было купить пару «Волг»! Ничего, естественно, не нашли. Для геологов всё это было понятно изначально. И телевизионщикам мы тогда сказали: вы не ждите здесь Новых Васюков. Но знаете, если бы я нашёл золото в Крыму, я бы его выбросил и никому не сказал. Почему? А чтобы не делали из Крыма карьер! В России достаточно мест с золотом. А здесь ничего копать нельзя.

Ещё одна тема, которая усиливает интерес к крымским вулканам, — сейсмоопасность. Говорят, что сейсмологическая ситуация в Крыму активизировалась.

Анатолий Пасынков:

— Трясёт Крым почти ежедневно. Мы просто этого не замечаем. А что касается усиления, это всё панические настроения среди населения. Как вердикт скажу: вулканическая активность в Крыму затухла практически навсегда. Главное, что вулканизм нельзя путать с сейсмичностью, он никак не связан с сейсмикой. Грязевулканическая активность у нас возможна, а магматическая — уже нет.

И действительно, в грязевых вулканах в Крыму продолжается бурление. Вспомним Новосёловский грязевой вулкан в Ленинском районе, в трёх километрах от федеральной трассы, извержение которого напугало местных жителей в декабре 2015 года. За сутки на поверхность изверглись тысячи тонн серой грязи, которая медленно двигалась в сторону села, но, к счастью, остановилась в ста метрах от ближайшего дома.

Учёные говорят, что глубина таких вулканов — в среднем шесть километров. С такой глубины раскалённый газ толкает вверх глину, которая набирает по пути воду и превращается в серую вулканическую грязь с лужицами, покрытыми плёнкой нефти бурого цвета.

Эскендер Османов, директор ГБУ РК «Территориальный фонд геологической информации»:

— В начале этого года по заданию министра я ездил в Новосёловку. Там зафиксировали активизацию Новосёловского вулкана. Есть наше заключение. В результате процессов, произошедших с вулканом, было сформировано два жерла, которые образовали две сопки в рельефе. Западная сопка сформировала грязевулканический поток изо­метрической формы размером 100 на 150 метров. Поток направлен на запад, в сторону села Ново­сёловка и участка доро-
ги от федеральной трассы до села Марфовка. При извержении температура грязевулканического материала дости­гала 500 градусов.

В результате комиссия Министерства экологии и природных ресурсов Крыма рекомендовала местным властям провести защитные работы — переместить южнее вулкана грунт и сформировать дамбу в качестве преграды грязевому потоку в случае повторного извержения.

Почвоведы изучили этот район и подтвердили, что вулкан не извергался сорок лет. Были извержения, но значительно раньше. И вдруг он проснулся. Здесь как раз могла сыграть роль сейсмичность.

Насколько опасны такие грязевые вулканы, зависит от того, что, собственно, собираются строить на нём или рядом.

Анатолий Пасынков:

— Помните, Крымскую атомную станцию начинали строить? И не построили. Вблизи неё в море заработал грязевой вулкан. А что делает грязевой вулкан? Он выбрасывает массу пород и грязи, внизу остаётся пустота, и эти здания начинают проседать. Вот я очень боюсь последствий такой деятельности. Ведь грязевые вулканы на Керченском полуострове есть в районе строительства трассы. Там два грязевых вулкана, которые надо как-то обойти или пройти между ними. Это район, из которого людей будут отселять. Если там грязевой вулкан, корни которого могут составлять восемь километров, сваи на восемь километров не забьёшь. С местными геологами не советовались, но я надеюсь, при строительстве это всё учли.

Проблема в том, что практически все грязевые вулканы Крыма находятся на Керченском полуострове. Самый большой из них — Джау-Тепе — расположен возле села с говорящим названием Вулкановка. Есть постоянно действующие вулканы. Есть и ожива­ющие от случая к случаю, как, например, Джау-Тепе, который извергался в 1927-м — в год большого крымского землетрясения.

Самая крупная группа вулканов здесь — Булганакская (Булганакское сопочное поле) — в окрестностях села Бондаренково (старое название — село Булганак). Собственно «булганак» и означает в переводе с крымскотатарского «грязный, мутный». Высыхая, грязь буреет и растрескивается, образуя обширные поля многоугольников, называемых здесь земляными чечевицами.

Вулканическая грязь манит сю­да толпы туристов. Им говорят, что грязь целебная и в своё время её возили даже к царскому двору. Кто-то обмазывается ею с ног до головы прямо на месте, кто-то набирает с собой.

Но геологи рекомендуют не усердствовать. Ведь у такой крымской вулканической грязи, помимо косметических свойств, есть опасные. Геологи напоминают, что в грязи присутствуют ртуть, мышьяк, бор и другие тяжёлые металлы. И при царе люди были в курсе этих особенностей. Потому эту грязь сначала готовили — разбавляли — и только после этого применяли, как, например, в бальнеологической лечебнице на знаменитом керченском озере Чокрак.

Текст: Ольга Балабас
Фото: Алексей Чугуй