Киноман
классика жанра

Текст: Анна Зимина

Великолепная семёрка: смотрел бы и смотрел

«Крымский журнал» открывает новую рубрику. На роль кинокритика не претендуем. Будем рассказывать только о тех фильмах, которые смотрели сами. О фильмах, которые заставляют задуматься, остаются с тобой надолго, к которым ты возвращаешься. Или же о кино лёгком, но нереально красивом с точки зрения эстетики. В общем, такой вот субъективный рейтинг.

И первая великолепная семёрка (а почему обязательно должна быть десятка?) — это фильмы, о которых можно сказать: «Смотрел бы и смот­рел!» «Аватар» или «Властелин колец» упоминать не будем — все их видели. И по местам фильмы не станем распределять — это довольно трудно. Тем более что разные у них не только жанры, но и, так сказать, психологический вес: есть совсем лёгкие, а есть не очень.

Итак, семёрка фильмов, раду­ющих глаз завораживающими пейзажами, фантастическими сценами и невероятной красотой. (Ум и сердце зрителя эти фильмы порадуют тоже.)

«Меланхолия»
Режиссёр Ларс фон Триер, 2О11 год

Не самое лёгкое кино. Кому-то этот фильм может показаться скучным, кому-то — странным и нелогичным. Но абсурдное поведение персонажей становится понятным, если оттолкнуться от фразы героини фильма: «Земля — это зло. Не нужно по ней горевать. Никто не станет о ней сожалеть». И абсурдная жизнь на абсурдной Земле неумолимо приближается к финалу, по мере того, как всё ближе и ближе подходит к ней планета Меланхолия. Она видна на небе и днём и ночью. Огромная и прекрасная, и в её голубом холодном свете наш земной мир превращается в печальную и возвышенную фантасмагорию. А его конец становится столь же неотвратим, сколь и прекрасен.

«Фантастические твари и где они обитают»
Режиссёр Дэвид Йейтс, 2О16 год

Имя этого режиссёра знакомо фанатам Гарри Поттера — Йейтс снимал фильмы о нём. Картина, попавшая в наш рейтинг, — экранизация книги «Фантастические животные и места их обитания» Дж. К. Роулинг. Это не приквел или сиквел «Гарри Поттера», но события в этом фильме происходят в волшебном мире за 70 лет до того, как мальчик со шрамом отправился в школу
волшебства и магии. Впрочем, кино понравится не только тем, кто любит Гарри Поттера. «Фантастических тварей» по достоинству оценят и те, кому нравятся «Люди в чёрном», — в обоих фильмах много фантастических существ: от совсем крохотных до громадных. Ну а к странным зверюшкам прилагается ещё неплохо закрученный сюжет — и 2 часа 13 минут пролетают как мгновение.

«Пепел и снег»
Режиссёр Грегори Колбер, 2ОО5 год

Жанр этого фильма определяют как документальный. На самом деле это точно не документальное кино в привычном смысле слова. Потому что
картина уносит зрителя в иную реальность, а режиссёр рассматривает мир дикой природы и мир людей словно сквозь волшебную призму. Фильм-созерцание, фильм-медитация, фильм, оставляющий ощущение, что рай на земле существует. И жизнь без спешки и суеты, в гармонии с собой и природой — рядом со слонами и гепардами, ибисами и китами — возможна.

«Дом летающих кинжалов»
Режиссёр Джан Имоу, 2ОО4 год

Фильм рассказывает о тайном агенте императорской полиции, который охотится за лидерами повстанческого движения, завоёвывает с этой целью
доверие дочери лидера мятежников и сам же попадает в ловушку — таков вкратце сюжет «Дома летающих кинжалов». Но сюжет сюжетом, а съёмки съёмками: боевые сцены (причём не только боевые) сняты с китайским размахом и утончённой восточной красотой. А какие пейзажи! А музыка (и звенящая тишина)! Каждый кадр этого фильма — словно образчик изысканной китайской живописи. Ну а вся картина в целом — два часа абсолютного наслаждения Прекрасным.

«Ранго»
Режиссёр Гор Вербински, 2О11 год

Мы не могли не включить в наш субъективный рейтинг этот полнометражный мультфильм. Выбор «КЖ» — «Ранго». Главный герой этого безумного вестерна — хамелеон, и уже хотя бы поэтому за многоцветие можно не волноваться. Впрочем, тут много и других персонажей, и каждый из них — со своим запоминающимся характером, походочкой, присказками. Погони, перестрелки, любовь — тут есть всё. И ещё хорошая порция чёрного юмора. И пародирование то «Пиратов Карибского моря», то «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» — не то чтобы «Ранго» не понравится детям, но взрослым смотреть его будет всё же интереснее. А как в начале мультфильма поёт неподражаемая четвёрка сов-мариачи: «Расслабьтесь и наслаждайтесь низкокалорийным попкорном, сладостями, а мы расскажем вам непостижимое предание о герое, который пока не знает, в чём его судьба».

«Последний самурай»
Режиссёр Эдвард Цвик, 2ОО3 год

Фильм с восточным сюжетом, раду­ющий глаз. И опровергающий слова Кип­линга о том, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись нико­гда». Здесь сошлись: последним самураем в фильме становится американский военный офицер, капитан Нейтон Альгрен. Его нанимает император Японии для обучения своей армии современному искусству ведения боевых действий и для искоренения древних воинов-самураев. Альгрен же поступает так, как подсказывает ему сердце и велит честь: становится на сторону обречённого отряда самураев и возглавляет их в последней смертельной битве.

Том Круз, сыгравший главную роль, в общей сложности потратил около двух лет, чтобы научиться владеть самурайским мечом, говорить по-японски и познать обычаи и традиции японской культуры. Многие называют эту роль Круза лучшей в его карьере — столь убедительно, точно и тонко он сыграл человека, мучимого прошлым, бессмысленностью своей жизни и неожиданно обретающего самого себя вдали от родного дома, среди формальных врагов.

В фильме много завораживающе красивых батальных сцен, удивительных пейзажей. Не меньше чувств, восточной философии и поэзии: «У тигра глаза такие же, как у меня, но он приходит с другого берега глубокого и бурного моря…»

«Дом странных детей Мисс Перегрин»
Режиссёр Тим Бёртон, 2О16 год

Джейкоб с детства слышит рассказы дедушки о приюте для необычных детей. Среди его обитателей — девочка, которая умела держать в руках огонь, невидимый мальчик, близнецы, умевшие общаться без слов… Впрочем, к словам старика никто не относится всерьёз.
И совершенно напрасно. Когда он умер, 16-летний Джейкоб получил загадочное письмо и отправился на остров, где вырос его дед. Там он нашёл детей, о которых слышал. И это только начало истории. Дальше зрителя ждёт странная, местами забавная, а местами весьма пугающая сюрреалистичная сказка. С завораживающими картинами и сценами, с прекрасной музыкой, со своеобразным бёртоновским юмором. Ну а прекрасная Ева Грин в образе загадочной Мисс Перегрин, умеющей превращаться в магическую птицу, выше всяких похвал.

«Отель «Гранд Будапешт»
Режиссёр Уэс Андерсон, 2О14 год

«Отель «Гранд Будапешт» — еще одна невероятно живописная и многослойная картина. Здесь есть и детективная интрига, и любовь, и юмор, и драматизм под руку с трагизмом — и всё это крутится вокруг консьержа отеля «Гранд Будапешт» Густава и его юного друга, коридорного Зеро. Монументальные декорации самого отеля с его дивным перламутровым фасадом и алыми красками дополняют и без того сочную атмосферу фильма. А всё действие разворачивается словно бы и в реальном мире, но как будто немного в другом измерении. Необыкновенный фильм, доказывающий, что удивительное приключение может быть совсем рядом. Прямо за спиной…