Долина вечной жизни

Текст: Мария УСТИНОВА

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Долина вечной жизни

Крым поражает своей необыкновенной энергетикой. Есть у нас и так называемые места силы. В этих точках с положительной энергетикой люди ощущают духовный подъём, прилив сил. Там, где энергетика отрицательная, возникают необъяснимые тревога и страх. Во все времена люди избегали таких мест, а там, где энергетика светлая, строили культовые сооружения. Многие православные святыни горного Крыма возведены как раз в таких загадочных местах. «Крымский журнал» предлагает вместе с нами прогуляться по долине в Бахчисарайском районе, ведущей к средневековой крепости Чуфут-Кале, посетить Свято-Успенский монастырь и заглянуть за завесу тайн, которые скрывает святая обитель. 

За пару веков «до»?

Почти в каждом пещерном городе Крыма экскурсовод обратит ваше внимание на руины или пещеры, где много столетий тому назад православные жители полуострова стояли на коленях перед святыми образами. Сейчас эти пещеры лишь далёкое эхо тех времён. Прикасаясь пальцами к серому холодному известняку, словно дотрагиваешься до прошлого. Нет точной даты, когда на полуострове появились пещерные города. Учёные сходятся во мнении, что это произошло с VI по VIII век. Тогда земли Крымского полуострова были задворками Византийской империи. Пещерные города появились как небольшие форпосты для защиты горного Крыма от кочевых племён, проникавших на полуостров со стороны материка. Строили, а затем жили в них народы, исповедовавшие православие, преимущественно готы и аланы.

Дорога ведёт нас к одному из самых крупных пещерных городов Крыма – Чуфут-Кале. На протяжении всего средневековья здесь кипели исторические события – можно сказать эта крепость была их кузницей. Построенный византийскими зодчими форпост постепенно разросся до небольшого городка, затем стал родовым гнездом караимов и даже первой неприступной столицей Крымского ханства (XV век). Здесь караимские кенасы (молельные дома) соседствуют с мусульманской мечетью. Учёные отмечают, был когда-то в крепости и православный пещерный храм. Вероятнее всего, он находился в одном из гротов возле Южных ворот – это самая старая часть крепости. (Позже город вырос вдвое. Старую стену на плато сносить не стали, поэтому город получился как бы двойным. Кстати, поэтому караимы называют крепость Джуфт-Кале, то есть «двойная».) В бытность крепости ханской столицей пещеры возле Южных ворот переоборудовали под военные нужды.

Если православный храм в крепости Чуфут-Кале во времена Крымского ханства не уцелел, то Свято-Успенский монастырь, что находится чуть ниже в долине, процветал и даже был одним из центров православной жизни на полуострове. По преданию первый крымский хан Хаджи-Герай перед военными походами приходил к чудотворной иконе Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы) – главной святыне монастыря и просил у неё помощи…

Путь домой

Свято-Успенский мужской монастырь возведён в долине Мариам-Дере (долина Девы Марии), как предполагается, в одной из точек силы. Особенную атмосферу святого места ощутит каждый пришедший сюда. Монастырь в Бахчисарае – одна из самых главных святынь полуострова, чья история уходит в глубь веков. Он почти такой же древний, как расположенная рядом крепость Чуфут-Кале. Считается, что обитель в долине появилась не позднее VIII века. Основали её монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии, когда там после Иконорборческого собора (754 год) началось жестокое уничтожение икон, фресок и мозаик. Монахов преследовали, считая их идолопоклонниками. Здесь, в покрытых лесом тихих горных долинах, они нашли убежище и место для уединённых молитв. Многие священнослужители, спасая от поругания византийские святыни, везли их в Крым. Одно из преданий гласит: именно так чудотворный лик Богоматери-Путеводительницы попал на полуостров.

Вообще, с появлением в этих местах Свято-Успенского монастыря связано немало легенд.

Самая известная повествует о гигантском змее. Он пристрастился пожирать домашний скот, нападал и на людей – держал в страхе население всех близлежащих долин. Никак люди не могли найти на него управу. Ни выследить его не получалось, ни убить. Отчаявшись и утратив веру в свои силы, люди стали молиться Пресвятой Богородице. И Владычица услышала мольбы людей. Змей исчез, а на одном из горных склонов загорелась свеча.

Она горела несколько ночей. Когда жители долин поднялись к мерцающему каждую ночь огоньку, то увидели икону Богоматери. Неподалёку нашли мёртвого змея, разорванного на части. На месте обретения иконы в память о свершившемся чуде появилась маленькая обитель, позже выросшая в большой монастырь (легенда записана русским историком XVII века Андреем Лызловым).

В этой истории несколько деталей обращают на себя особое внимание. Первая – в районе Свято-Успенского монастыря в раннем средневековье действительно существовало православное поселение. Об этом свидетельствуют захоронения VI века. Кстати, это может быть косвенным доказательством того, что монастырь возник в долине Мариам-Дере не в VIII веке, а раньше. Вторая – змей-людоед. Это существо должно было быть достаточно крупным. Нечто подобное можно встретить только в тропических лесах. Откуда же появился этот змей? Пролить лучик света на тайну частично может икона святого великомученика Георгия Победоносца, изображающая, как он поражает копьём огромного змея (или дракона). Стоит отметить, что сюжет змееборчества существует в мифологии с древних времён. Присутствует он и у шумеров, и у древних египтян, и в греческой мифологии.

Второе предание о появлении лика Пресвятой Богородицы повествует о зажиточном православном скотоводе, жившем возле Мангуп-Кале. Однажды мальчик-пастушок Михаил заночевал в одной из пещер долины Мариам-Дере. Ночью он увидел на противоположном горном склоне маленький огонёк. Наутро мальчик поднялся на склон и нашёл там икону Богородицы. Михаил тут же отправился к своему хозяину и рассказал о чудесном явлении святого лика. Благочестивый скотовод со всеми почестями перенёс икону в свой дом. Но ночью она вернулась на прежнее место. Так повторялось трижды. Это был знак – Богоматерь хочет остаться именно в той долине. Тогда скотовод пожертвовал средства на строительство первого храма в долине Мариам-Дере. Обретение иконы произошло в канун православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, отсюда обитель и получила своё название.

Тысяча и одна тайна

Бахчисарайская икона Божьей Матери окутана легендами. Где она находится сейчас, неизвестно. В небольшой пещерке Свято-Успенского храма в окружении лампад с закопчёнными цветными стёклами стоит список с иконы. Согласно христианской традиции, по духовному значению они равноценны. Следы же оригинала Одигитрии, написанной, согласно ещё одному преданию, евангелистом Лукой, то есть прижизненный лик Богородицы, теряются в Мариуполе (Украина) в промежутке с 1918 года до конца Великой Отечественной войны.

В те годы, когда икона ещё находилась в бахчисарайском монастыре, почтительно относились к ней не только православные, но даже, как уже говорилось, первые правители Крымского ханства. Обитель же нередко упоминается в летописях того времени. Русские цари оказывали монастырю материальную поддержку, стараясь через святую обитель влиять на ханство. Именно под этим влиянием незадолго до присоединения Крыма к России Екатериной II православное население полуострова покинуло долину Мариам-Дере и перебралось на территорию современной Украины, основав там город Мариуполь. Назвали его в честь поселения, располагавшегося в долине напротив Свято-Успенского монастыря – Мариамполя. Сейчас пытливый взор может рассмотреть там скрытые высокими деревьями пещеры, аккуратные пазы для балок, высеченные в скале, остатки каменных лестниц.

В 1783 году, когда Крым стал частью России, православная обитель расширяется. Расцвет же строительства пришёлся на середину XIX века. Архиепископ Херсонесский и Таврический Иннокентий задумал восстановить древние святыни полуострова. Постепенно в долине Мариам-Дере выросли пять храмов. Помимо пещерного Свято-Успенского, в камне высекли храм Евангелиста Марка. Они находятся рядом. Последний настолько миниатюрный, что молятся там обычно, когда очень мало людей, – рано утром или поздно вечером. Построили его в 1859 году на пожертвования симферопольского чиновника. Примечателен храм Евангелиста Марка тем, что алтарь его, вопреки православной традиции, расположен с западной стороны помещения. Интересно, что такая практика в пещерных храмах допускается.

Чуть ниже – на террасе под скальным навесом – также на пожертвования выстроили церковь Святых Константина и Елены. Она поражает удивительной акустикой. Звук, отражаясь от стен, направляется в противоположную сторону долины, туда, где когда-то было поселение Мариамполь, и затем возвращается обратно. Создаётся впечатление, будто все окрестные скалы поют!

Появились в Мариам-Дере и церковь Георгия Победоносца (вспомните легенду о чудесном избавлении от змея), и храм во имя святителя Иннокентия Иркутского, того самого, который инициировал восстановление обители. Монастырь процветал вплоть до Октябрьской революции. В 1921 году его закрыли, большинство построек взорвали и разобрали, святыни разграбили. В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря устроили военный госпиталь. Сюда везли раненных под Севастополем солдат. Умерших от ран воинов похоронили в братских могилах под серыми гранитными плитами. Всего 170 человек нашли последнее пристанище в этой земле. Есть на территории монастыря и захоронения времён Крымской войны (1853-1856 гг.).

Свято-Успенский мужской монастырь ещё называют Вторым Афоном за сходство рельефа и конструкций построек – храмов и келий монахов, тщательно выбеленных и резко выделяющихся на фоне серого скального камня. Они расположились, как лепнина, на трёх ярусах. Верхний – пещерные храмы, звонница с золотым куполом, которую можно увидеть почти на всех тематических фото, кельи монахов. На втором ярусе домик настоятеля (одна из немногих построек, уцелевших после разгрома монастыря советской властью), переоборудованные кельи – сейчас в них выпекают просвиры и хлеб, есть и источник со святой водой. На третьем ярусе, на дне долины, в последние годы выросло множество хозпостроек, а также гостиница, трапезная для братии монастыря и паломников…

Стоит хоть однажды побывать в этом захватывающем дух месте, ощутить энергетику пещер, где веками не утихали молитвы, услышать песнопения, восхваляющие покровительницу этих мест – Пресвятую Богородицу.

 

Как добраться:

GPS-координаты: 44°44’39″N 33°54’40″E.

Добраться до Свято-Успенского монастыря можно как общественным транспортом, так и в собственном автомобиле. С автостанции Западная в Симферополе каждые 15-20 минут отправляются автобусы и маршрутки в Бахчисарай (конечная остановка – автостанция). С автостанции в Бахчисарае каждые пять-семь минут ходит маршрутка №2 (она заезжает прямо на территорию автовокзала). При этом при посадке важно уточнить, куда именно идет маршрутка: в старый или новый город. Вам – в старый город, до конечной остановки. Далее двигайтесь по указателям в Свято-Успенский монастырь, выше располагается Чуфут-Кале.

Для владельцев личного транспорта в этом районе оборудованы парковки.

 

Интересное по теме

Подзаголовок по теме

Рыба моя, Севастополь

Рыба моя, Севастополь

Гастрономический туризм — тема вкусная, безграничная.

Эрих Мария Ремарк

Эрих Мария Ремарк

«Если к кому-то потянулась душа, не сопротивляйтесь. Она единственная точно знает, что нам надо»

Когда отдыхаем в 2018?

Когда отдыхаем в 2018?

Правительство России утвердило календарь выходных дней в 2018 году

Как отметят День Победы в Симферополе, Ялте, Евпатории и Керчи (Программа)

Как отметят День Победы в Симферополе, Ялте, Евпатории и Керчи (Программа)