19 апреля 2017

Стихи, написанные… зубами

О том, как жить полноценно человеку с ограниченными возможностями, Евгения Челнокова рассказала специально для «Крымского журнала».

Стихи, написанные… зубами
сильные люди
Мы будем жить!

О том, как жить полноценно человеку с ограниченными возможностями, Евгения Челнокова рассказала специально для «Крымского журнала».

Когда ей становится плохо на душе, она берёт лист белой бумаги и крупными буквами медленно выводит: «ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!» Пишет она эти строки, зажав ручку зубами, потому что, имея тяжёлую форму ДЦП, про своё тело можно забыть — оно тебе неподконтрольно..

К своим 40 годам крымская поэтесса из посёлка Нижнегорского Евгения Челнокова создала 15 сборников, в которые вошли более трёх тысяч стихо­творений — о любви, жизни, силе духа, о душе… Она окончила школу и институт не вставая с инвалидного кресла. Объявила войну болезни, которая сковала её тело тяжелейшим параличом, лишив возможности не просто ходить, а даже держать карандаш в руках. Она каждый день доказывает здоровым людям, что даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации можно быть сильным, самодостаточным, живым.

Не такая, как все

Женя не родилась с диагнозом «ДЦП». Это была родовая травма: в результате асфиксии наступил паралич рук и ног. Из-за постоянных судорог ей тяжело разговаривать, руки и ноги, если не зафиксировать, движутся резко и хаотично…

Когда Женя родилась, её маме, Ольге Борисовне, предложили оставить дочь в доме малютки. Но та от обиды даже расплакалась.

— Мне не было с Женей тяжело. В детстве она была интересным и спокойным ребёнком. И главное — очень сообразительным. Мы много читали, рисовали и писали стихи. Дар поэта просматривался уже тогда, — рассказывает Ольга Борисовна, школьный учитель русского языка и литературы.

Женя училась в Нижнегорской средней школе № 1. На уроках не присутствовала — учителя приходили к ней домой. Поблажек никто не делал — проверяли домашнее задание по всей строгости. Женя не стерпела бы снисходительности. Но придраться к усердной ученице, которая писала контрольные работы зажав ручку зубами и стоя при этом на коленях, было невозможно — Евгения с лёгкостью осваивала школьные науки. В итоге окончила школу с золотой медалью. Только на выпускном вечере одноклассники увидели ту, чьё имя и фамилия 10 лет значились в классном журнале. И были поражены.

Евгения решила, что будет поступать в институт на факультет журналистики. Родители и младшая сестра в этом её поддержали, но не могли понять, как Женя будет учиться в вузе, даже заочно. Но Челноковым повезло.

— Мне очень везёт на хороших людей. Рядом со мной плохих нет, — говорит Женя. — В Таврическом экологическом институте в Симферополе мне пошли навстречу и разрешили сдавать сессии не выезжая из дома. Просто я делала это не устно, а письменно.

Женя показала «Крымскому журналу» черновики своих контрольных и курсовых работ — это неимоверно. Множество тетрадей, исписанных крючковатым почерком… И всё это — сжимая ручку зубами. Ольга Борисовна переписывала Женины черновики, чтобы преподаватели могли их прочесть. Как и в школе, никаких поблажек не было. Педагоги знали, что их студентка — инвалид, но никогда не видели Женю и не предполагали, чего ей стоит написать хотя бы слово.

Когда Евгения окончила институт, встал вопрос: где работать?

— Мне очень хотелось помогать семье и зарабатывать деньги, — говорит Женя. — Поэтому я дала в местную газету объявление о том, что пишу стихи на заказ — поздравительные, корпоративные, любовные. Заказов было немного, но они всё
же были.

Пиши и только пиши

Сидя месяцами дома за компьютером (кстати, Евгения его прекрасно освоила — нажимает на клавиши зажатой в зубах палочкой и… носом), Евгении скучать некогда. Она пишет стихи. Вдохновение не покидает её. Стихи льются, словно кто-то всесильный, определяющий каждому свою роль в жизни, намеренно приковал её к инвалидному креслу — пиши и только пиши.

И Евгения писала

* * *

Да, это нужно просто понимать:
«А ты кто, человек, что споришь
с Богом?»
И ты всё примешь, всё поймёшь
в итоге,
Что не всегда ты волен выбирать,
Чем быть желаешь в этом мире ты.
Над глиною «не властен
ли горшечник»?
Одним сосудам быть в почёте
вечно,
Иным — познать осколки красоты.
И в том беда, что не любой из нас
Смиряется с назначенной дорогой.
…К заветному приблизиться
немного
Любовь поможет каждому…
Бог даст…

* * *

Так холодно. Застёгиваю душу
Наверняка до самого предела…
Нет-нет, не убегаю и не трушу.
Я просто быть другою не сумела…
Как жаль, что я так редко ставлю точку,
Строка в тетрадках ищет
продолженья
И мне тревогу новую пророчит,
А строчек не удержишь…
К сожаленью…
А белый лист разбрасывает руки,
В него, как в бездну, падаю
стихами…
И я свободна!.. И пусты разлуки,
И тот свинец, что лёг под
небесами,
Так чётко заштриховывая солнце…
Не выдавай меня, осенний
почерк…
Да, может быть, когда-нибудь
придётся
Стереть мои родные многоточья…
Вот только бы дойти до поворота,
Где всё перерешить,
перепроверить.
«Всё будет хорошо», — вдруг
скажет кто-то…
И мне… Мне так захочется
поверить…

* * *

Мы будем жить: и плакать,
и смеяться,
И что-нибудь «на завтра»
оставлять,
Чтоб с новою надеждой
просыпаться
И чтоб чего-то бесконечно ждать.
Один совет: не думайте
о прошлом,
О том, что дальше с каждым
днём от вас!..
Не думайте… А если невозможно,
То лучше — всё в душе,
не напоказ.
Не возвращайтесь к стареньким
билетам:
Их действия теперь закончен
срок.
А впереди, быть может,
километры
Судьбою вам назначенных дорог.
И если вы смогли не обернуться,
Не посмотреть в счастливое
«вчера»,
С иной душой когда-нибудь
проснуться —
Вам повезло! Такая вот игра…

Стихи, посвящённые Диме Маликову

Поэт непременно должен быть влюблён. И не важно, какая это любовь — первая, взаимная, безответная, болезненная. Она просто должна быть. Женя влюбилась ещё подростком в российского певца Дмитрия Маликова, однажды увидев его по телевизору. С этого дня все свои стихотворения Евгений Челнокова посвящает ему. Над каждым стихом всегда есть две буквы: «Д. М.».

В богом забытый крымский посёлок Дмитрий Маликов с гастролями не приехал бы никогда.

Но рассказать ему о себе Женя всё же смогла. В 2005-м одна российская газета проводила опрос среди звёзд шоу-бизнеса о том, какое признание в любви в их жизни было самым оригинальным. Лучшим тогда признали историю, которую рассказал Дмитрий Маликов. Выступая на очередном концерте, к нему на сцену вышла девушка и подарила сборник стихов. Она объяснила, кто автор и кому посвящены стихотворения. После концерта Маликов прочёл Женины стихи и всё понял. И разыскал Женю Челнокову, узнал её адрес и написал письмо: «Женечка! Спасибо тебе за твою любовь. Я о тебе буду помнить, всегда буду рад тебе помочь и, может быть, напишу что-нибудь на твои стихи. Держись! Даст Бог, свидимся!»

Певец и поэтесса начали писать друг другу, поздравлять с празд­никами, обмениваться подарками. И однажды они встретились. В Крымскую весну, в марте 2014-го. Сразу после референдума Евгения Челнокова вместе с мамой отправились в Москву — Женю номинировали на Всероссийскую национальную литературную премию «Поэт года». Дмитрий Маликов узнал о приезде крымской поэтессы и пригласил её к себе в студию.

Плакали тогда все. Говорили о музыке, о поэзии. Дмитрий Маликов играл и пел для Жени. Организаторы встречи говорили, что в тот день Маликов впервые отключил свой мобильный.

Женя продолжает писать стихи и мечтать, что было бы, если бы она была здорова…

— Когда становится грустно от всех этих мыслей, беру лист белой бумаги и крупными буквами пишу: «ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!» И сразу отпускает. Потому что иначе быть не может… Не должно.

Если вы можете помочь Евгении Челноковой, обращайтесь в редакцию «КЖ», и мы предоставим контактные данные семьи.

СПРАВКА

Крымская поэтесса Евгения Челнокова написала более трёх тысяч стихотворений и издала 15 сборников. Среди них — «Да святится…»,  «Я душу пред тобой перелистаю…»,  «Сближенье параллелей…», «Ты ко мне  прикасаешься  музыкой…», «Мятежные письма на белом снегу…», «Все тайны — чистому листу…», «Сирень на ладони…», «Снов и жизней  перекрёстки…», «При всех наедине…», «Весна бывает даже осенью…», «Всё скажут за меня мои стихи…» и другие.

Стихотворения Евгении Челноковой напечатаны в 11-м томе альманаха литературной премии «Наследие» сезона 2015 года. Премия учреждена
Российским союзом писателей совместно с Российским Императорским домом под высочайшим покровительством Её Императорского Высочества великой княгини Марии Владимировны. Главная задача премии — поиск талантливых произведений, посвящённых России и её многовековой истории.

Кроме этого, Челнокова — номинант национальной литературной премии «Поэт года 2013», «Поэт года 2014», «Поэт года 2015». Сейчас она номинирована на национальную премию «Поэт года 2016» и литературную премию «Наследие» 2016». С 11 декабря 2014 года Евгения Челнокова — член  Российского союза писа­телей.

Текст: Юлия Исрафилова