Русская античность под крымским солнцем

Краткое содержание  из курса российского историка и литературоведа  Андрея Зорина «Греческий проект Екатерины Великой»

Фото: econet.ru

Чем южнее двигалась императрица, путешествуя в 1787 году в Крым, тем больше окружающие просторы напоминали ей рай — в полном соответствии с распространенной имперской мифологемой. В Тавриде райская топика достигает предельной концентрации.

«Потемкин писал главному садоводу Тавриды Бланку, что тот обязан сажать — это часть контракта — «всякого рода деревья <…> как то: масличные, фиговые, сладких и горьких померанцев, разного рода цитронные, бергамотные и другие. <…> Ежегодно деревьев миндальных тысячу, шелковичных две тысячи, персиковых пятьсот, ореховых двести…» <…> Очевидно, что предполагалось превратить весь полуостров в какой-то немыслимый райский сад, который и должен был воплощать собой облик и идеал империи»     

Андрей Зорин

 
 
 
Южные провинции стали регулярно сравнивать с Петербургом — не в пользу последнего. С путешествием Екатерины в Крым Российская империя разворачивается лицом к югу.
 
 
«Сам образ новозаселенной провинции свидетельствовал именно о том, что Россия покидает свой северный ареал и становится всемирной империей, разнообразной этнически, религиозно и культурно. Страна как бы приобретала тот самый всемирный размах, запланированный Греческим проектом. Реализовать проект не удалось, но его субститутом стал Крым»
                                                                                                                                                                                                 Андрей Зорин
 
 
 Так обладание Крымом — а не Грецией — предстало венцом исторической миссии России. Очевидно, что эта идеология актуальна и в наши дни. Как же ей удалось сохраниться с конца XVIII века? Вероятно, образ цивилизованного рая, «русской античности» транслировала сегодняшним массам архитектура крымских санаториев и пионерлагерей.

«Мир белых домов у моря, гравиевых дорожек между кустами лавра, кипарисовых аллей с гипсовыми вазами и статуями, горнистов в алых галстуках на артековской линейке, прогуливающихся курортников в белых пижамах — это, собственно говоря, и есть наша Древняя Греция. Это тот рай, который, конечно, оказался очищен после войны от этнического разнообразия волей отца народов. Но, по крайней мере, он всегда доступен по профсоюзной путевке и направлению пионерской организации для рядового человека империи. И этот человек мог спокойно отдыхать месяц, потому что на рейде стоит краснознаменный Черноморский флот с бело-синими морячками в бескозырках, по которым напрасно сохнут девушки в далеких русских деревнях»

                                                                                                                                                                                                 Андрей Зорин

Источник: https://arzamas.academy