Крымский музей
Переход Красной Армии через Сиваш, Николай Самокиш, 1935 год

Холст, масло Симферопольский художественный музей

Текст: Александра Кугушева

Переход Красной Армии через Сиваш, Николай Самокиш, 1935 год

Холст, масло Симферопольский художественный музей

История создания картины  

Николай Семёнович Самокиш сыграл важную роль в становлении крымской художественной школы в послереволюционный период. С 1922 года он жил и преподавал в Симферополе, где создал собственную студию, которая стала основой Крымского республиканского высшего учебного заведения «Художественное училище имени им. Н. Самокиша». Из его мастерской вышла целая плеяда известных живописцев: П.И. Котов,  К.Д. Трохименко,  М.И. Авилов,  Я.А. Басов,  М.В. Новикова. 

Настоящим призванием Самокиша была батальная живопись. Он писал войну, руководствуясь воспоминаниями и впечатлениями, полученными в ходе работы на фронтах Русско-японской и Первой мировой войн. В 1912 году мастер создал серию эпизодов главных сражений и походов русской армии во время Отечественной войны 1812 года. В 1920-1930-е годы Николай Семёнович работает над циклом полотен, посвящённых Гражданской войне в Крыму.  

На монументальном полотне «Переход Красной Армии через Сиваш» изображено историческое событие, произошедшее в ночь с 7 на 8 ноября 1920 года, — Перекопско Чонгарская операция Красной Армии. Колонна красноармейцев в пешем строю форсируют холодные воды Сиваша, а следом за ними едут всадники красной конницы. По наведённым понтонам движутся армейские обозы. Вокруг грохочут разрывы вражеских снарядов и мин. Слева на картине изображён командующий войсками Михаил Фрунзе, наблюдающий за движением боевых подразделений.  

В 1941 году художник был удостоен за картину Сталинской премией второй степени. Да и сам он считал эту работу своим лучшим произведением. Сегодня полотно экспонируется в отделе батальной живописи постоянной  экспозиции Симферопольского художественного музея. 

Детали картины 

Момент встречи двух противоборствующих армий 

Битва привлекает энергией, яростью, экспрессией. Взрывы снарядов, выстрелы, падение всадников, холодная цветовая гамма пейзажа, подчёркнутая силуэтность каждой фигуры усиливают напряжение композиции эпохального события. 

Динамика в движении лошадей 

Совершенное знание художником пластической анатомии лошадей, виртуозное исполнение движения: падение, прыжки, галоп, а также эмоциональное состояние скакунов является экспрессивным дополнением сюжета. 

Пехота

В переходе через Сиваш в обход укреплённого Турецкого вала большую помощь Красной Армии оказали местные крестьяне, которые хорошо знали броды залива, называемого также Гнилым морем. Среди них отличился крестьянин из села Строгановка Иван Иванович Оленчук. Образ Оленчука раскрыт в романе О. Гончара «Перекоп».  

 

 

Интересное по теме

Подзаголовок по теме