29 ноября 2017

Не СПА единым, или как кумыс Крыму былое величие вернёт

Не СПА единым, или как кумыс Крыму былое величие вернёт

Фото: Мария Михальченко

Кумыс, исцеляя тело, дарит душевные силы… И даже похмельный синдром снимает. Вот неспроста этот напиток так любили скифы. Как писал Геродот, они так боялись «утечки информации» о кумысе, что ослепляли всех невольников, узнав­ших способ его приготовления. Сегодня кумыс называют «биостимулятором» и «эликсиром молодости». Активно используют в индустрии красоты и рекомендуют при упадке сил. Хочешь жить вечно? Или надо срочно похудеть? Пей кумыс! От анорексии, кстати, тоже помогает. Это низкокалорийный, диетический и вместе с тем высокопитательный напиток с богатым составом витаминов, микроэлементов и аминокислот.

Сегодня на кумысолечении специализируются санатории Алтайского края, Башкирии, Мордовии. Такие здравницы есть и в Татарстане, Кыргызстане, Республике Марий Эл. Кумысотерапия очень востребована. При этом Крым имеет все возможности, чтобы стать центром кумысолечения. И не надо далеко лететь!

Про лихие 90-е и кумыс в зелёных горах

В Белогорском районе Крыма, в селе Зеленогорском, работает агрофирма «Зеленогорск». Это одно из немногих мест в Европе и единственное предприятие в Крыму и Причерноморье, где по классической технологии производят кумыс из кобыльего молока.

Как рассказал «КЖ» директор агрофирмы Василий Любовецкий, кумысный цех предприятия ведёт историю с 1945 года. Тогда, в послевоенное время, стране нужны были эффективные методы лечения и оздоровления. Вот и вспомнили о проверенном веками (и скифами) средстве — кумысе. И создали на базе крымских здравниц сеть кумысолечения. В этот единый комплекс во­шли 35 крымских санаториев и здравниц, включая два детских учреждения. А «Зеленогорск» стал единственным поставщиком ценного продукта. В Крым приезжали из разных уголков СССР на реабилитацию и лечение. Причём круглогодично.

— Лечили в том числе и тяжёлые заболевания, такие как туберкулёз. Тогда под эти цели к нам из Башкирии завезли лошадей и приехали специалисты, чтобы научить производить кумыс, — рассказывает Василий Любовецкий. — Конец 80-х и начало 90-х — это был пик для предприятия. А потом нашу великую империю развалили и вместе с ней и наше благополучие, то есть производство… Всё шло под откос. Под нож пускали одну за другой отрасли — табачное производство, садоводство, овцеводство, виноградарство. Наш цех по производству кумыса потерял своего оптового заказчика в лице Министерства здравоохранения Крыма.

В лихие 90-е хозяйства валились одно за другим, распродавались по частям. На лошадей на горных выпасах браконьеры устраивали охоту. Чего стоило выстоять «Зеленогорску» и сохранить кумысопроизводство, остаётся только догадываться. Василий Любовецкий от таких вопросов уходит, переводит тему.

Проблем у агрофирмы хватает и се­годня: недостаток воды для полива, сложности с банковским кредитованием, отсутствие налоговых льгот и инвестиций.

— Мы думали, что 90-е — это дно, но дна не видно до сих пор. У нас многое вопреки, а не благодаря. Но надо работать, а не жаловаться, — говорит Любовецкий.

Несмотря на сложности, сегодня агрофирма, как тот самый непотопля­емый «Титаник», — бюджетообразующее предприятие в Белогорском поселении. Площадь многопрофильного хозяйства —

3300 гектаров. Помимо конефермы, здесь занимаются животноводством, растение­водством и производством готовой продукции. Из собственного экологически чистого сырья, кроме кумыса, в агрофирме производят макаронные изделия, сливочное и подсолнечное масло, брынзу, мясные и колбасные изделия, в том числе из конины. Есть и своя пекарня.

— Мы десятилетиями шли к этому, чтобы максимально перерабатывать то, что сами вырастили, и представлять на рынке. Мы — единственное предпри­ятие полного цикла в Белогорском районе. Да и не только. 365 дней в году работаем. В растениеводство входят зерновая группа, технические культуры (подсолнечник, кориандр, шалфей, лаванда) и кормовая группа для животноводства. Эфиромасличная отрасль — наш крымский вклад в национальный продукт.

В этом году показали хороший прирост. Животноводство — это крупный рогатый скот (около 400 голов). Поголовье делится на молочное стадо и племенных тёлок и бычков породы асканийская мясная. Свиноводство — порядка 450 голов. И конечно, коневодство — это 300 голов, подразделяется на молочное и мясное направления. Порода лошадей только башкирская. После воссоединения Крыма с Россией шефство над Белогорским районом взял Башкортостан и в 2015 году передал нам пять жеребцов для улучшения чистопородности поголовья.

Кумысолечение —наш крымский эксклюзив

Сегодня многие любят повздыхать о советском периоде. В Зеленогорском вздыхать некогда. А вот вернуть былое величие хотелось бы. В агрофирме знают как.

— Есть перспективы создать на базе нашего предприятия центр кумысолечения, — рассказывает Любовецкий. — Проект из двух этапов: первый — создание базы для оздо­ровления вблизи самой конефермы. Второй, более за­тратный, — строительство эко­коттеджей в горах, на месте выпаса табуна. И не надо пять звёзд. Это должно быть доступно и эффективно. Не спа единым Крым должен жить. А ещё сегодня таблетка решает всё. Эффективно ли это? Сомневаюсь.

В 2014 году был разработан бизнес-план. Инвестор из России планировал этот проект реализовать. Однако передумал.

— Но мы тему не забыли. Инвестора пока нет, а желание и силы у нас есть! Говорят, что люди, которые верят в будущее, живут именно в селе, — добавил Любовецкий. — Тот, кто дорожит своим здоровьем и понимает, как его сохранять и преумножать, сюда приедет. Здесь сами места целебные, не говоря уже об эффективности кумысолечения. Десятидневные путёвки в подобные здравницы продают в Киргизию, Таджикистан, Башкирию. И это пользуется спросом. Но такая база может быть и в Крыму. Да и климат у нас по сравнению с той же Башкирией помягче.

Крым — это не только пляжи, надо возвращать статус круглогодичной здравницы. Это уже наша крымская мантра. Кто только её не повторяет: и чиновники из года в год, и отельеры. У «Зеленогорска» есть для этого все ресурсы. Но пока нет инвестора и господдержки.

— Без инвестиций и господдержки вернуть былые масштабы производства кумыса не получится. Нужна программа кумысолечения. Возможно, по инициати­ве крымских властей и при поддержке федерального бюджета. Это должна быть отдельная строка бюджета — на развитие коневодства. Кумысолечение надо включать в структуру крымских санаториев, как в былые времена. Это наш крымский эксклюзив! Отдача, в том числе налоговая, была бы колоссальной, учитывая круглогодичность. Наш крымский климат плюс кумыс — это же уникальный ресурс. Не на пляже две недели поваляться, от этого здоровья не прибавится… Вот это надо возрождать. А не за Турцией гоняться.

Как рассказал Василий Любовецкий, в 80-е Зеленогорское было очень популярно среди туристов и желающих поправить здоровье.

— Народу было как в Ялте! Места у нас красоты необыкновенной — рыбалка, прогулки, грибы, ягоды. И кумыс, конечно. Знаете, с помощью кобыльего молока можно быстро поднять ребёнка на ноги. А историю про Льва Николаевича Толстого слышали? Заболев уже в достаточно зрелом возрасте туберкулёзом, он отправился в башкирские степи лечиться кумысом. И прожил больше восьмидесяти. А про модный ныне айран забудьте. Обращали внимание, как его у нас продают? Где попало, хоть на открытом солнце… И срок хранения — месяц-два. Кумыс с айраном даже сравнивать нельзя.

Айран — искусственный напиток. А наш кумыс — экологически чистый продукт, без консервантов. Поэтому и хранится трое суток и строго при определённом температурном режиме. Айран могут пить только абсолютно здоровые молодые люди, чтобы себе не навредить. Молодой-то организм всё выдержит… Сегодня надо прививать культуру серьёзного отношения к себе и своему здоровью.

Про лошадей с характером и красивые усы

В «Зеленогорске» табун отпускают пастись в горы, на волю. Под присмотром, конечно. А присматривает за лошадьми высокий, красивый, с усами Гела Мумладзе — заведующий производством коневодческого комплекса (корреспондент «КЖ» так увлечённо бегала за табуном и удачными кадрами, что сфотографировать Мумладзе не успела, но поверьте на слово. — Ред.).

— Я восемь лет здесь работаю. А есть девочки (операторы доения. — Ред.), которые здесь уже двадцать лет. Конечно, у нас непросто. И зарплаты не такие большие. Это надо любить. Это как душой прикипеть, потом не оторвёшь! На меня жена даже иногда обижается: «Что ты носишься со своими доярками? То в больницу отвези, то там помоги». Мы уже как семья. Доить лошадь нелегко. И только вручную. Тут подход нужен. Есть лошади с характером — не подпустят.

И хитрость нужна. Лошадь не корова, так просто молоко не отдаст. Поэтому подводим жеребёнка, только тогда срабатывает инстинкт — и лошадь даёт молоко. Доим каждые три часа. В среднем норма за ночь — пять литров.

История про норму: в селе есть кафе, когда-то построенное для работников агрофирмы, с мелодичным названием «Лира». А названо оно в честь абсолютной чемпионки — кобылицы по имени Лира, которая за ночь дала 18 литров молока.


Про силу Зеленогорского

О кумысе Любовецкий может говорить часами. О том, как правильно его пить, что можно вылечить, чем полезен для больных и здоровых. О крымском разнотравье, горном воздухе и настроении людей, которые делают этот целебный напиток:

— Делать кумыс надо с душой. Вот вроде и технология всегда одна, классическая, и процесс уже отработан до автоматизма. А кумыс получается всегда разный. От настроения зависит, от состояния души.

Начальник отдела снабжения и ре­али­зации агрофирмы Ленара Сейтвелиева добавляет, что душевные силы даёт само Зеленогорское:

— Если едут в Белогорский район, то к нам заезжают обязательно! И не только за кумысом. Я одно время занималась эзотерикой и могу сказать, что места в Зеленогорском с сильнейшей энергетикой.

У нас в Благодатном есть родник, который не пересыхает даже в самую жуткую засуху. Бывает трудно тебе, невыносимо… Съездил туда — и хорошо. Вода там вкуса необыкновенного. А визитная карточка Зеленогорского, конечно, кумысопроизводство. Продукт экзотический, но у него есть свои преданные поклонники. В наш магазин в центре села со всего Крыма, и не только, едут.

 

Инвестор, приди!

Уезжать из Зеленогорского не хотелось. Горы, кумыс, люди, которые любят своё дело не от звонка до звонка и от зарплаты до получки. А по-настоящему, как ребёнка. Жаль, что сегодня в Крыму кумыс — это скорее экзотика. Его не найдёшь ни в торговых сетях, ни даже в эколавках. Из Симферополя нужно ехать в Зеленогорское. Хорошо, что всего 40 километров. И мы едем. Каждые выходные.

Отельеры и рестораторы, которые понимают ценность и уникальность продукта, — добро пожаловать! Туроператорам дарим идею: экотуры на конеферму с дегустацией и селфи с лошадками на горных пастбищах. Инвесторам и профильным министрам, которые заинтересуются этим уникальным производством, можем подсказать дорогу и даже экскурсию провести. Приезжайте!

Текст: Марина Завальная
Фото: Мария Михальченко