Текст: Екатерина Гурская

Храмы и мечети Симферополя: незримый купол святости

В Симферополе купола православных храмов соседствуют со стройными минаретами мечетей, а в урочное время над городом разносятся то колокольные звоны, то азаны — призывы к молитве.

Храм Святых Константина и Елены

Иначе эту церковь называют Екатерининской. Это старейший православный храм города — в 1787 году тут молилась императрица Екатерина II. Однако точная дата постройки неизвестна, а хроники впервые упоминают о ней в 1785 году — на тот момент в старом татарском доме уже существовала полковая церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Императрица же посетила Симферополь по пути в Белогорск и была удивлена, увидев в городе всего одну скромную церковку. Любительница архитектурного размаха, Екатерина Великая приказала возвести рядом большой храм. Так появился на свет Петро-Павловский собор.

Советская эпоха не пощадила старейшую церковь города — она была разрушена, осталась лишь небольшая часть здания в виде дугового перекрытия. Те, кто жил в Симферополе в середине ХХ века, даже не знали, что на улице Октябрьской когда-то был храм. И только в 1991 году церковь во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены возродился к новой жизни.

Адрес: ул. Петропавловская, 8а (район пл. Советской, за торговым центром).

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла

В народе его чаще именуют Петро-Павловским. Первые упоминания об этой церкви относятся к началу XIX века. 8 ноября 1806 года состоялось освя­щение скромной деревянной церкви, единственным украшением которой являлся великолепный иконостас. Но уже через двадцать лет на этом месте был возведён капитальный каменный храм, вокруг которого вскоре закипела городская жизнь: на площади проходили ярмарки, рядом с храмом заработало два училища, близлежащие улицы активно застраивались.

И с этим храмом обошлись варварски — купола убрали, а внутри устроили склад. Старожилы города помнят торчащие над домами Старого города облезлые башни — всё, что осталось от некогда красивой церкви.

В 80-е годы ХХ века храм начали восстанавливать, а после того, как Свято-Троицкий собор стал женским монастырём, храму во имя святых апостолов Пет­ра и Павла был присвоен статус кафедрального. Случилось это в 2003 году. До недавнего времени там находились мощи прославленного в лике святых архиепископа Таврического Гурия.

Адрес: ул. Петропавловская, 16 (рядом с церковью Св. Константина и Елены).

 

Свято-Троицкий собор

Этот храм на территории одноимённого женского монастыря занимает в ряду православных церквей Симферополя особое место. Здесь находятся мощи святителя Луки (Вой­но-Ясенецкого), святого, поклониться которому приезжают люди из всех уголков России и зарубежья.

Свято-Троицкий собор поставлен на месте деревянной греческой церкви. Храму повезло — он практически никогда не закрывался и во времена советской власти наряду с храмом Всех Святых являлся действу­ющей церковью в Симферополе. Именно тут с 1946 по 1961 год служил святитель Лука — один из величайших врачей своего времени и святой подвижник. Сегодня тут покоятся его мощи, перенесённые в 1996 году с гражданского кладбища.

В 2002 году вокруг храма вырос женский монастырь, и статус кафедрального, который Свято-Троицкий собор носил без малого 70 лет, временно перешёл к Петро-Павловскому.

Кроме мощей святителя Луки, хранящихся в серебряной раке, в соборе находится почита­емая икона Богородицы «Скорбящая», которая после принесения её в храм чудесным образом обновилась, а краски стали ярче.

Адрес: ул. Одесская, 12 (за супермаркетом «Ассорти»).

Проезд — от железнодорожного вокзала на любой маршрутке, идущей до площади Ленина (одноимённая остановка), или троллейбусами № 5, 7.

 

Александро-Невский собор

Этот собор сегодня можно назвать визитной карточкой Симферополя. Его сияющие золотом купола видны практически из любой точки города, а колокольные перезвоны разносятся на многие километры.

Судьба собора величественна и одновременно трагична. Идея постройки храма принадлежит императрице Екатерине Великой. Но воплощение проекта в жизнь было отложено на полвека. Вначале из-за смерти главного воплотителя идей государыни — Григория Потёмкина, потом из-за Отечественной войны 1812 года. И только в 1829 году состоялось освящение белокаменного собора, получившего имя великого полководца Александра Нев­ского. Место для постройки было выбрано не случайно: в него упиралась

дорога, ведущая от городской заставы (ныне улица Долгоруковская), то есть Александро-Нев­ский собор был первым, что видели гости Симферополя, въезжая в город. Храм строили с размахом — небывалой для провинции высоты, украшенный величественными колоннадами, он одновременно напоминал архитектурные шедевры Санкт-Петербурга и древнегреческого Акрополя.

Революция стала для собора роковой. Сначала его превратили в пулемётное гнездо для ведения боёв между большевиками и контр­революционерами, а затем окончательно разорили. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года Александро-Невский собор был взорван.

К счастью, чертежи храма не пропали, и в 1999 году было решено отстроить его заново на прежнем месте. Сегодня Александро-Нев­ский кафедральный собор является одним из самых больших в Крыму, а по красоте ничуть не уступает знаменитому Владимирскому собору в Херсонесе. Собор располагает полным набором колоколов, а по воскресеньям и праздникам службы проходят с участием архиерейского мужского хора. При соборе работает воскресная школа.

Кроме мощей святителя Гурия, в храме находятся икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, а также ковчег с мощами святого Лазаря Четверодневного.

Адрес: ул. Александра Невского, сквер Победы.

 

Храм Всех Святых

Эту скромную на вид кладбищенскую церковь стоит отметить особо. Освящённая в 1864 году, она никогда не прекращала работы. Вначале церковь была посвящена Успению праведной Анны, а позже переосвящена под именем «Всех Святых» и служила для отпевания усопших, которых хоронили тут же, на действовавшем тогда городском кладбище.

Надо сказать, что и само кладбище (давно не действующее) может считаться городской достопримечательностью. Ведь здесь в разное время были похоронены знаменитый художник-баталист Николай Самокиш, герои симферопольского подполья из группы «Сокол» (актёры симферопольского театра, расстрелянные фашистами в 1944 году).

Главная святыня храма — икона Христа Спасителя, изображение которой чудесным образом отпечаталось на стекле. Исследовала это явление комиссия из священников, учёных и художников, и вердикт был однозначный: о фальсификации не может быть и речи. Изображение на стекле представляет собой белый налёт из органического вещества. Каким образом это произошло, ответа нет. Но рациональная версия об испарении частиц краски и оседании их на стекле не отвечает на вопрос, почему это случилось лишь с одной иконой, а не со всеми, что есть в церкви.

Адрес: пер. Учебный, 5.

Проезд — от железнодорожного вокзала на любом виде транспорта, который идёт до Центрального рынка.

 

Это только самые значимые храмы Симферополя. Есть и другие. Например, стоит упомянуть храм Трёх Святителей, который известен и как «семинарская церковь» (ул. Гоголя, 16). Свято-Никольский храм (ул. Александра Нев­ского, 19), возведённый в честь коронации Николая II и превращённый в советские времена в спортзал, в 2018 году отметит своё 120-летие.

Много в городе и церквей, построенных за последние годы, ведь Симферополь растёт и новые районы нуждаются в храмах. В частности, это новопостроенный (2000 г.) храм священномученика святителя Вениамина (ул. Киевская, 139/2, пл. Московская) и строящаяся (восстанавливающаяся) церковь на улице Сергеева-Ценского. Это то строительство, которое не просто украшает наш город, а ещё делает его духовно богаче.

 

Лютеранская кирха

В Симферополе были не только православные церкви; история к ним оказалась ещё более безжалостна.

С екатерининских времён в Крыму проживало немало немцев, финнов и других народов, исповедующих протестантизм. Поэтому необходимость в лютеранских храмах здесь была все­гда. Симферопольскую кирху построили в первой половине XIX века на пожертвования горожан. Она представляла собой здание в западноевропейском стиле, окружённое садом. При кирхе работала пятилетняя школа для детей разных национальностей.

Уничтожили кирху большевики не сразу. Поначалу было принято решение её опечатать, однако после неоднократных просьб со стороны верующих храм снова открыли. Открыли, чтобы через несколько лет закрыть навсегда, а потом и разрушить. Сегодня всё, что осталось от некогда прекрасного здания лютеранской церкви, — это небольшое строение в глубине двора на улице Екатерининской, 31. Сейчас это снова действующий храм.

 

Католическая часовня Успения Пресвятой Девы Марии

Симферопольским католикам повезло меньше — от костёла, который некогда находился на месте бывшего магазина «Океан» (ныне «Эльдорадо» и другие), не осталось следа. Он, разделив участь находящейся рядом синагоги, был буквально стёрт с лица города во время расчистки площадки для строительства магазина.

Сегодня симферопольский католический приход находится в переоборудованном под часовню жилом доме на улице Донской, 5.

 

 МЕЧЕТИ

История ислама в Симферополе насчитывает не одно столетие. Местные мечети не уступают по красоте и древности христианским церквям. Каждый день разносятся над городом мелодичные призывы к молитве — азаны, — навевая мысли о сказках «Тысячи и одной ночи».

К слову, в предыдущем, восьмом выпуске «КЖ» рекомендуем статью «Ислам в крымском наследии» — всё о мусульманских святынях Бахчисарайского района, Старого Крыма и Евпатории.

 

Мечеть Кебир-Джами

Это не просто храм (название переводится как «соборная мечеть»), это духовный центр для симферопольцев, почитающих Аллаха. Тут расположена резиденция муфтия и Духовного управления мусульман Крыма.

История мечети примечательна. Построенная в 1508 (по другим данным — в 1502) году на подаренной ханом Менгли I Гераем земле, Кебир-Джами является старейшим зданием Симферополя, немым свидетелем крымской истории на протяжении половины тысячелетия. Именно её белокаменные стены дали название Симферополю — Акмесджит («белая мечеть»).

К счастью, сохранилась надпись на фронтоне, поэтому нам известен не только год постройки, но и автор проекта — знаменитый в те времена архитектор Хаджи Абдурахим-Бек.

«Эта мечеть была построена во славу могущества хана Менгли I Герая, да простит Аллах все грехи его самого и его детей в месяц мухаррам в год девятьсот четырнадцатый» — так написано на строительной доске, найденной во время реставрации храма.

В советские времена мечеть пришла в запустение, а после депортации крымских татар (18 мая 1944 г.) и вовсе была превращена в переплётную мастерскую. Возвращение крымских татар вдохнуло жизнь в древний храм. Кебир-Джами отреставрировали и заново освятили. Храм не поражает пышностью архитектурных изысков, но его вид совершенен в своей лаконичности.

Адрес: ул. Курчатова, 4 (Старый город).

 

Мечеть Сеит-Сеттар Джами

11 сентября 2016 года после реконструкции открыла двери веру­ющим мечеть Сеит-Сеттар. Храм был построен 200 лет назад на деньги купца и мецената Сеит-Сеттара, чьё имя и было увековечено в названии. Как и большинство других храмов Симферополя, мечеть бездействовала с 30-х годов прошлого века, используясь в качестве подсобного помещения для хозяйственных нужд.

Сегодня это изящное здание с воздушной архитектурой. Мечеть имеет несколько куполов (раньше единственной в Крыму многокупольной мечетью была Джума-Джами в Евпатории) и один минарет.

Адрес: ул. Клары Цеткин, 34.

 

Есть в Симферополе и другие мечети: Борчокъракъ Джамиси (микрорайон Фонтаны), Бавурчы Джамиси (микрорайон Каменка). А главное — в мик­рорайоне Марьино (напротив онкологического диспансера), на участке почти в три гектара, ведётся строительство соборной мечети Буюк Джума-Джами. Это будет самый крупный в Крыму мусульманский храм с многочисленными колонна­дами, куполами и минаретами, не уступающий по красоте и масштабам мечетям Ближнего Востока.

 

ИУДЕЙСКИЕ ХРАМЫ

Отдельно коснёмся судьбы иудей­ских храмов Симферополя, а именно синагоги и караимской кенасы. В крымской столице всегда проживало много евреев, исповедующих иудаизм, а их молитвенный дом — Хоральная синагога — был одним из самых красивых зданий города. Внутри размещались большой зал и балкон, где молились женщины. Находилась Хоральная синагога рядом с католическим костёлом, на месте бывшего магазина «Океан» (ныне «Эльдорадо»).

Храм закрыли в 20-х годах прошлого века, чтобы устроить в нём клуб работников промышленной кооперации. Сохранилась даже докладная записка в Сов­нарком: «В апреле 1923 года закрыта в Симферополе главная Хоральная синагога. Вместительность трёх небольших молитвенных домов, оставшихся незакрытыми, ничтожна, так что для симферопольских евреев отправление культа стало невозможным. Синагога закрыта и ни для каких целей не используется». А в 1974 году храм был окончательно уничтожен.

Чуть больше повезло караимской кенасе. Караимы, один из коренных народов Крыма, исповедуют караизм — ветвь иудаизма. Практически в каждом городе полуострова были их храмы, зачастую поражающие своей изысканной архитектурой. И симферопольская кенаса не исключение.

Здание храма было построено в конце XIX века на средства караимов крымской столицы и сразу стало городской достопримечательностью. Ведь ничего подобного тут никогда раньше не было — в архитектуре невероятным, но в то же время гармоничным образом соединились готический, мавританский и византийский стили. Круглые окна, каменное кружево резьбы, башенки и большая звезда Давида на фронтоне — такова была симферопольская кенаса.

Закрыли храм в 1930 году. А в 1936-м сюда переехала редакция Гостелерадиокомпании «Крым», где и находилась до недавнего времени. Шестиконечная звезда была убрана с фронтона, а на её место водрузили пятиконечную. Но тут вышел курьёз: очертания изначального «культового символа» всё равно отчётливо проступали из-под неё.

Сегодня ситуация со зданием кенасы остаётся непростой. В 2014 году, после долгих проволочек и споров, оно было передано Симферопольской караимской религиозной общине «Чолпан». Однако за сто лет капитальный ремонт тут не делали, поэтому самое красивое здание Симферополя в настоящее время пребывает в аварийном состоянии.