13 февраля 2017

Дачи без сдачи

София Ротару еще в середине 70-х обосновалась в Крыму, приняв тогда приглашение руководства области и филармонии

София Ротару еще в середине 70-х обосновалась в Крыму, приняв тогда приглашение руководства области и филармонии.

Дачи без сдачи
Место
под солнцем

автор: Екатерина Врублевская, фото: М. Львовски.
Первыми звездными дачниками Крыма можно считать Антона Чехова и Максимилиана Волошина, к ним в начале ХХ века — гостить и тусоваться в Ялту и Коктебель — тянулся весь бомонд Москвы и Петербурга. А в советское время даже у самых именитых актеров, писателей и певцов из-за бюрократических препон не было возможности прикупить себе жилье на полуострове. Только Юлиану Семенову с его-то связями в Кремле удалось выгрызть клочок земли под дачку в Верхней Мухалатке. Для всех остальных пределом шика был отдых в домах творчества или санаториях, где уже по блату легко решались вопросы с путевками…
Сегодня же доступно все, но звезд шоу-бизнеса, решившихся на покупку недвижимости в Крыму, можно пересчитать на пальцах трех рук. За приличный особняк в красивом месте цены такие, что дешевле купить виллу в Майами, где давно обосновалась половина вечного состава «Песни года», или на побережье Испании — и знают только свои, и роскошью лишний раз никто не попрекнет…

Голосистая компания у моря

София Ротару еще в середине 70-х обосновалась в Крыму, приняв тогда приглашение руководства области и филармонии. После скромной «двушки» в Ялте она со временем переехала в 3-комнатную квартиру на ул. Боткинской, а позже вместе с мужем Анатолием Евдокименко стала обустраивать дачу в Никите (7 км от Ялты). И весь крымский комфорт Софии Михайловны по-настоящему трудовой. Как нам рассказали в госфилармонии АРК, только в 1983 году она дала 137 концертов в колхозах и совхозах Крыма!

София Ротару еще в середине 70-х обосновалась в Крыму, приняв тогда приглашение руководства области и филармонии. После скромной «двушки» в Ялте она со временем переехала в 3-комнатную квартиру на ул. Боткинской, а позже вместе с мужем Анатолием Евдокименко стала обустраивать дачу в Никите (7 км от Ялты). И весь крымский комфорт Софии Михайловны по-настоящему трудовой. Как нам рассказали в госфилармонии АРК, только в 1983 году она дала 137 концертов в колхозах и совхозах Крыма!

Сегодня ее дача на Никитском спуске является такой же достопримечательностью поселка, как и ботанический сад.

Но в сравнении с дворцами неизвестных народу бизнесменов ее 2-этажный дом с гаражом для одной машины, мансардой и тенистой лоджией выглядит скромно.
Грядки и палисадник на десяти сотках являются особой гордостью певицы. Она сама по возможности каждой весной высаживает там лук и помидоры, потом с удовольствием пропалывает их и даже делает закатки. Как она нам рассказывала, эту «возню в огороде» она считает лучшей психотерапией и одной из главных составляющих своего секрета неувядающей красоты.

Гурзуфская дача актера и продюсера Сергея Жигунова также не отличается особой роскошью — это три комнаты с террасой на первом этаже особняка, которые он прикупил в 2004-м за $180 тыс. Но прелесть его обители — в прекрасном пейзаже и выходе к дикому пляжу миниатюрной скалистой бухты Чехова вблизи дома-музея великого писателя.

Плескалась там и Анастасия Заворотнюк, пока не рассорилась с «гардемарином».

Но с недавних пор дачные сезоны продюсера и актера в Гурзуфе омрачены судебной тяжбой с соседями, которые занимают верхнюю часть дома — спор из-за земли и забора…
В поссовете нам пояснили, что Жигунова обвиняют в самозахвате, хотя дом оформлен на имя его тетки: «Никто явного права на землю не имеет — это гражданский спор двух физических лиц, который может затянуться на долгие годы — им проще между собой договориться». Соседи из ближайших домов скандал не комментируют, но благодарят Жигунова за бетонированную дорожку, которая облегчила им путь к пляжу.

По соседству с ним – в нескольких километрах – обосновался и хитмейкер Константин Меладзе. Он долго подыскивал в Крыму домик для творческого вдохновения и в итоге выбрал коттеджный поселок возле Гурзуфа «Вилла Роз» — с парком и пляжем. Правда, до моря там 800 метров по склону, поэтому возле каждого коттеджа есть бассейны. Осенью 2011-го его огорчили воры — стащили из дома $1500 и iPad. Но сейчас своим присутствием его будет радовать муза – Вера Брежнева, с которой он недавно «оформил отношения».

Недвижимость в Крыму на волне своей популярности еще в 90-х прикупила неувядающая певица Татьяна Овсиенко — у нее дом в Алупке, где соседи чаще видят ее маму. А у Алены Свиридовой — бабушкин дом в Керчи. Там певица гостила на летних каникулах в детстве и, ностальгируя по тому времени, приезжает и сейчас каждое лето с сыном Гришей.

Вместо Майами мог бы чаще гостить на полуострове Валерий Леонтьев, но ему не удалось договориться с крымскими колхозниками.
— Где-то в 1982 году я серьезно собирался обосноваться в Крыму, — рассказал нам Валерий Яковлевич. — Я хотел купить какой-нибудь домик под Евпаторией — мне нравится западный регион, там песочек на пляжах и не такие трудные доступы к морю, как на южном берегу. Одна женщина продавала маленький домик буквально на пляже, но нужно было разрешение местного председателя колхоза. И мы поехали к нему на прием с Эрнестом Юдицким, который работал тогда директором Евпаторийского филиала Крымской филармонии. Но он нам отказал, и я лишился возможности быть хоть в какой-то мере хозяином собственности в Крыму, и с тех пор больше и не пытался.

Коктебельские жители

— Я антидачница по природе, но идея чего-нибудь маленького, примитивного, но своего в Коктебеле мною вынашивалась всю сознательную жизнь, — рассказывает нам пианистка, концертмейстер Большого театра Алла Басаргина. — Я ведь помню Коктебель, страшно сказать, с 1949 года, когда мой папа отправил меня с мамой на летний отдых. Он тогда еще извинялся, что путевки дали не в Анапу или в Евпаторию, а в какой-то коктебельский Дом творчества писателей. Перед отъездом напутствовал, что, если вдруг нам понравится, он сможет продлить путевки. Мы приехали 29 мая — за два дня до начала работы Дома творчества — и мама сразу же телеграфировала в Москву: «Продлевай!» Это была любовь с первого взгляда. На берегу бухты тогда не было никаких строений, кроме дома Волошина. И потом мы из года в год приезжали в Коктебель, а Мария Степановна (вторая жена Максимилиана Волошина. — Авт.), так как во всем поселке только у нее был рояль, позволяла мне летом заниматься музыкой.

В 1998-м Алла Борисовна стала хозяйкой земли, на которой вместе с мужем обустроила свою усадьбу.
Этот самый гостеприимный дом за несколько лет стал центром культурной жизни поселка

В 1998-м Алла Борисовна стала хозяйкой земли, на которой вместе с мужем, солистом оперы Большого театра Станиславом Сулеймановым, обустроила свою усадьбу. Этот самый гостеприимный дом за несколько лет стал центром культурной жизни поселка, и не удивительно, что именно там родилась и воплотилась идея фестиваля искусств «Куриный бог».

А в начале 2000-х по соседству с Басаргиной организовала свое поместье — с 2-этажным особняком и бассейном семья телеведущей Арины Шараповой.
— Я влюбилась в этот край, когда побывала у Димы Киселева на джаз-фестивале, — говорит Арина Аяновна. — Мы тогда с мужем все и придумали. Сегодня это мой любимый дом, но я его однажды чуть не продала: неистребимые запахи и шумы меня иногда приводят в обморочное состояние. Здесь нет того, о чем мечтает человек при жизни: нормальных дорог и канализации. Но все равно я обожаю Коктебель, для меня он прелесть.
К слову, Дмитрий Киселев, запустив поселок на фестивальную орбиту почти 10 лет назад, спровоцировал новую волну массового паломничества туристов, за счет которых припеваючи живут многие коктебельцы. У телеведущего один из самых оригинальных домов, который он выстроил на оползневом склоне, подперев сваями. Это палубного типа таунхаус с 5 санузлами, лифтовым подъемником и бассейном, откуда открывается обалденный вид на Коктебельскую бухту.
— В 2002-м за четыре сотки не предназначенной для жизни земли на обрыве я заплатил $10 тыс., — говорит Дмитрий Константинович, основатель фестивалей «Золотой кий» и «Джаз Коктебель». — Мне сразу же выдали справку, что из-за активного оползня всякое строительство там запрещено. И только через три года мне посоветовали сделать инженерную защиту участка, что позволило построить то, что сейчас называется «Cock t’est Belle».

Буквально в 50 метрах от Киселева, выше по улице Айвазовского, расположен 3-этажный особняк писателя и драматурга Эдварда Радзинского. Даже для звездных коктебельцев он самый загадочный дачник — никто не знает, когда он приезжает и уезжает, живет замкнуто и почти ни с кем не общается.

У актрисы Анастасии Заворотнюк собственные апартаменты в старинном парке бывшего имения графа Орлова-Давыдова. Сейчас это территория пансионата «Прибрежный» в Отрадном, который находится между «Ялтой-Интурист» и Никитским ботаническим садом.
Обосноваться в Крыму всерьез и надолго актриса решила в 2009 г., когда у нее на пару с мужем — фигуристом Петром Чернышевым — появились бизнес-планы, связанные с проектом «Ялта Ice». К тому же целебный воздух ЮБК был рекомендован врачами ее сыну, у которого была предрасположенность к астме.
Заворотнюк и до этого часто приезжала в Крым оздоравливать своих детей — Майкла и Аню, и посчитала, что жить в своей квартире у моря среди сосен и кедров в итоге будет выгоднее, чем тратить свои гонорары на оплату номеров в чужих отелях.

Вилли Токарев летом приезжает в свою ялтинскую квартиру, которую когда-то купил у Михаила Пуговкина — в доме рядом с «Юбилейным».
— В этом доме жило много знаменитых людей, — рассказал нам 77-летний шансонье. — А до революции здесь было очень популярное в городе место — публичный дом. Так что не мы своими именами украшаем дом, а история дома придает колорит нашей в нем жизни. Ушел Пуговкин, уйду и я — и неважно, что потом скажут по поводу жильцов.
Папа популярной певицы Алсу —политик и бизнесмен Ралиф Сафин, позаботился, чтобы у его дочери и внучек — Микеллы и Сафины в Крыму были все условия для комфортного отдыха. Под поместье он выбрал не самый престижный уголок полуострова — Орловка находится в 20 км к северу от Севастополя, но расчет был обусловлен рядом преимуществ перед Южным берегом Крыма— земля дешевле и рядом аэродром «Бельбек». От посадочной полосы к морю семейный кортеж доезжает за 15—20 минут!
Покой и уют за высоким забором охраняется на уровне госдач. Кроме коттеджей и 3-этажного комплекса с фитнес-залом и крытым бассейном, на 3,5 га изумрудного газона с вязами предусмотрена вертолетная площадка, есть причал и песочный пляж, студия и летний театр, два теннисных корта и конюшня с манежем. Не удивительно, что Алсу все чаще «заграницам» предпочитает отдых у себя в Крыму. И быть ее соседом особая гордость. В выигрыше от такого соседства и местные жители — на средства Сафина построена мечеть и газовая котельная, появился асфальт и вязовая роща.

ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Рынок недвижимостипока «подморожен»

Директор севастопольского агентства недвижимости «Мультидом» Наталия Моссальская, комментируя ситуацию на крымском рынке недвижимости, отмечает, что цены остаются в жесткой зависимости от курса валют.
— Сегодня, в виду нестабильности отношения рубля к доллару, цены падают и это заметно даже относительно прошлого месяца, — поясняет эксперт. — Наши коллеги по российской гильдии риелторов признаются, что и в целом по стране количество сделок уменьшилось. Россияне опасаются брать кредиты, хотя банки и готовы их предоставить, но заемщики чувствуют себя неуютно из-за стабильности своих доходов. Тем более, что крымская недвижимость для них не является в числе покупок первой необходимости. Однако, рынок не стоит на месте, есть категория активных покупателей, например, семьи военнослужащих, им помогает программа «военной ипотеки». Эти покупатели интересуются квартирами по цене в пределах 3-3,5 миллионов рублей. А самый популярный запрос на сегодня – домик у моря или участок в 5-километровой зоне от моря. На данный момент прямых покупателей становится меньше, сезонность рынка и дальше будет формировать отложенный спрос. Сейчас самое время для обмена или размена. Цены на недвижимость уже не растут. В рублях цены не падают, но при конвертации продавцы теряют в долларах.

Симферопольский независимый оценщик недвижимости Артем Хист предрекает медленное замораживание этого сегмента рынка.
— С начала этого года рынок недвижимости в Симферополе обозначился резким падением цен на 30-40%, — говорит эксперт. — Сейчас падение прекратилось, но рынок находится в стадии заморозки. Покупательская способность на данный момент крайне низкая. Спроса нет, а предложение на порядок его превышает. Говорить о дальнейшем падении цены на недвижимость сложно. Продавцы просто не могут дальше снижать цену. А спрогнозировать что-либо в сложившейся экономической ситуации очень сложно. Но мы советуем всем, кто собирался продавать, делать это именно сейчас. Вполне возможно, что рынок недвижимости Симферополя в скором времени уйдет в стагнацию.

Генеральный директор ялтинского агентства недвижимости «Статус», Станислав Кисс отмечает, что по количеству сделок ситуация с куплей-продажей недвижимости на Южном берегу Крыма значительно живее, чем в Севастополе и столице Республики.
— Рынок здесь традиционно стабилен, даже в кризис 2008 года снижение цен на ЮБК было в пределах 10-15 %. С возвращением Крыма в Россию повышение цен в Ялте и ее окрестностях было незначительным, а с начала 2015 года и вовсе упали на 8-10 %. Связано это с ограниченным предложением (ведь в Севастополе и в Симферополе строительство новых домов идет масштабнее), а также с тем, что недвижимость ЮБК является в большинстве своем доходной – 90 % объектов, выставленных на продажу, очень хорошо сдаются в аренду круглый год и приносят солидную прибыль их владельцам. На рынке же так называемых «мотивированных» продавцов, у которых действительно есть необходимость продажи своей недвижимости, цены снижаются, но также не так значительно, как в других регионах полуострова. Конечно, периодически появляются «срочные» варианты, но они в большинстве своем оказываются в руках перекупщиков.