В России День белого цветка стали проводить с 1911 года благодаря покровительству царской семьи, тратившей немалые личные средства на дела милосердия. В этот день собирались средства для борьбы с «чумой столетия» — туберкулёзом. Всем желающим продавались символические букетики белых цветов. За такой букетик каждый давал сколько мог, внося свою лепту в дело помощи немощным и больным людям. Начиная с 2005 года праздник возрождён и проходит во многих городах России.

Как проводят «Белый цветок» сегодня

В этом году благотворительная акция «Белый цветок», приуроченная к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского, пройдёт 30 сентября в Феодосии.

Запланировано множество различных мероприятий: памятный молебен, праздничное шествие, различные мастер-классы, ярмарки рукоделия и угощений, концертная программа с участием юных талантов и профессиональных музыкальных коллективов Крыма.

По информации пресс-службы Феодосийского городского совета, в день проведения благотворительной акции также пройдёт аукцион, на который будут выставлены иконы, вышитые бисером.

Все средства, вырученные в этот день, направят на поддержку больных детей.

В завершении благотворительного вечера состоится «Бал у Айвазовского», который пройдёт в галерее великого мариниста.

Немного истории

День белого цветка родился в начале ХХ века для помощи больным туберкулёзом. Точно неизвестно, в какой стране акцию провели впервые. Так или иначе, но уже в 1900-х годах по всей Европе весной на улицах начали появляться люди с рукотворными ромашками. Плата за цветы не была фиксированной — кто сколько сможет. В кружки для пожертвований каждый опускал посильную сумму. Эти акции проходили под эгидой противотуберкулёзных обществ.

Традиции Дня белого цветка в России

Программа Дня белой ромашки состояла из двух частей: просветительской работы и денежного сбора. Пропагандисты считали, что для борьбы с туберкулёзом прежде всего необходимы «отзывчивое сердце и щедрая рука». Кроме продажи цветов, устраивались благотворительные спектакли, концерты, лотереи и т. п.

Движение «Белого цветка» охватило огромную территорию страны — за столицей потянулись и другие города Российской империи. На улицы Москвы, Кишинёва, Минска, Риги, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани и Ялты выходили тысячи добровольцев.

В то время Ялта была известна как русский центр лечения больных туберкулёзом. В 1911–1914 годах сама императрица в южнобережном имении Ливадия организовала четыре больших базара в пользу туберкулёзных больных. Она вместе с великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окружённая огромной толпой народа. Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действует очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удаётся ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».

Перед началом акции в районные комитеты Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны. Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — забирали букеты и расходились по городу. Цветы они укладывали в небольшие бело-жёлтые корзины. Ленты и заколки продавщиц тоже были ярких тонов.

Отчёт о собранных средствах и их использовании печатался в газетах и специальном журнале «Туберкулёз», издаваемом лигой. Приводились подробные финансовые отчёты, указывались фамилии всех, кто вносил пожертвования. В этих списках можно обнаружить много известных имён. Наибольший частный вклад принадлежал царской семье: в 1913 году он составил 10 тысяч рублей.

В 1911 году сбор по всей стране достиг полумиллиона рублей, а в 1912-м — около миллиона. Доходы от пожертвований составляли 70,1%, а пособия правительства — лишь 0,3%.

День цветка вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырёх раз в год. Цветы были разные, каждый символизировал какую-то одну проблему. Букеты из белой ромашки раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи — при сборе в пользу голодающих крестьян, люди, которые покупали розовые цветы, помогали сиротам.

После Октябрьской революции практика «цветочных дней» исчезла далеко не сразу. Начиная с 1922 года народный комиссариат здравоохранения организовывал ежегодные туберкулёзные трёхдневники, которые явились в известной степени восстановлением Дня белой ромашки. Материальный успех трёхдневника 1922 года превзошёл все ожидания: 220 тысяч рублей золотом было собрано по стране.

Традиция Дня белого цветка не затухала в разных частях Российской империи вплоть до конца 1930-х годов.

 

Источник: http://www.beliycvetok.ru/history.html http://philanthropy.ru/cases/2011/04/28/5563/