12 февраля 2017

Бисерный скит среди скал

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову.

Бисерный скит среди скал
Трепет-
тропы

Текст и фото: Катерина ТРУТЬКО

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову.  В самые жестокие времена гонений на церковь  воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с  рукотворными храмами в городах и селах.  Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь.  Мы настоятельно рекомендуем посетить восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен  не только своим прошлым, но и настоящим — свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит св. Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.
Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близ пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад — железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, слышатся вдалеке звуки и запахи коровника.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот, понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.
Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».

Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой

Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струится из высоких окон, расположенных под крышей церкви, со старушками, которые указывают, что и как делать… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок, бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест, копии древних фресок. Свободное пространство заполнено уменьшенными двойниками этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над декорированием в основном в осенне-зимний сезон, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.
— Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон, — рассказывает о храме отец Агафадор. — Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант — скала известковая, сырая и если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все равно не получилось. А так у нас бисерные панно на непромокаемой основе.

В каждой вещице дух монастыря

Сколько в церкви лампадок, монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы – здесь 65 лампад с бисерными подвесками, нет двух одинаковых. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодарная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии — деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками — на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий десять божьих заповедей, вышитых бисером по бисеру. Каждая икона в храме обрамлена радужным узором переливающихся в свечном свете бусинок.
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками – все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая вещица, созданная с молитвой, говорят монахи, таит в себе дух монастыря.

У только начавшего набирать популярность скита уже есть традиция. Люди, однажды посетившие обитель, везут подарки монахам и друзьям об этом рассказывают. Везут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки – здесь все идет в ход.

Буренки в помощь братии

С благословения настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана за восстановление обители взялся отец Дорофей. Сейчас там живут семеро монахов и несколько послушников. Однако малое количество обитателей не мешает развиваться скиту. Иноки не только рукодельничают, но и ухаживают за садом, в котором выросли яблони, черешня, слива, растет даже хурма. Есть у скита и хозяйство небольшое – 12 коров и несколько телят.
— Как появились буренки, братья научились делать все, что можно из молока – сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а сейчас даже делаем на продажу, — рассказывает отец Агафадор. — Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы. За килограмм натурального сыра монахи просят 600 рублей, за брынзу – 400. Небольшие деньги за продукты, в качестве которых не сомневаешься.

Кроме келий монахов на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники – люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.
— День в ските начинается в половине шестого утра с утренней молитвы, — уточняет отец Агафадор. — После завтрака все идут на послушание – выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя. Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек, и те приезжие — из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато стали чаще приезжать из разных уголков России — даже из Башкирии и Якутии. И, несмотря ни на что, продолжают ездить группы с Украины.
Просят святую о разном, но церковники говорят, что Анастасия – покровительница людей, находящихся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью . Это видно по храмовой иконе св. Анастасии. Не ней разные подвесочки, крестики и сережки – обычно люди такое несут в благодарность за полученную помощь, о которой они просили в молитве.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая, как противовес пещерной часовне, но, как отмечают монахи, внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

СПРАВКА

Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь св. Анастасии, нет, но, судя по найденным высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке св. епископа Готского Иоанна со св. Стефаном, произошло это примерно в VIII в.,  рассказывают в храме. В это время в Византии как раз начались гонения на иконопочитателей, и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя при этом почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчение страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-Кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.